Содержание
ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ
Аннотация. В статье представлен анализ социокогнитивной теории внушаемости. Приводятся пять основных моделей, объединенных в данную теорию: ролевая модель Т. Сарбина и У. Коу, социальная модель Т. Барбера, социально-психологическая модель Н. Спаноса, модель ожидания реакции И. Кирша и модель наборов реакций И. Кирша и С. Линна. В конце статьи указанный материал обобщается с позиции интегративной психологии.
Ключевые слова. манипуляция сознанием, внушаемость, социокогнитивная теория, социальная роль, психологическая установка, ожидания, интегративная психология.
Abstract. the article presents an analysis of the sociocognitive theory of suggestibility. There are five basic models, combined in this theory: role model of T. Sarbin and W. Coe, the social model of T. Barber, socio-psychological model of N. Spanos, the model of waiting of I. Kirsch, model kits reactions of I. Kirsch, and S. Lynn. At the end of the article summarizes the material from the position of integrative psychology.
Keywords. mind control; suggestibility; sociocognitive theory, social role, mindset, expectations, integrative psychology.
Аннотация. В статье представлена авторская концепция самореализации, разработанная на основе принципов системного подхода. Проводится анализ концепции на соответствие критериям теории личности. В порядке эксперимента производится рассмотрение понятия «эгоизм» в качестве предмета психологии.
Ключевые слова: личность, предмет психологии, самореализация, системный подход, счастье, эгоизм.
Annotation. The article presents the author's concept of self-actualization, developed on the basis of the principles of the system approach. Analysis of the concept on the compliance with the criteria of personality theory. In an experiment is made consideration of the concept of "egoism" as the subject of psychology.
Keywords: identity, a subject of psychology, self-realization, systematic approach, happiness, selfishness.
Ключевые слова: В.С.Филатов, Ярославль, Ярославский педагогический институт, психология, научная школа
Аннотация. 24 августа исполняется 115 лет со дня рождения Василия Степановича Филатова (1900-1974), известного отечественного ученого, философа и психолога, создателя ярославской психологической школы. Статья посвящена исследованию обстоятельств создания Ярославской психологической школы. Представлены биографические сведения о В.С.Филатове, который был основателем ярославской психологической школы. В статье проанализированы ранние этапы развития психологии на ярославской земле. Особенное внимание уделяется созданию условий для того, чтобы школа возникла и развивалась. Подробно анализируется деятельность В.С.Филатова по созданию школы, обсуждается проблема критериев возникновения научной школы. Выделяются следующие критерии (общая для школы исследовательская проблематика, пространственно-временное единство, принципы, характеризующие исследовательский подход в данной школе, наличие разных поколений ученых в школе, организационные условия - наличие кафедры или лаборатории, института, открытие аспирантуры и решение проблемы воспроизводства научных и преподавательских кадров, проведение научных конференций, издательская деятельность, отражающая продукцию школы, признание достижений школы коллегами и научным сообществом). Дается анализ особенностей складывающейся школы, выделяются условия, способствовавшие ее формированию.
Keywords: V.S.Filatov, Yaroslavl, Yaroslavl Pedagogical Institute, psychology, science school
Annotation. August 24 marks the 115 years since the birth of Vasily Stepanovich Filatov (1900-1974), the famous Russian scientist, philosopher and psychologist, founder of the psychological school of Yaroslavl. The article investigates the circumstances of the creation of the Yaroslavl school of psychology. Presents biographical information about V.S.Filatove, who was the founder of the psychological school of Yaroslavl. The article analyzes the early stages of the development of psychology in the Yaroslavl land. Particular attention is paid to creating conditions to School emerged and developed. V.S.Filatova activity is analyzed in detail to establish schools, the issue of criteria for the emergence of scientific school.
Аннотация. В статье дается характеристика советской психотехники и ее яркого представителя - психотехника 1920-1930-х гг. Д.И. Рейтынбарга, специалиста и основателя психологии воздействия. Начало его научной деятельности было связано с методологическим и методическим обоснованием новой для советской науки области – психологии рекламы. В дальнейшем он перешел к изучению воздействия через плакат по технике безопасности труда, предложив множество методов для изучения его эффективности.
Ключевые слова. Психология воздействия, психотехника, психология рекламы и плаката, изучение эффективности воздействия.
Abstract. The authors talks about psychotechnics of 1920-1930? D.I. Reytynbarge, specialist and founder of the psychology of influence. Beginning of his scientific activity was devoted to methodological base for the new Soviet science - psychology of advertising. Later, he went on to study the impact through Industrial Safety Poster, offering a variety of methods to study its effectiveness.
Keywords. Psychology of influence, psycho, psychology and advertising posters, study of the effectiveness of exposure.
Аннотация. В статье представлены результаты биографического исследования психолога и богослова Вениамина Алексеевича Снегирева. Несмотря на фундаментальность идей, которые выдвигал в своем творчестве Вениамин Алексеевич, его имя оказалось забытым, а вклад не полностью оцененным. Авторы статьи описывают обнаруженные факты жизни ученого: период детства, студенчество и профессорско-преподавательскую деятельность. Подробно изложена работа В.А. Снегирева в Казанской духовной академии и Казанском университете: он читал курсы по психологии, логике и метафизике, состоял в Совете академии, занимался обеспечением функционирования библиотеки, был удостоен нескольких орденов и наград. Освещена педагогическая деятельность В.А. Снегирева по воспоминаниям его ученика, известного философа Виктора Ивановича Несмелова. Обсуждаются психологические и философские взгляды ученого: основным положением его размышлений о проблемах психологии является признание объекта науки – человека – «живой личностью», самостоятельно думающей, чувствующей и волящей, отрицание сведения человека к сумме душевных явлений. Основой же философских наук В.А. Снегирев считал психологию, т.к. философские проблемы являются содержанием сознания человека, которое должна изучать именно психологическая наука. Приводится библиографический список научных работ ученого.
Abstract. The article presents the results of biographical research of psychologist and theologian Veniamin Alekseevich Snegirev. Although the ideas studied in his works were fundamental, V.A. Snegirev’s name is now forgotten and his contribution is not fully appreciated. The authors describe discovered facts of the scientist life: childhood, student’s period and working as a professor. The work of V.A. Snegirev in the Theological Academy of Kazan and the University of Kazan is written in details: he taught courses on psychology, logics and metaphysics, was a member of the Academy Council, took part in functioning of the library, was honored with several awards and honors. The authors tell about teaching activities of V.A. Snegirev, using the recollections of his pupil, the famous philosopher Viktor Ivanovich Nesmelov. The article discusses the psychological and philosophical views of the scientist: the main point of his thinking about the problems of psychology is to recognize the object of science - human – as a "living person”, thinking, feeling and willing by himself; the denial of reduction person to an amount of mental phenomena. V.A. Snegirev considered psychology as a basis of philosophy because philosophical problems are the content of human consciousness that psychology has to study. The authors present a bibliography of V.A. Snegirev’s scientific works.
Ключевые слова: история психологии, биография, В.А. Снегирев, религиозно-философская психология, Казанская духовная академия, В.И. Несмелов, библиография, психология живой личности, философия, метафизика, логика, Нижегородская духовная семинария.
Key words: history of psychology, biography, V.A. Snegirev, religious and philosophical psychology, Theological Academy of Kazan, V.I. Nesmelov, bibliography, psychology of living personality, philosophy, metaphysics, logics, Theological Seminary of Nizhni Novgorod.
Аннотация. В этой статье мы продолжим рассматривать в качестве объекта теоретического и эмпирического исследования интегративный конструкт Развивающее интегративное пространство. Предметами рассмотрения станут пространство в различном понимании, уровни потребностей в психологическом сопровождении, личностное развитие, интеграция в целостном теоретико-практическом конструкте РИП. Понятие РИП рассматривается как рабочий теоретический и практический конструкт, обобщающий и интегрирующий известные идеи ряда психологических подходов, а так же новую концептуальную позицию интегративной психологии и целостного подхода.
Abstract. In this article, we will continue to be seen as an object of theoretical and empirical research of integrative construct Developing integrative space. Will be the subject of space in a different sense, the levels of demand for psychological support, personal development, integration in the whole theoretical and practical construct DIS. The concept of DIS is considered as a work of theoretical and practical construct summarizing and integrating the ideas of a number of well-known psychological approaches, as well as new conceptual stance integrative psychology and holistic approach.
Ключевые слова: Развивающее интегративное пространство, пространство, личностное развитие, уровни развития, интеграция.
Key words: Developing integrative space, space, personal development, levels of development, integration.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
Аннотация. В статье описаны функции модели компетенции; показаны выводы анализа должностных инструкций государственных служащих и Реестра должностей; выявлены компетенции, влияющие на отдельные виды деятельности; продемонстрирована модель компетенций государственных служащих; описан психометрический опросник составленный на основе модели.
Ключевые слова: отбор персонала, модель компетенций, методология построения модели компетенций, психометрический опросник
Abstract.The article describes the function of a competence model; shows findings of the analysis of job descriptions of civil servants and position registries; identifies competencies that affect certain activities; demonstrates competency model of civil servants; describes a psychometric questionnaire based on a model.
Keywords: personnel selection, competency model, Methodology of model building competencies, psychometric questionnaire
Аннотация. В статье анализируются основные проблемы этической составляющей профессиональной деятельности психолога-консультанта в современной России. Рассматриваются наиболее острые противоречия этических систем, влияющих на процесс психологического консультирования. Ставится проблема исследования детерминант восприятия этических дилемм консультантом и принятия решения в подобных ситуациях.
Ключевые слова: Элита, общество, личность, массы, концепция, политический строй, низы, демократия
Summary: The article analyzes the main problems of the ethical aspects of professional activities of psychological counsellors in modern Russia. The most urgent and calamity contradictions of ethical systems that affect the process of psychological counseling are being considered. The research of the determinants of the perception of ethical dilemmas by the counsellor is being under review as well as the taking decisions in such situations.
Key words: psychological counsellor, Code of Ethics, professional community, ethical dilemma
Аннотация: В статье предпринята попытка анализа различных моделей в понимании элиты. Авторы считают, что актуальность проблемы, совокупность отдельных аспектов изучения элит в различных науках, в разные исторические периоды, а также анализ современной практики дают возможность разработать и обосновать интегративную психологическую концепцию элит.
Ключевые слова: компетенция, компетентность, подготовка психолога, методология, фундаментализация образования
Abstract: The article attempted to analyse the different models in the understanding of the elite. The authors believe that the urgency of the problem, the totality of the individual aspects of the study of elites in various sciences, in different historical periods, as well as an analysis of current practices provide an opportunity to develop and substantiate the integrative psychological concept of elites.
Keywords: Elite, society, identity, mass concept, political system, gutter, democracy
Аннотация. В статье проведен анализ бренда как психологического и социально-психологического феномена. Автор предлагает парадигму оптимизации брендинга во всех аспектах и этапах реализации.
Ключевые слова. Бренд, сознание, общество, группа, индивид, коммуникация, потребитель
Abstract. The article analyzes the brand as a psychological and socio-psychological phenomenon. The author offers a branding optimization paradigm in all its aspects and stages.
Keywords. Brand, consciousness, society, group, individual, communications, consumer
Аннотация. В статье обсуждается возможности и перспективы использования психосемантических методов для изучения системы ценностей различных культур и сообществ. В отличие от традиционных опросников, используемых в социологии, и требующих от респондентов определенного уровня рефлексии на осознание собственной ментальности, а, следовательно, уязвимых для искажений, мотивированных «социальной желательностью», психосемантические методы позволяют выявлять и плохо рефлексируемые, и неосознаваемые ценности. Первая часть статьи посвящена обсуждению методологических аспектов использованию психосемантических методов для изучения ценностей, вторая часть содержит пример конкретного эмпирического исследования.
Ключевые слова. Психосемантика, система ценностей, методы психосемантики, структурное моделирование, социальные представления, геополитические представления, образ страны.
Abstract. The article discusses the possibilities and prospects for using psychosemantic methods for studying the values' system of different cultures and communities. Unlike traditional questionnaires used in sociology, and requires a certain level of respondent's reflection in the awareness of their own mentality, and therefore vulnerable to distortions motivated by "social desirability" psychosemantic methods allow to identify and not well reflected values and unconscious ones. The first part of the article is devoted to the discussion of the methodological aspects of psychosomatics in aspect of studying values systems, the second part contains an example of the empirical research.
Keywords. Psychosemantics, values system, psychosemantic methods, structural equation modeling, social representations, geopolitical representations, the image of the country.
Аннотация: В статье представлено исследование феномена сознательного отцовства, описывается и обосновывается этап разработки и проверки методики, а также проведен анализ работ ученых, которые внесли большой вклад в исследование сознательного отцовства.
Ключевые слова: Сознательное отцовство, роль отца, влияние, социализация.
Summary: In this article was presented the study of the phenomenon of conscious fatherhood, described and substantiated the design and verification of procedure, as well as the analysis of works of scientists who have made great contribution to the study of conscious fatherhood.
Keywords: conscious fatherhood, father's role, influence, socialization.
ЭКСПЕРИМЕНТ И ТЕХНОЛОГИЯ
Аннотация: В статье представлено исследование надситуативного стиля мышления учителя. Рассматривается связь между надситуативным стилем мышления педагога и типом оптимального реагирования на конфликт.
Ключевые слова: надситуативный стиль мышления; тип оптимального реагирования; педагогическое мышление.
Summary: This paper describes a study suprasituational thinking style teacher. The connection between suprasituational style of thinking of the teacher and better response to the type of conflict.
Keywords: suprasituational way of thinking, the type of optimal response; pedagogical thinking.
Аннотация. В статье обсуждаются современные точки зрения на проблему коррупции и коррупционной преступности. Констатируется, что в правительственных и социологических источниках коррупция рассматривается как общественный феномен, поэтому и методы борьбы с ней носят формально-бюрократический характер. Между тем, причина коррупции и коррупционной преступности в ее субъектах. Психологический подход к решению этой проблемы ставит в центр внимания «человеческий фактор». Предлагаемая в статье модель «коррупционной психодиагностики» и «антикоррупционной психопрофилактики» является одной из прикладных реализаций теории ценностно-потребностной сферы личности. Прототипом системы «коррупционной психодиагностики» является авторский продукт В.Г. Морогина «Компьютерная программа психологической диагностики этнической идентификации и этнической идентичности». «Коррупционная психодиагностика» даст возможность выявлять лиц, склонных к коррупции, претендующих на занятие руководящих должностей в государственных учреждениях, бизнес-структурах и СМИ, а также среди кандидатов в народные депутаты любого уровня, а разработанная на основе ее результатов технология «антикоррупционной психопрофилактики» позволит искоренить коррупцию в государственных и общественных учреждениях.
Ключевые слова: коррупционная психодиагностика, антикоррупционная психопрофилактика, ценностно-потребностная сфера личности (ЦПСЛ), общественная подструктура ЦПСЛ, родовая подструктура ЦПСЛ, личностно значимая ценность, коррупционно опасная ценность, коррупционно безопасная ценность, симультанная тахистоскопическая экспозиция, сукцессивная тахистоскопическая экспозиция, общественный коррупционный профиль, родовой коррупционный профиль.
Abstract. The modern point of view on the problem of corruption and corrupt criminality discusses in the article. States, that corruption considers as a social phenomenon in governmental and sociological sources, and therefore methods of fighting corruption are formally bureaucratic nature. Meanwhile, the cause of corruption and corruption criminality is in the subjects. Psychological approach to solving this problem puts in the spotlight the “human factor”. The proposed model of “corrupt psycho-diagnostics” and “anti-corrupt psycho-prevention” is one of the applied implementations of the theory of value-need personality sphere. The copyrighted product “Computer program of psychological diagnostics of ethnic identification and ethnic identity” by V.G. Morogin is the prototype of “corrupt psycho-diagnostics” system. “Corrupt psycho-diagnostics” will enable to identify persons who are prone to corruption, applying for employment of leadership roles within state institutions, business-structures and the media, and among of candidates for the parliament of any level. The technology “anti-corrupt psycho-prevention”, based on the results of “corrupt psycho-diagnostics”, will allow eliminate corruption in state and public institutions.
KeyWords: corrupt psycho-diagnostics, anti-corrupt psycho-prevention, value-need personality sphere (VNPS), social substructure of VNPS, family substructure of VNPS, personally meaningful value, corrupt dangerous value, corrupt safe value, simultaneous tachistoscope exposition, successive tachistoscope exposition, public corrupt profile, generic corrupt profile.
Аннотация: В статье Ж.И. Сардаровой представлен акмеологических подход к проблематике, связанной с профориентацией и профессиональном самоопределении современной молодежи. Отмечается, что главным акмеологическим условием в подготовке учащихся к обучению в вузе является формирование их «акме» в аспекты выбора будущей профессии.
Ключевые слова: профориентация, допрофессиональное самоопределение, акмеологические условия выбора будущей профессии.
Abstract: In the article by J. I. Sardarova presents acmeological approach to issues related to career guidance and professional self-determination of today's youth. It is noted that the main acmeological condition in preparing students for study at the University is the formation of their Acme in the aspects of choosing a future profession.
Keywords: career guidance, pre-professional self-determination, acmeological terms of choice of future profession.
Аннотация: рассматривается проблема реабилитации зависимых от психоактивных веществ. Психотерапевтическое и развивающее действие измененных состояний сознания на личность расширяется, но и имеет свои ограничительные особенности при использовании их в группах аддиктов, проходящих курс реабилитации. В данной статье анализируется опыт интенсивных переживаний аддикта и его влияние на способность к саморегулиции.
Ключевые слова: зависимость, реабилитация, саморегуляция, поток, интенсивные переживания, измененные состояния сознания.
Abstract: the problem of addict social-psychological rehabilitation is regarded. Psychotherapeutic and developing action of stream states increases but has some specific peculiarities if they are applied in the addict groups. This article has been analyzed intensive experience of stream states and its influence of addict self-regulation abilities.
Key words: addiction, rehabilitation, self-regulation, stream state, experience, consciousness.
Сведения об авторах