Содержание 

Журавлев А. Л., Нестик Т. А., Юревич А. В. ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ К 2030 г.

В статье обосновывается необходимость прогнозов развития психологической науки и практики с целью  выработки адекватной научной политики в этой дисциплинарной сфере, подготовки к изменениям, которые приращение психологического знания может вызвать в обществе,  формирования наиболее оптимальных стратегий  развития современной психологии. Приводятся и анализируются результаты экспертного опроса, проведенного Институтом психологии РАН в 2015 г. и направленного на выявление мнений 50 экспертов о том, какими станут психологическая наука и практика в нашей стране и в мире к 2030 г. На основе результатов  выполненного исследования выстраивается образ будущего психологической науки и практики в нашей стране и в мире.   

Ключевые слова: тенденция развития, психологическая наука и практики, прогноз, экспертный опрос, будущее психологии.

The article substantiates the need of psychological science and practice development forecasts to elaborate the adequate scientific policy in this domain, prepare for the changes which may be engendered in the society by the growth of psychological knowledge and work out the best strategies of the development of psychology. The results of expert poll accomplished by the Institute of psychology in 2015 and directed to revealing the opinions of 50 experts about the state of psychological science and practice in our country and in the world by 2030 are presented and discussed. On the background of the expert poll the image of the psychological science future in our country and in the world is built.

Key words: tendencies of development, psychological science and practice, forecast, expert poll, future of psychology.

В. Д. Шадриков МЫСЛЬ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ (Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект No 13-06-00132))

Представлены результаты исследования фундаментальной проблемы психологии: что такое человеческая мысль, каковы механизм ее порождения и структура. Рассматриваются нейрофизиологические механизмы, обеспечивающие порождение мысли. Обосновывается понимание мысли как потребностно-эмоционально-содержательной субстанции. Раскрываются отношения мысли и образа, а также мысли и слова, в котором эта мысль выражается. Дается анализ процесса интеллектуализации мысли и образа. Обосновывается необходимость введения понятия "мысль" в кате­ гориальный аппарат психологии.

Ключевые слова: категориальный аппарат, человеческая мысль, механизм порождения, структура, информация, интеллектуализация, мысль и образ, мысль и слово.

The results of fundamental psychological problem's study'what is a human thought', 'what is a mechanism of its generation', and 'what is a structure of human thoughtare presented. The neurophysiological mechanisms that ensure the thought generation are discussed as well. The definition of thought as a need-emotional-intentional substance is provided. The thought-image and thought-word relationships are exposed. The analysis of thought and image intellectualization process is given. The necessity of introducing the notion 'thought' into categorial apparatus of psychology is argued.

Key words: categorial apparatus, human thinking, generation mechanism, structure, information, intellectualization, thought and image, thought and word.

КАРПОВ В. В. НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА И ПРОМЫШЛЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Ансимова Н.П. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПОСТАНОВКЕ УЧЕБНЫХ ЦЕЛЕЙ

Аннотация: статья посвящена  роли цели в деятельности педагога, влиянию ценностей педагога на процесс целеобразования, в ней представлена психологическая структура цели и модель деятельности педагога  по постановке учебных целей

Article is dedicated to the role of  purpose in the pedagogical activity, the influence of  pedagogical value orientations on process purposes formation, psychological structure of purpose, model pedagogical activity of organization  of  educational purposes

Ключевые слова: цель, ценности, постановка цели, структура цели

Purpose, value orientations, organization  of  purpose, structure of  purpose

Жедунова Л.Г. ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТНОГО КРИЗИСА

Представлена общепсихологическая, экпериментально обоснованная концепция личностного кризиса, основанная на методологии деятельностного  подхода. Концепция, последовательно раскрывает онтологическую сущность личностного кризиса, его основные детерминанты и закономерности развертывания, динамику базовых структур сознания на различных этапах кризиса, а также новообразования (как адаптивные, так и психопатологические), которые формируются в результате переживания субъектом личностного кризиса.

Ключевые слова:  личностный кризис, образ мира, метакогнитивный опыт, направленность рефлексии, ритмозависимая патология.

Article presents experimentally proven psychological concept of personality crisis, based on methodology of activity approach.  

The concept consequently discovers ontology of personal crisis, its’ key determinations and mechanisms, dynamics of basic consciousness structures at different stages of crisis, as well as newly formed patterns (both adaptive and pathological) which derive as result of subjective surviving personality crisis.  

Key words:  personality crisis, world outlook, metacognitive experience, focus of reflection, rhythm-depending pathology.

Карпова Е.В. МЕТАСИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ

Кашапов М.М. СОБЫТИЙНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА СОЦИАЛИЗАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ СУБЪЕКТА (Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (Проект № 16-06-00196а))

Аннотация: В статье представлено описание событийности как характеристики, выражающей определенные факторы, влияющие на жизненный путь человека. В качестве средства профессионализации и социализации студентов рассматривается событийность мышления преподавателя, которая характеризуется умением моделировать ситуацию, ориентированную на развитие личности. Проектирование развивающих ситуаций возможно посредством целенаправленного установления правил, согласованных с остальными параметрами ситуации. Изменяя определенные элементы ситуации можно управлять её динамикой. Благодаря такому воздействию ситуация трансформируется в событие. Событийность мышления выражается в последовательном выявлении и осмыслении логически вытекающих друг из друга событий, относительно легко поддающихся интегрированию и квантификации. Данный подход позволяет рассматривать профессионализацию и социализацию как последовательную цепь причинно-следственных событий.

Ключевые слова: событийность, событийность мышления, ситуация, трансформация, событие, профессионализация, социализация.

Аbstract: The article describes eventfulness as a characteristic, expressing certain factors influencing the human course of life. Thinking eventfulness of teachers, characterized with ability to model situation aimed at personality development, is seen as a means for professionalization and socialization of students. Designing developing situations is possible through goal-directed setting of rules in accordance with other situation parameters. It is possible to manage the dynamics of situation by changing its certain elements. Due to such effect, situation is transformed into event. Thinking eventfulness is expressed in consequential detection and comprehension of events logically ensuing from each other, relatively easy to integrate and quantify. The approach in question allows seeing professionalization and socialization as a sequence of cause-and-effect events.

Кey words: eventfulness, thinking eventfulness, situation, transformation, event, professionalization, socialization.

Клюева Н.В. ТАЛАНТ БЫТЬ УСПЕШНЫМ (Посвящается талантливому и успешному Анатолию Викторовичу Карпову)

Аннотация. Статья посвящена психологическому анализа феномена «успешность». Выделены наиболее существенные характеристики успешного человека: умение жить в условиях неопределенности, осмысленность бытия, осознанное отношение к времени, способность конструировать реальность и другие.  Представлены результаты исследования психологических характеристик региональной элиты. Дана характеристика инновационного подхода к обучению, который позволяет обеспечить условия для формирования успешности. Показана роль психотехнологий в развитии успешности.

The article is devoted to the analysis of the psychological phenomenon of "success." The most essential characteristics of a successful person: the ability to live with uncertainty, the meaningfulness of being a conscious relationship to time, the ability to construct reality and others. Presented results research of psychological characteristics of the regional elite. Characteristics of an innovative approach to learning that allows the formation of conditions for success. Theroleinthedevelopmentofpsychosuccess.

Ключевые слова: успешность, характеристики успешного человека, инновационная методология, обучение в деятельности психотехнологии, психологическое благополучие.

Key words: the success, the characteristics of a successful person, the innovative methodology, training activities,  psychotechnologies, psychological well-being.

Козлов В.В. ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПРЕДМЕТА ПСИХОЛОГИИ

Конева Е.В. ПРОСТРАНСТВО СИТУАЦИЙ ПРОБЛЕМНОСТИ В ТРУДЕ, ПОЗНАНИИ И ОБЩЕНИИ (Исследование частично финансируется РГНФ, проект № 15-06-10641)

Аннотация. В статье рассматривается феномен пространства ситуаций проблемности (проблемного пространства) как механизм функционирования мышления в различных видах деятельности и общения. Интегрируя опыт разрешения проблемных эпизодов, пространство ситуаций проблемности входит в виде важнейшего компонента в профессиональный и коммуникативный опыт субъекта. Учет наличия и особенностей проблемного пространства позволяет повысить эффективность трудовой деятельности, обучения и общения.

Ключевые слова: Профессиональная деятельность, пространство ситуаций проблемности,  обучение, межличностное общение, мышление, рефлексия.

Keywords: Рrofessional  activity,  the space of problem situations,  training, interpersonal communication, thinking, reflection.

Annotation. The article discusses the phenomenon of the space of problem situations (problem space) as the mechanism of functioning of thinking in different types of activities and communication. Integrating the experience of problem-solving episodes, the space of problem situations is an essential component in the professional and communicative experience of the subject. Records of the presence and peculiarities of the problem space helps to increase the effectiveness of employment, training, and communication.

Мазилов В.А. КОММУНИКАТИВНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ: В ПОИСКАХ СРЕДСТВ ИНТЕГРАЦИИ

Ключевые слова: методология, методология психологии,  коммуникативная методология.

Аннотация:  В статье дается характеристика коммуникативной методологии психологической науки. Коммуникативная методология представляет собой нетрадиционную сферу методологии психологической науки. Коммуникативная методология призвана помочь нахождению взаимопонимания как «внутри» научной психологии, так и в психологии в целом. Смысл коммуникативной методологии – в соотнесении (в первую очередь в разработке инструментария, аппарата такого соотнесения) теорий разного уровня и разных методологических ориентаций и подходов.

Keywords: methodology, methodology of psychology, communicative methodology.

Abstract: This paper describes the сommunicative methodology of  psychology. Communicative methodology is the methodology of non-traditional areas of psychology. Communicative methodology is designed to help find mutual understanding as the "inside" of scientific psychology and psychology in general. The meaning of the communicative methodology - in correlation (primarily in the development of tools, apparatus such correlation) theories of different levels and different methodological approaches and orientations.

Нижегородцева Н.В. РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМОГЕНЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДАВ ИССЛЕДОВАНИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ

В статье представлены результаты исследования психологической структуры учебной деятельности и готовности к обучению, полученные с использованием методологии системогенетического подхода. Отмечается, что на раннем этапе концепция системогенеза деятельности разрабатывалась для анализа разных видов профессиональной деятельности. Благодаря исследованиям ученых ярославской психологической школы разработан метод системогенетического анализа деятельности, который оказался эффективным для исследования учебной деятельности.

The article presents the results of a study of the psychological structure of educational activity and a willingness to learn, prepared using sistemogeneticheskogo approach methodology. It is noted that the early concept systemogenesis activities developed for the analysis of various types of professional activities. Thanks to the research scientists of Yaroslavl psychological school developed a method sistemogeneticheskogo analysis activities that proved to be effective for the study of learning activities.

Ключевые слова: деятельность, системогенез, учебная деятельность, готовность к обучению, activity,  systemogenesis, educational activity, willingness to learn

Поварёнков Ю.П. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ: ПОЛИЦИКЛИЧЕСКИЙ ПОДХОД

В статье анализируются основные типы периодизаций профессионального становления личности: онтогенетические, профессионалогенетические, качественные, статусные и смешанные. Отмечено, что существующие периодизации активно критикуются и теоретиками, и практиками. Показано, что существующие периодизации не соответствуют требованиям теоретиков и практиков. На основе проведённого анализа намечаются перспективы разработки полициклической концепции периодизации профессионального становления личности на основе принципов системогенетического подхода. Предполагается, что такая периодизация должна учитывать и профессиональный и жизненный цикл субъекта труда.

Ключевые слова: профессионализация личности, профессионалогенез, стадии профессионального становления, профессиональный цикл, профессиональный возраст, единицы периодизации, основания периодизации.

The article analyzes the main types of periodization of professional growth: developmental, professionalogenetic, quality, status and mixed. It is shown that ontogenetic periodization based on the general laws of mental development, professionalogenetic reflect the specific professional development within specific occupations. Assess their strengths and weaknesses, their real value professionalogenetic laws, the possibility of using to solve theoretical and practical problems. On the basis of this analysis is the prospect of creating an effective periodization based on the principles sistemogenetic approach.

Keywords: professionalization personality, professionalogenez, stage of professional development, professional cycle, professional age, unit periodization base periodization.

Позняков В.П., Вавакина Т.С. ДОВЕРИЕ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ДЕЛОВОМ ПАРТНЕРСТВЕ: РЕСУРСНО-ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД

В статье представлены результаты эмпирического исследования, посвященного изучению психологических факторов эффективности делового партнерства. Сформулированы основные положения ресурсно-ценностного подхода к анализу делового взаимодействия. В качестве показателей эффективности делового партнерства рассматриваются оценки успешности делового взаимодействия, удовлетворенность процессом взаимодействия с деловыми партнерами и оценки эмоциональной удовлетворенности и неудовлетворенности взаимодействием с партнерами. Исследование показало, что эффективности делового партнерства способствуют: высокая ответственность и доверие в деловом взаимодействии. Препятствуют эффективности: допустимость во взаимодействии манипулирования, скрытности, лицемерия и влияния.

This article continues the presentation of the results of a series authors conducted research on the social-psychological factors of business partnership. As indicators of the effectiveness of the partnership business are considered evaluate the success of the business interaction, satisfaction with the process of interaction with business partners and evaluation emotional satisfaction and dissatisfaction with the interaction with partners. The study showed that the efficiency of business partnership contribute to: focus on Trust and Responsibility in business interactions. Hinder efficiency: permissible in cooperation manipulation, secrecy, hypocrisy and influence.

Ключевые слова: российские предприниматели, социальная психология, экономическая психология, психология предпринимательства, деловое взаимодействие, деловое партнерство, психологические отношения, ресурсно-ценностный подход,  ответственность, доверие, манипулирование, лицемерие, эффективность, удовлетворенность

Keywords: Russian entrepreneurs, social psychology, economic psychology, psychology of entrepreneurship, business interaction, business partnership, psychological relationships, resource-value approach, responsibility, trust, manipulation, hypocrisy, efficiency, satisfaction

Субботина Л.Ю. ПСИХОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА

Симановский А.Э. ТВОРЧЕСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

Фетискин Н.П НОВООБРАЗОВАНИЯ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ

Аннотация. Статья посвящена выделению и обоснованию деструктивных новообразований на уровне форм личностной направленности в подростковой среде с отклоняющимся поведением. Рассмотрены особенности мозаичных форм направленности и действенность девиантных проявлений. В структуре мозаичных личностной направленности выделены следующие девиантные новообразования: искаженное восприятие мира и нравственных смыслов, фрустрация мышления, ангедония, суженое сознание, «плохое» настроение, ложные ценности самовыражения.

Ключевые слова: отклоняющееся поведение, мозаичность направленности, девиантные новообразования, делинквеннтность творчества, структура девиантных новообразований, формы девиантных новообразований.

Abstract. The article is devoted to the allocation and justification of destructive tumors on the level of forms of personality orientation in adolescents with deviating behavior. Describes the features of the mosaic forms the focus and effectiveness of deviant behavior. In the mosaic structure of the personal orientation the following deviant neoplasms: a distorted perception of the world and moral meanings, frustration thinking, anhedonia, soienoe consciousness, bad mood, the false values of self-expression.

Key words: deviant behavior, mosaicity orientation, deviant neoplasm, delinquently creativity, the structure of deviant neoplasm, the deviant form tumors.

Карпов А.В. КАТЕГОРИЯ СОЗНАНИЯ С ПОЗИЦИЙ МЕТАСИСТЕМНОГО ПОДХОДА

 

Сведения об авторах 

  • Ансимова Н.П. - доктор психологических наук, профессор  кафедры общей и социальной психологии ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, член-корреспондент МАПН
  • Вавакина Т. С. - кандидат психологических наук, ассоциированный научный сотрудник лаборатории социальной и экономической психологии, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки "Институт психологии Российской Академии наук"
  • Жедунова Л.Г. - доктор психологических наук, профессор  кафедры общей и социальной психологии ЯГПУ им. К.Д. Ушинского
  • Журавлев А.Л. - доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, член-корреспондент РАН, директор ИП РАН.
  • Карпов А.В. – доктор психологических наук, профессор, Член-корреспондент РАО, академик МАПН, заведующий кафедрой  психологии труда и организационной психологии, декан факультета психологии  Ярославского государственного университета имени П.Г. Демидова.
  • Карпова Е.В. - доктор психологических наук,  профессор, академик МАПН,  заведующий кафедрой педагогики и  психологии начального обучения,  ЯГПУ им. К.Д. Ушинского
  • Кашапов М.М. – доктор психологических наук, профессор, академик МАПН, заведующий кафедрой педагогики и педагогической психологии ЯрГУ им. П.Г. Демидова.
  • Клюева Н.В. доктор психологических наук, профессор, академик МАПН, заведующая  кафедрой консультативной психологии Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова,
  • Козлов В.В. - доктор психологических наук, профессор, академик МАПН, заведующий  кафедрой социальной и политической психологии Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова, президент МАПН
  • Конева  Е.В. – доктор психологических наук, профессор, академик МАПН, заведующий кафедрой общей психологии ЯрГУ им. П.Г. Демидова.
  • Мазилов В.А.– доктор психологических наук, профессор,  академик МАПН заведующий кафедрой общей и социальной психологии ЯрГПУ им. К.Д. Ушинского
  • Нестик Т.А. - доктор психологических наук, профессор, и.о. заведующего лабораторией социальной и экономической психологии ИП РАН 
  • Нижегородцева Н.В. - доктор психологических наук,  профессор, академик МАПН, заведующий кафедрой педагогической психологии ЯГПУ им. К.Д. Ушинского
  • Поваренков Ю.П. - доктор психологических наук, профессор,  академик МАПН профессор,  кафедры общей и социальной психологии ЯрГПУ им. К.Д. Ушинского
  • Позняков В.П.  - доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории социальной и экономической психологии, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки "Институт психологии Российской Академии наук"
  • Симановский А.Э. - доктор психологических наук,  профессор, заведующий кафедрой специальной (коррекционной) педагогики и психологии ЯГПУ им. К.Д. Ушинского
  • Субботина Л.Ю. –  доктор психологических наук, профессор, академик МАПН, Ярославский государственный университет им. П.Г.Демидова, Ярославль.
  • Фетискин Н.П. - доктор психологических наук, профессор,  академик МАПН заведующий кафедрой общей и социальной психологии КГУ им. Н.А. Некрасова
  • Шадриков В. Д.  - Академик РАО, доктор психологических наук, профессор кафедры общей и экспериментальной психологии, Национальный исследовательский университет - Высшая школа экономики
  • Юревич А.В. - доктор психологических наук, профессор,  член-корреспондент РАН, заместитель директора ИП РАН.

 

Скачать сборник  

{gcontent}Ссылка на скачивание{/gcontent}