Содержание 

Козлов В.В., Токарев Я.В. К 85-ЛЕТИЮ АНТОНИО МЕНЕГЕТТИ - РЕАЛИЗОВАННОГО МАСТЕРА ПСИХОЛОГИИ

Абу-Талеб Д.В. РОЛЬ ИНТЕГРАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА В СИТУАЦИИ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

Аннотация. Неопределенность в различных областях современной реальности имеет общее основание - психологическое. Автор рассматривает понятие неопределенности через призму доктрин школ интегративной психологии и интегрального образования. Роль интегрального образования для человека в ситуации неопределенности заключается в том, чтобы формировать в нем толерантность к неопределенности как личностное качество и индивидуальную компетенцию, а также - в том, чтобы сообщать образовательной системе непрерывность, способствовать формированию сообществ, способных эффективно функционировать в непредказуемых условиях.

Ключевые слова. интегральное образование, неопределенность, толерантность к неопределенности, тревожность, коучинг, коучинговый подход.

Annotation. Uncertainty in various areas of modern reality has a common basis - psychological. The author examines the concept of uncertainty through the prism of the doctrines of the schools of integrative psychology and integral education. The role of integral education for a person in a situation of uncertainty is to form in him a tolerance for uncertainty as a personal quality and individual competence, and also to inform the educational system of continuity, to contribute to the formation of communities that can function effectively in unpredictable conditions.

integral education, uncertainty, uncertainty tolerance, anxiety, coaching, coaching approach.

Азизова А.Ш. ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕСУРСНОСТИ МЫШЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛА И ВЫБОРА ТИПА РЕАГИРОВАНИЯ НА КОНФЛИКТ

Аннотация. В статье приведен обзор подходов к понятию ресурсность, представлено описание феномена ресурсности профессионального мышления как интегральной характеристики, играющей ключевую роль и определяющей успешность субъекта в реализации внешних и внутренних ресурсов для решения актуальных жизненных задач. Освещаются вопросы исследования преобладающих типов поведения индивида в конфликте. Приводятся результаты эмпирического исследования по установлению взаимосвязей между ресурсностью мышления и типом реагирования на конфликт представителей двух групп профессий социономического типа - учителей и специалистов по социальной работе.

Ключевые слова. ресурсный подход, ресурсы, ресурсность профессионального мышления, тип реагирования на конфликт, эмоциональное выгорание.

Annotation. The article provides an overview of approaches to the concept of resourcefulness, describes the phenomenon of resourcefulness of professional thinking as an integral characteristic that plays a key role and determines the success of the subject in the implementation of external and internal resources for solving urgent life tasks. The issues of the study of the prevailing types of behavior of an individual in conflict are highlighted. The results of an empirical study on the establishment of relationships between the resourcefulness of thinking and the type of reaction to the conflict of representatives of two groups of professions of a socionomic type - teachers and social work specialists are presented.

Keywords. resource approach, resources, resourcefulness of professional thinking, type of response to conflict, emotional burnout.

Берберян А.С. ВЗАИМОСВЯЗЬ ИДЕНТИЧНОСТИ, ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ И ИСТОРИЧЕСКОГО ОПЫТА ЛИЧНОСТИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация. В статье рассматриваются ключевые проблемы идентичности, исторической памяти и исторического опыта личности. На основе анализа научной литературы по психологии автор пришел к выводу о том, что феномен «идентичность» определяет способность личности к осмыслению личностного и социального опыта и сохранению целостности и субъектности в динамичном глобальном мире. При изучении исторической памяти акцентирутся внимание на ее значимости для личностной и социальной идентификации человека. В нашем исследовании этнической идентичности в качестве ключевого понятия мы предлагаем категорию «исторический опыт», который рассматриваем в качестве непосредственного переживания человеком не только исторических событий, но и исторической дистанции между прошлым и настоящим временем. Таким образом, изучение взаимосвязи указанных феноменов в психологическом аспекте значительно обогащает их содержательные характеристики.

Ключевые слова. идентичность, историческая память, исторический опыт, личность, психологический аспект

Аnnotation. The article deals with the key issues of identity, historical memory and historical experience of the individual. Based on the analysis of scientific literature on psychology, the author came to the conclusion that the phenomenon of identity determines the ability of a person to comprehend personal and social experience and maintain integrity and subjectivity in a dynamic global world. When studying historical memory, it is important to focus on its significance for the personal and social identification of a person. In our study of ethnic identity, we propose the category of "historical experience" as a key concept, which we consider as a person's direct experience not only of historical events, but also of the historical distance between the past and the present. Thus, the study of the relationship of these phenomena in the psychological aspect greatly enriches their meaningful characteristics.

Keywords.identity, historical memory, historical experience, personality, psychological aspect

Богданова В.Л. ЯЗЫКИ СОЗНАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ПРЕАДАПТИВНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЧЕЛОВЕКА

Аннотация. Автор рассматривает концепцию В.В. Козлова о «языках сознания» в контексте одного из направлений буддизма как инструмент наращивания преадаптивного потенциала человека. Кратко рассмотрена возможность перехода от адаптивных систем развития к преадаптивным. Выделены необходимые критерии такого перехода.

Ключевые слова. языки сознания, преадаптация, сознание, буддизм.

Аnnotation:The author considers the concept of V.V. Kozlov "languages of consciousness" in the context of one of the directions of the development of buddhism as a tool for increasing the pre-adaptive potential of a person. The possibility of transition from adaptive development systems to pre-adaptive ones is briefly considered. The necessary criteria for such a transition are identified.

Keywords. languages of consciousness, pre-adaptation, consciousness, Buddhism.

Власов Н.А. СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА

Аннотация. статья посвящена теории, истории и практике стратегической терапии. Вначале описываются история развития направления и краткие биографии его создателей Дж. Уикленда, П. Вацлавика и Р. Фиша. Затем приводятся теоретические основания метода. Завершается работа рассмотрением практических аспектов использования стратегической терапии на примере ее базовых техник – прямых и парадоксальных предписаний, задания «Как ухудшить», «Обманных маневров» и метафор.

Ключевые слова: краткосрочная психотерапия, стратегическая терапия, терапия испытанием, психотехника парадокса.

Abstract: the article is devoted to the theory, history and practice of strategic therapy. At the beginning, the history of the development of the direction and brief biographies of its creators are described – J. Weakland, P. Watzlawick and R. Fisch. Then the theoretical foundations of the method are given. The work is completed by considering the practical aspects of using strategic therapy on the example of its basic techniques – direct and paradoxical prescriptions, the task "How to worsen", "Deceptive maneuvers" and metaphors.

Keywords. brief psychotherapy, strategic therapy, trial therapy, psychotechnics of paradox.

Иванов Р.С. ПРОФАЙЛИНГ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ

Аннотация.В статье автор описывает процесс разработки основ методологии профайлинга: впервые выделены противоречия профайлинга с другими направлениями психологии, сформулирован объект и предмет профайлинга, дано его определение, описаны методы, цели и задачи, а также выработан категориально-понятийный аппарат. Данная работа будет способствовать становлению профайлинга как самостоятельной научной дисциплины и его широкому внедрению в общественную практику.

Ключевые слова. методология профайлинга, объект и предмет, методы, цели и задачи профайлинга.

Abstract. In the article, the author shows how he develops the basis of the profiling methodology. For the first time, the contradictions of profiling with other areas of psychology are highlighted, what and how profiling is studied, its definition is given, methods, goals and objectives are described, and a categoricalconceptual apparatus is developed. This work will contribute to the formation of profiling as an independent scientific discipline and its widespread introduction into public practice.

Keywords. profiling methodology, what and how profiling studies, methods, goals and objectives of profiling.

Карпов А. А. К ПРОБЛЕМЕ РАЗРАБОТКИ ОБОБЩАЮЩЕЙ КЛАССИФИКАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ (ПВК) (Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда (РНФ); № проекта 21-18-00039)

Аннотация. Представлены материалы исследований в области крупного направления в отечественной и зарубежной психологии труда, связанного с изучением профессионально важных качеств. Описаны и подвергнуты анализу существующие к настоящему моменту основные теоретические подходы и классификации профессионально важных качеств. Сформулированы положения, согласно которым констатируется необходимость разработки их обобщающей классификации. Установлено, что в ее основании могут быть заложены некоторые принципы структурно- уровневого подхода в психологии. Показано, что разработка общей классификации ПВК имеет не только определенное теоретическое значение, но и обладает конкретными практическими следствиями, главным из которых является стандартизация процедур составления профессиограмм и психограмм как их специальных разделов.

Ключевые слова. профессионально важные качества (ПВК), психология труда, теория деятельности, классификация, уровневое строение, профессиография, психограмма.

Abstract. The article presents research materials in the field of a major direction in domestic and foreign work psychology related to the study of professionally important qualities. The main theoretical approaches and classifications of professionally important qualities that currently exist are described and analyzed. The provisions according to which the necessity of developing their generalizing classification is stated are formulated. It is established that it can be based on some principles of a structural-level approach in psychology. It is shown that the development of a general classification of PIQ has not only a certain theoretical significance, but also has specific practical consequences, the main of which is the standardization of procedures for compiling professionograms and psychograms as their special sections.

Keywords. professionally important qualities (PIQ), work psychology, theory of activity, classification, level structure, professionography, psychogram.

Карпов А.В. МЕТОДОЛОГИЯ МЕТАСИСТЕМНОСТИ В РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА (Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда (РНФ); номер проекта 21-18-00039)

Аннотация. Представлены теоретико-методологические и эмпирико- экспериментальные материалы, раскрывающие и объясняющие специфику организации важнейшей категории субъектных детерминант деятельности – профессиональных компетенций. Показано, что ее основным принципом является принцип метасистемной организации. С этих позиций дано новое решение ключевой проблемы психологии деятельности – проблемы соотношения двух основных классов профессиональных компетенций, обозначаемых понятиями «жестких» и «мягких» навыков (hard-skills и softskills).

Ключевые слова. субъектные детерминанты, профессиональная деятельность, компетенции, профессионально-важные качества, деятельность, метасистемный подход, мягкие навыки, жесткие навыки.

Аnnotation. Theoretical-methodological and empirical-experimental materials are presented, revealing and explaining the specifics of the organization of the most important category of subjective determinants of activity - professional competencies. It is shown that its main principle is the principle of metasystem organization. From these positions, a new solution is given to the key problem of the psychology of activity - the problem of the relationship between the two main classes of professional competencies, denoted by the concepts of "hard" and "soft" skills (hard-skills and soft-skills).

Keywords. subjective determinants, professional activity, competencies, professionally important qualities, activity, metasystem approach, soft skills, hard skills.

Кашапов М.М., Ушакова Н.Е. ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТНО - ОРИЕНТИРОВАННЫХ МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ЯРОСЛАВСКОГО УЧИЛИЩА ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА ПО ХОККЕЮ

Аннотация.Актуальность проблемы поиска наиболее эффективных методов формирования и развития творческого мышления обусловлена социальным запросом на творческие кадры, которые легко адаптируются к научным открытиям, быстро меняющемуся потоку информации в условиях динамично развивающегося современного мира. В статье проанализирован опыт применения проектно-ориентированных методов обучения студентов- спортсменов ярославского училища олимпийского резерва по хоккею. В рамках курса дисциплины «Основы проектной деятельности» реализован комплекс деловых игр и усложняющихся проектов с целью развития творческого мышления. В процессе педагогического эксперимента установлено, что студенты экспериментальной группы по всем проявлениям креативности, как основного показателя творческого мышления, улучшили свои показатели. Положительным результатом внедрения в учебный процесс проектно-ориентированных методов работы стало заметное повышение учебной мотивации студентов, выраженного интересом в учебной деятельности. Заинтересованное отношение к процессу получения нового знания в свою очередь повышает качество обучения, готовит студентов к возможной будущей преподавательской и научно-исследовательской деятельности.

Ключевые слова. проектно-ориентированный метод, проект, деловая игра, творческое мышление, креативность, основы проектной деятельности, студенты училища олимпийского резерва по хоккею

Annotation. The relevance of the problem of finding the most effective methods for the formation and development of creative thinking is associated with the social demand for creative personnel who can easily adapt to scientific discoveries, a rapidly changing flow of information in a dynamically developing modern world. The article analyzes the experience of using project-oriented methods of teaching student-athletes of the Yaroslavl Olympic Reserve Ice Hockey College. As part of the course of the discipline "Fundamentals of project activity", a complex of business games and increasingly complex projects was implemented in order to develop creative thinking. During the pedagogical experiment, it was found that the students of the experimental group improved their performance in all manifestations of creativity, as the main indicator of creative thinking. A positive result of the introduction of project-oriented methods of work into the educational process was a noticeable increase in the educational motivation of students, expressed by interest in educational activities. An interested attitude to the process of obtaining new knowledge, in turn, improves the quality of education, prepares students for possible future teaching and research activities.

Keywords: project-based method, project, business game, creative thinking, creativity, basics of project activity, students of the Olympic Reserve Ice Hockey College

Кашапов А.С., Кукушкина Т.А., Пенькова Г.А. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПЛАТФОРМ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. Статья о сервисах и программах, которые используется при дистанционной форме обучения, с анализом основных видов ресурсов. Впервые представлено рассмотрение преимуществ, отличий, проблем дистанционного обучения и используемых программ. Основное внимание уделено психологическому анализу преимуществ дистанционно формата для учащихся.

Ключевые слова. Дистанционное обучение, интернет, инновационные технологии обучения, дистант, виды дистанционного обучения.

Annotation. An article about the services and programs that are used for distance learning, with an analysis of the main types of resources. For the first time, an examination of the advantages, differences, problems of distance learning and the programs used is presented. The main attention is paid to the psychological analysis of the advantages of the remote format for schoolchildren.

Keywords: Distance learning, Internet, innovative learning technologies, distance learning, types of distance learning.

Кашапов М.М. РЕСУРСНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ КАК ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СУБЪЕКТА (Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22–28–00602, https://rscf.ru/project/22–28–00602/ по теме «Разработка концепции ресурсности мышления как технологии реализации творческого потенциала субъекта в условиях цифровизации образовательной среды»)

Аннотация. В статье предложена стадиальная концепция ресурсности мышления как технологии реализации творческого потенциала субъекта в условиях цифровизации образовательной среды, поскольку сужение непосредственных межличностных контактов ставит перед исследователями задачу определения роли внутренних, субъективных факторов ресурсности мышления.

Ключевые слова: ресурсность мышления, субъект, технология, творческий потенциал

Abstract. The paper presents a staged concept of thinking resourcefulness as a technology for realizing a subject's creative potential in the conditions of the educational environment digitalization because shrinking of direct interpersonal contacts makes researchers task to define the role of internal and subjective factors of the thinking resourcefulness.

Keywords. resourcefulness of thinking, subject, technology, creative potential, digitalization of educational environment

Клейберг Ю. А. ЭДОЛОГИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ: ПОНЯТИЕ, ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ, ПРОБЛЕМЫ

Козлов В.В. СОЗНАНИЕ: ИНТЕГРАТИВНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Аннотация. В статье сделана попытка анализа с точки зрения интегративной психологии соотношения индивидуального сознания, самосознания и субъектности. Для более полной интерпретации вводится понятие индивидуального свободного сознания как аналога юнгианской Самости, атмана индуизма веданты, души в европейском понимании, буддийской алая виджняни.

Ключевые слова. Сознание, самосознание, субъектность, индивидуальное свободное сознание, понимание, интерпретация, личность.

Annotation. The article attempts to analyze the correlation of individual consciousness, self-consciousness and subjectivity from the point of view of integrative psychology. For a more complete interpretation, the concept of individual free consciousness is introduced as an analogue of the Jungian Self, the atman of Vedanta Hinduism, the soul in the European sense, the Buddhist scarlet vijnani.

Keywords. Consciousness, self-consciousness, subjectness, individual free consciousness, understanding, interpretation, personality.

Корнеенков С.С. МЕДИТАТИВНАЯ САМОДИАГНОСТИКА ПСИХИЧЕСКИХ ОБРАЗОВАНИЙ И ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Аннотация: в статье представлены результаты экспериментального исследования возможностей психолого-педагогической технологии обучения в бодрствующем и измененном состояниях сознания курса психологии. Технология носит естественный характер, интегрирует сознание внешней личности с более глубокими уровнями сознания, позволяет осуществлять индивидуальный подход в обучении, самообучении, самовоспитании, самодиагностики и психотерапии.

Ключевые слова. психические образования, самодиагностика, личность, душа, медитация, потребности, мотивы, психолого-педагогическая технология.

Abstract. the article presents the results of an experimental study of the possibilities of psychological and pedagogical technology of teaching in the waking and altered states of consciousness of the psychology course. The technology is of a natural nature, integrates the consciousness of an external personality with deeper levels of consciousness, allows for an individual approach in training, self-education, self-education, self-diagnosis and psychotherapy.

Keywords. mental education, self-diagnosis, personality, soul, meditation, needs, motives, psychological and pedagogical technology.

Корнеенков С.С., Симоненко Ю.С. БОЕВОЕ ИСКУССТВО: ИСТОРИЯ, ТРАДИЦИИ, ВИДЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ

Аннотация. рассматриваются виды и методы боевых искусств Востока, которые способствуют развитию интегральной личности и трансформации эго. Показано, что традиции боевых искусств Востока раскрывают изначально заложенный в человеке духовный потенциал. Боевое искусство нельзя передать словами, это возможно только при личностно-духовном общении. Мастер боевых искусств интегрирует обыденную жизнь и духовное бытие посредством выверенных методов и медитативных практик.

Ключевые слова. интегральная личность, эго, боевые искусства, творческие силы, восточные единоборства, раскрытия духа, медитативная практика.

Abstract. the types and methods of martial arts of the East that contribute to the development of an integral personality and ego transformation are considered. It is shown that the traditions of martial arts of the East reveal the spiritual potential originally inherent in a person. Martial art cannot be conveyed in words, it is possible only with personal and spiritual communication. A martial artist integrates everyday life and spiritual existence through verified methods and meditative practices.

Keywords. integral personality, ego, martial arts, creative forces, martial arts, disclosure of the spirit, meditative practice.

Коровина В.В. СОЦИАЛЬНАЯ САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ ЖЕНЩИНЫ- МАТЕРИ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ

Аннотация. В данной статье автор обращается к понятию самоактуализации личности в целом и личности женщины-матери в частности, рассматривая основные положения отечественных и зарубежных школ гуманистической психологии. Автор уделяет внимание вопросу самоактуализации работающих и неработающих женщин и считает, что в актуальное время женщины стремятся к самоактуализации в социуме в той же степени, что и мужчины, при этом сферы самоактуализации женщин-матерей выходят за рамки традиционной дихотомии “работа-семья”. В связи с этим в статье предлагается авторский термин “социальная самоактуализация” для обозначения процесса самоактуализации в социальной сфере, который включает в себя, но не ограничивается профессиональной самореализацией.

Ключевые слова. слова: женщина-мать, самоактуализация, самореализация, работающие женщины, неработающие женщины, социальная самоактуализация, эпоха метамодерна, профессиональная сфера, семья, самоактуализация женщины- матери.

Annotation. This article addresses the phenomenon of a personal self-actualization as well as the phenomenon of self-actualization of a mother. It gives an analysis of previous research on the topic done by the representatives of domestic and foreign scientific schools of humanistic psychology. The author, looking at recent research on the phenomenon of self-actualization of working and non-working women, stresses that women seek to find the self-actualization in society to the same extent as men and that self-actualization of women is not confined only to the traditional dichotomy “work-family”. The author suggests the term “social self-actualization” to describe the process of self-actualization in society which includes but is not limited to the professional self-fulfilment.

mother, self-actualization, self-fulfilment, working women, non-working women, social self-actualization, metamodern, professional field, family, selfactualization of a mother.

Мазилов В.А. СУДЬБА НАУЧНОЙ ПСИХОЛОГИИ В XXI СТОЛЕТИИ: ВРЕМЯ И БРЕМЯ ВЫБОРА

Аннотация. Мазилов В.А. СУДЬБА НАУЧНОЙ ПСИХОЛОГИИ В XXI СТОЛЕТИИ: ВРЕМЯ И БРЕМЯ ВЫБОРА Аннотация. Сегодня можно смело констатировать, что для психологии как науки в новом столетии наступили далеко не лучшие времена. Психология, как хорошо известно, декларативно заявила во второй половине XIX столетия устами Вильгельма Вундта о независимости от философии и начала свое существование как самостоятельная наука. Декларация была в значительной степени преждевременной, не вполне подготовленной, но была принята научным сообществом. Понять мотивы легко – душевные явления оставались 224 до тех пор вне научного исследования, декларация означала кардинальное изменение положения, что полностью соответствовало «веку науки». Однако поспешное выделение психологии в самостоятельную научную дисциплину, заявленное В.Вундтом, имело и немалые издержки. Главный недостаток состоял в том, что предмет физиологической психологии (которая и была объявлена наукой) был определен узко-аналитически как непосредственный опыт. У Вундта были многочисленные сторонники, но было и много оппонентов. Можно смело утверждать, что возникновение различных направлений в психологии, включая «основные школы» в психологии, произошло под влиянием идей Вундта. Как правило, новые направления полемизируют с Вундтом, указывая на его упущения, и заявляют свой, новый предмет исследования. Полемизируя с Вундтом относительно содержания предмета, они сохраняют узко-аналитический принцип его выделения. История научной психологии таким образом становится множеством новых подходов, фактически не соотнесенных между собой. Иными словами, множится число конкурирующих подходов, но не решается задача накопления психологического знания. Причина понятна – проводя исследования на узко-предметном материале, результаты распространяются исследователями на декларативный предмет. Более того, такая стратегия исследования была канонизирована как анализ «по единицам». Утверждается, что современной психологии необходим переход к другому способу задания предмета. Констатируется, что узко-аналитический подход к конструированию предмета, доминировавший в психологии на протяжении последних полутора веков, себя не оправдал. Предпринята попытка сформулировать альтернативный подход к решению проблемы предмета, когда предлагается исходить из понимания предмета психологии как совокупного. Прогресс любой науки – психология не исключение - состоит в кумулировании, накоплении, обобщении, интеграции добытого знания. Именно этого не происходит в необходимой степени в современной психологии, которая продолжает множить альтернативные подходы к исследованию, что не позволяет реально перейти в сколь-нибудь существенных масштабах к накоплению и интеграции научных знаний. Природа психологического знания такова, что в настоящее время научная психология продуцирует лишь частные теории, которые принимаются за общие. Поэтому – на пути к потенциальной общей теории какого-то психического явления – необходим скрупулезный анализ и выстраивание теорий для группы, класса явлений и т.д. Сегодня в психологии фактически нет общих теорий (концепций), поскольку все они созданы на ограниченном эмпирическом материале на основе неявных допущений, определивших по сути характер концепции. Поэтому требуется специальная и достаточно кропотливая работа по постепенному расширению концепции явления путем соотнесения с другими концепциями того же явления, имеющими в основе другие допущения.

Ключевые слова. психология, научная психология, предмет науки, объяснение, анализ по единицам, внутренний мир человека, интеграция знания.

Annotation. Today we can safely state that for psychology as a science in the new century, far from the best times have come. Psychology, as is well known, declared declaratively in the second half of the 19th century, through the mouth of Wilhelm Wundt, its independence from philosophy and began its existence as an independent science. The declaration was largely premature, not fully prepared, but was accepted by the scientific community. It is easy to understand the motives - mental phenomena remained until then outside of scientific research, the declaration meant a radical change in the situation, which fully corresponded to the "age of science." However, the hasty separation of psychology into an independent scientific discipline, declared by W. Wundt, also had considerable costs. The main drawback was that the subject of physiological psychology (which was declared a science) was defined narrowly analytically as direct experience. Wundt had numerous supporters, but also many opponents. We can safely say that the emergence of various trends in psychology, including the "main schools" in psychology, occurred under the influence of Wundt's ideas. As a rule, new directions argue with Wundt, pointing out his omissions, and declare their own, new subject of research. Arguing with Wundt regarding the content of the subject, they retain the narrowly analytical principle of its selection. The history of psychology thus becomes a multitude of new approaches, not actually correlated with each other.In other words, the number of competing approaches is multiplying, but the problem of accumulating psychological knowledge is not being solved. The reason is clear - when conducting research on a narrow subject material, the results are extended to a declarative subject. Moreover, such a research strategy has been canonized as analysis "by units". It is argued that modern psychology needs a transition to a different way of specifying the subject. It is stated that the narrowly analytical approach to the design of the subject, which has dominated psychology over the past century and a half, has not justified itself. The article undertakes a brief historical digression, convincing of the unproductiveness of the analytical approach in solving the problem of the subject. An attempt is made to formulate an alternative approach to solving the problem of the subject, when it is proposed to proceed from the understanding of the subject of psychology as a cumulative one. The progress of any science - psychology is no exception - consists in cumulating, accumulating, generalizing, integrating the acquired knowledge. This is exactly what is not happening in modern psychology, which continues to multiply alternative approaches to research, which does not allow a real transition on any significant scale to the accumulation and integration of scientific knowledge. the nature of psychological knowledge is such that at present scientific psychology produces only particular theories that are taken as general. Therefore, on the way to a potential general theory of some mental phenomenon, a rigorous analysis and building theories for a group, class of phenomena, etc. is necessary.Today, in psychology, there are actually no general theories (concepts), since all of them are created on the basis of limited empirical material based on implicit assumptions that essentially determined the nature of the concept. Therefore, special and rather painstaking work is required to gradually expand the concept of the phenomenon by correlating it with other concepts of the same phenomenon based on other assumptions.

Keywords. psychology, scientific psychology, subject of science, explanation, analysis by units, human inner world, knowledge integration.

Нагдян Р.М. ПОРОЖДЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО - ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИИ

Аннотация. В статье показывается ограниченность гносеологического и онтологического подходов в изучении принципов порождения психического отражения. Указывается на то, что поиск этих принципов проводится, согласно трансцендентальной парадигме, за пределами реальности психических феноменов. В статье подчеркивается также, что как трансцендентальная психология восприятия, так и проблема порождения психического остались вне поля внимания методологов психологического сообщества.

Ключевые слова. порождающий процесс, гносеологическая парадигма, онтологическая парадигма, трансцендентальная психология, метафизика.

Annotation. The paper shows the limitations of the epistemological and ontological approaches to the study of the principles of mental reflection generation. It is pointed out that the search for these principles is conducted, according to transcendental paradigm, outside the reality of psycho/mental phenomena. The article also emphasizes that the transcendental psychology of perception and problem of the generation of mentality stayed out of attention the psychological community.

Keywords. parent process, epistemological paradigm, the ontological paradigm, transcendental psychology, metaphysics.

Рожкин А.В. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В ТРУДОУСТРОЙСТВЕ В ПРЕДПЕНСИОННОМ ВОЗРАСТЕ. МЕСТО ИНТЕГРАТИВНОЙ АРТТЕРАПИИ

Аннотация: В данной статье раскрываются психологические трудности и препятствия трудоустройства специалистов предпенсионного возраста. Рассматриваются психологические ресурсы, необходимые для трудоустройства. Говорится о дискриминации по возрасту и умению её преодолевать. О проблеме занятости глазами работодателей, о необходимости показывать им свои преимущества. О формировании психологии победителя в конкурентной борьбе за рабочее место. Даются рекомендации для раскрытия трудового потенциала предпенсионеров и успешной конкуренции на рынке труда, которые помогут при трудоустройстве. Рассмотрены способы психологического сопровождения трудоустройства, в том числе методами арттерапии, методические приемы, способы применения проективного рисунка, психорисунка, спонтанного рисунка. Предпочтение рисуночных методов вызвано простотой и доступностью; возможностью расширения возрастного диапазона для оказания психологической помощи за счет работы с невербальным материалом.

Ключевые слова: рынок труда квалифицированных специалистов, трудоустройство, карьера, предпенсионный возраст, психологические особенности трудоустройства, формирование психологии победителя в конкурентной борьбе за рабочее место, интегративноя арттерапия.

Annotation. This article reveals the psychological difficulties and obstacles to the employment of specialists of pre-retirement age. Psychological resources necessary for employment are considered. It talks about age discrimination and the ability to overcome it. About the problem of employment through the eyes of employers, about the need to show them their advantages. About the formation of the psychology of the winner in the competition for the workplace. Recommendations are given for the disclosure of the labor potential of pre-retirees and successful competition in the labor market, which will help with employment. The methods of psychological support of employment, including methods of art therapy, methodological techniques, methods of using projective drawing, psychorisunka, spontaneous drawing are considered. The preference for drawing methods is caused by simplicity and accessibility; the possibility of expanding the age range to provide psychological assistance by working with non-verbal material.

Keywords. labor market of qualified specialists, employment, career, preretirement age, psychological features of employment, formation of the psychology of the winner in the competition for a workplace, integrative art therapy.

Санина М.В. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА СКЛОННОСТЬ К ИНВОЛЮЦИИ МОТИВАЦИОННО-СМЫСЛОВОЙ, СОЦИАЛЬНО-РОЛЕВОЙ СТРУКТУР ЛИЧНОСТИ И СКЛОННОСТИ К БРОДЯЖНИЧЕСТВУ

Аннотация.в статье определены основные знания о психологических механизмах, закономерностях и особенностях адаптации индивида, уточнены понятия адаптация и дезадаптация личности, даны операционализированные определения адаптивной и дезадаптивной личности, проанализированы различные модели адаптации, определены психологические характеристики лично с ти, определяющие адаптацию личности. Определены психосоциальные особенности адаптации индивидуумов без определенного места жительства и зависимость бродяжничества от примитивизации форм деятельности, которые мешают им вернуться к нормальному образу жизни.

Ключевые слова. психосоциальная адаптация, адаптация и дезадаптация личности, адаптивная и дезадаптивная личность, лицо без определенного места жительства, бродяжничество, примитивизация, инволюция.

Abstract. the article defines the basic knowledge about the psychological mechanisms, patterns and features of the individual's adaptation, clarifies the concept of adaptation and maladaptation of personality, gives the operationalized definition of adaptive and maladaptive personality, analyzes various models of adaptation, defines the psychological characteristics of personality that determine the adaptation of personality. Psychosocial features of adaptation of individuals without a certain place of residence and dependence of vagrancy on primitivization of forms of activity which prevent them to return to a normal way of life are defined.

Keywords. psychosocial adaptation, adaptation and maladaptation of personality, adaptive and maladaptive personality, a person without a certain place of residence, vagrancy, primitivization, involution.

Силанов О.А. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МЕТОДОВ ОНТОПСИХОЛОГИИ

Аннотация. Онтопсихология Антонио Менегетти относится к экзистенциально- гуманистическому направлению в современной психологии, но в целом не отрицает результатов глубинных исследований, которые велись классическим психоанализом и всеми другими направлениями психологии, а также опирается на открытия ядерной физики (в частности, комплементарных модулей субатомных векторностей). Понятием «векторность» обозначен тот детерминант, который уточняет само допущение и процесс образования любого следствия.

Ключевые слова. психология, онтопсихология, психика, психическая деятельность.

Abstract. Ontopsychology of Antonio Meneghetti refers to the existential-humanistic direction in modern psychology, but in general does not deny the results of indepth research conducted by classical psychoanalysis and other directions of psychology, and also relies on the discoveries of nuclear physics (in particular, complementary modules of subatomic vectors). The concept of "vector" denotes the determinant that clarifies the assumption itself and the process of formation of any consequence.

Keywords. psychology, ontopsychology, psyche, mental activity.

Симонов П.А. ОТ ПОСТМОДЕРНА К МЕТАМОДЕРНУ: КРИЗИС КАК ВЫЗОВ ДЛЯ ПОИСКА НОВЫХ СИСТЕМНЫХ РЕШЕНИЙ

Аннотация. В настоящей статье рассмотрен вопрос поиска системных решений по преодолению кризисных ситуаций на стыке эпох постмодерна и метамодерна. Современная действительность как нельзя более нацелена на зарождение новых интегративных, объединяющих различные виды знаний, методов. В этом смысле нами указывается на появление и развитие нового коучингового подхода, который, в отличие от классической терапевтической модели, где основной упор сделан на стабилизацию и преодоление негативных аспектов кризиса, направлен на поиск позитивных аспектов ситуаций и пространства для роста.

Ключевые слова. кризис, постмодерн, метамодерн, новые вызовы, коучинг, психология, помогающие практики.

Abstract: This article discusses the issue of finding systemic solutions to overcome crisis situations at the junction of the postmodern and metamodern era. Modern reality could not be more aimed at the emergence of new integrative methods that unite different types of knowledge. In this sense, we point to the emergence and development of a new coaching approach, which, unlike the classical therapeutic model, where the main emphasis is on stabilizing and overcoming the negative aspects of the crisis, is aimed at finding positive aspects of situations and space for growth.

Keywords. crisis, postmodern, metamodern, new challenges, coaching, psychology, helping practices.

Слепко Ю.Н. УРОВНЕВЫЕ ОБЪЯСНЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-28-00089, https://rscf.ru/project/22-28-00089/

Аннотация. В статье обсуждается проблема объяснения в современной психологической науке. Показано, что условием успешного решения проблемы объяснения является использование совокупности современных методологических подходов: разработки в области проблемы предмета психологии, реализованные в исследованиях В.А. Мазилова и В.Д. Шадрикова; разработки в области коммуникативной методологии и объяснения в психологии, выполненные В.А. Мазиловым. Важнейшим условием продуктивного решения проблемы объяснения в психологии являются методологические исследования структурно-уровневых теорий в психологии М.С. Роговина.

Ключевые слова. объяснение, уровневое объяснение, предмет, внутренний мир человека.

Abstract. The article discusses the problem of explanation in modern psychological science. It is shown that the condition for a successful solution of the problem of explanation is the use of a combination of modern methodological approaches: developments in the field of the problem of the subject of psychology, implemented in the studies of V.A. Mazilov and V.D. Shadrikov; developments in the field of communicative methodology and explanations in psychology, carried out by V.A. Mazilov. The most important condition for a productive solution to the problem of explanation in psychology is the methodological research of structurallevel theories in psychology by M.S. Rogovin.

Keywords: explanation, level explanation, subject, inner world of a person.

Степанов О.Г., Куличков В.И., Панова Н.В. IX КРУГ ЖИЗНИ. АБЬЮЗ. «ТРУДНО ОСТАВАТЬСЯ ХОРОШИМ». РОЛЬ ПРОЦЕССОВ КАСАНИЯ И ПРИСОЕДИНЕНИЯ В ПРОЦЕССАХ ФОРМИРОВАНИЯ ТРАВМАТИЧЕСКИХ И ПАТОЛОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ В ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ

Аннотация. В статье делается попытка осмысления процессов абьюза. В результате соединения положений философии Л. Витгенштейна, интегративной перинатологии, педиатрии и экзистенциальных базовых представлений проводится попытка анализа формирования травматических и патологических реакций ребенка. Придается особое значение патологическим процессам касания и присоединения, как пусковым механизмам развития абьюза и формирования защитных реакций. Подчеркивается важность их минимизации, как необходимого условия построения гармоничного личностного конструкта ребенка.

Ключевые слова. процессы касания, присоединение, эмоциональные реакции, защитные механизмы, процессы адаптации.

Summary: The article attempts to comprehend the processes of abuse. As a result of combining the provisions of the philosophy of L. Wittgenstein, integrative perinatology, pediatrics and existential basic ideas, an attempt is made to analyze the formation of traumatic and pathological reactions of the child. Particular importance is attached to the pathological processes of touch and attachment, as triggers for the development of abuse and the formation of protective reactions. The importance of their minimization is emphasized as a necessary condition for building a harmonious personal construct of the child.

Keywords: touch processes, attachment, emotional reactions, defense mechanisms, adaptation processes.

Степанчук Н. Н. ПРОЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА «ДЕВОЧКИ И МАЛЬЧИКИ»: ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ В РАБОТЕ С ПЕРСОНАЛОМ

Аннотация. В статье освещены теоретические и практические аспекты применения проективных методов в кадровой работе. Предложено функциональное представление авторской психодиагностической методики, являющееся основой для выявления личностных особенностей индивида, значимых внешних и внутренних мотивационных стимулов, для определения сознательных и бессознательных мотивов его поведения.

Ключевые слова. проективная методика, диагностический инструмент, индивидуальные смыслы.

Abstract. The article highlights the theoretical and practical aspects of using the projective methods in personnel work. A functional representation of the author’s psychodiagnostic technique is proposed as a basis for identifying the individual’s personality traits, significant external and internal motivational stimuli, for determining the conscious and unconscious motives of his behavior.

Keywords: projective technique, diagnostic tool, individual meanings.

Фаерман М.И. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА В УСЛОВИЯХ НОВОГО ВРЕМЕНИ. РЕФЛЕКСИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО ПСИХОЛОГА

Аннотация. В этой статье мы бы хотели отклониться от строгих канонов научного формата, и через нарратив, или рефлексию профессионального опыта, обобщить материалы психологической поддержки в условиях стресса и неопределенности, испытываемого в обществе с момента начала "специальной военной операции”. В статью войдут несколько объединённых по стов, опубликованных в пабликах в одноимённой рубрике "психологическая поддержка". А так же рефлексия опыта группы в русле авторского обучающего проекта "Психотехнологии нового времени", направленные так же на самоподдержку, саморазвитие и самоисследование.

Ключевые слова. психологическая поддержка, самоподдержка, VUCA – мир, психотехнологии нового времени.

Annotation. In this article, we would like to deviate from the strict canons of a scientific format, and through a narrative, or reflection of professional experience, summarize the materials of psychological support in conditions of stress and uncertainty experienced in society since the start of the "special military operation". The article will include several combined posts , published in public in the eponymous rubric "psychological support". As well as a reflection of the experience of the group in line with the author's educational project "Psychotechnologies of the New Time", aimed also at self-support, selfdevelopment and self-research.

Keywords. psychological support, self-support, VUCA-world, psychotechnologies of modern times.

Шингаев С.М. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРА

Аннотация. В статье описывается многофункциональность профессиональной деятельности менеджера (познание, прогноз, проектирование, коммуникативно-информационная функция, мотивация, руководство, организация, обучение, развитие, оценка, контроль, коррекция), рассматриваются ее факторы, в первую очередь те, которые оказывают влияние на профессиональное здоровье. Опираясь на авторские исследования, описывается система ценностей менеджеров российских компаний и место здоровья в этой системе.

Ключевые слова. менеджер, профессиональная деятельность, функции, профессиональное здоровье.

Annotation. The article describes the multifunctionality of a manager's professional activity (cognition, forecast, design, communication and information function, motivation, management, organization, training, development, evaluation, control, correction), examines its factors, primarily those that affect professional health. Based on the author's research, the value system of managers of Russian companies and the place of health in this system is described.

Keywords. manager, professional activity, functions, professional health.

Якимчук Д. Ю. ЭЛЕГАНТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – MYSTERIUM TRIMENDUM

Аннотация. В статье приводится описание работы с пространством психического, ранее не учитываемым – потоками, связывающими слои реальности, которые составляют превалирующих объем реальности.

Ключевые слова. Интегративная психология, трансформация, небинарные сценарии.

Annotation. The article describes the study of the psychic space, which was not previously taken into account. The description of working with flows connecting the layers of reality that make up the prevailing volume of reality is given.

Keywords. Integrative psychology, transformation, non-binary scenarios.

Янсон Д.В. ПРАКТИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ОПЫТ КОХУТА И КЕРНБЕРГА: ФЕНОМЕН НАРЦИССИЗМА

Аннотация. в статье рассматривается понимание феномена нарциссизма двух известнейших психоаналитиков Хайнца Кохута и Отто Кернберга. Изложены противоположные концепции взглядов авторов на лечение нарциссических расстройств. Приведены особенности работы с нарциссическим переносом в парадигме психологии самости Кохута и в экспрессивной терапии Кернберга.

Ключевые слова. нарциссизм, психология самости, экспрессивная терапия.

Abstract: the article discusses the understanding of the phenomenon of narcissism by two famous psychoanalysts Heinz Kohut and Otto Kernberg. Opposite concepts of the authors' views on the treatment of narcissistic disorders are presented. The features of work with narcissistic transference in the paradigm of Kohut's psychology of the self and in Kernberg's expressive therapy are given.

Keywords. words: narcissism, self psychology, expressive therapy.

К юбилею Анатолия Афанасьевича Калюжного

 

 

Сведения об авторах 

  • Абу-Талеб Д.В. (Москва, Россия) - кандидат психологических наук, преподаватель, Институт психологии творчества
  • Азизова А.Ш. (Ярославль, Россия) - студентка ФГБОУ ВО «Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова»
  • Берберян А.С. (Ереван, Армения) - доктор психологических наук, профессор, Российско-Армянский (Славянский) университет, действительный член МАПН
  • Богданова В.Л. (Новороссийск, Россия) - кандидат психологических наук, психолог-консультант
  • Власов Н. А. (Москва, Россия) – кандидат психологических наук, медицинский психолог психиатрической клинической больницы им. П.Б. Ганнушкина
  • Иванов Р.С. (Ростов-на-Дону, Россия) - старший преподаватель, Академия психологии и педагогики ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»
  • Карпов А.А. (Ярославль, Россия) - доктор психологических наук, профессор кафедры психологии труда и организационной психологии Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова, действительный член МАПН.
  • Карпов А.В. (Ярославль, Россия) - доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии, заведующий кафедрой психологии труда и организационной психологии, Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, действительный член МАПН, член- корреспондент РАО
  • Кашапов А.С. (Ярославль, Россия) - кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и педагогической психологии, государственный университет им. П.Г. Демидова
  • Кашапов М. М. (Ярославль, Россия) – доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и педагогической психологии, Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, действительный член МАПН
  • Клейберг Ю.А. (Тверь, Россия) - академик РАЕН, доктор психологических наук, доктор педагогических наук, профессор, Тверской государственный университет, профессор, Международная Ассоциация девиантологов, президент, действительный член МАПН
  • Козлов В.В. (Ярославль, Россия) – президент Международной Академии Психологических Наук, доктор психологических наук, профессор кафедры социальной и политической психологии ЯрГУ им. П.Г.Демидова, действительный член МАПН.
  • Корнеенков С.С. (Владивосток, Россия) - кандидат психологических наук, доцент, Дальневосточный федеральный университет
  • Коровина В.В. (Москва, Россия) - соискатель ученой степени кандидата психологических наук, Институт психологии творчества
  • Кукушкина Т.А. (Москва, Россия) – магистрант ФГБОУ ВО «Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова», преподаватель онлайн-школы «Фоксфорд»
  • Куличков В.И. (Челябинск, Россия) - кандидат медицинских наук, доцент кафедры факультетской педиатрии имени Н.С. Тюриной Южно-Уральского государственного медицинского университета
  • Мазилов В.А (Ярославль, Россия) - доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, действительный член МАПН.
  • Нагдян Р. М. (Ереван, Армения) - доктор психологических наук, профессор, кафедра психологии магистратуры Международного научно- образовательного центра Национальной академии наук Армении, действительный член МАПН
  • Панова Н. В. (Челябинск, Россия) – врач-неонатолог, педиатр, телесно -ориентированный терапевт, лаборант кафедры факультетской педиатрии им. Н.С. Тюриной.
  • Пенькова Г.А. (Ярославль, Россия) - магистрант ФГБОУ ВО «Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова»
  • Рожкин А.В. (Москва, Россия) – аспирант кафедры психологии ИМЦ
  • Санина М.В. (Гомель, Белоруссия) – аспирантка факультета психологии ГГУ им. Ф. Скорины
  • Силанов О.А. (Москва, Россия) – онтопсихолог, консультант по психологии управления и бизнеса
  • Симоненко Ю. С. (Белогорск, Россия) - психолог, директор Белогорской городской спортивной общественной организации «Киокушинкай карате»
  • Симонов П.А. (С-Петербург, Россия) - соискатель ученой степени кандидата психологических наук, Институт психологии творчества П. Пискарева.
  • Слепко Ю.Н. (Ярославль, Россия) – доктор психологических наук, доцент, профессор РАО, декан педагогического факультета Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, действительный член МАПН.
  • Степанов О.Г. (Челябинск, Россия) – действительный член МАПН, доктор медицинских наук, профессор кафедры факультетской педиатрии имени Н.С. Тюриной Южно-Уральского государственного медицинского университета
  • Степанчук Н. Н. (Донецк, Донецкая Народная Республика) - аспирант, младший научный сотрудник отдела теоретических исследований в области искусственного интеллекта, Государственное учреждение «Институт проблем искусственного интеллекта» (ГУ «ИПИИ»)
  • Токарев Я.В. (Магнитогорск, Россия) - кандидат психологических наук, член-корреспондент МАПН, Генеральный директор ООО «Управляющая компания «Фаэтон»
  • Ушакова Н.Е., (Ярославль, Россия) - кандидат исторических наук, магистр психологии, преподаватель ГУОР по хоккею г. Ярославль
  • Фаерман М.И. (Ярославль, Россия) - кандидат психологических наук, член-корреспондент МАПН, доцент кафедры консультативной психологии, Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
  • Шингаев С.М. – доктор психологических наук, доцент, Санкт- Петербургская академия постдипломного педагогического образования, заведующий кафедрой психологии, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет, профессор кафедры психологии образования и педагогики
  • Якимчук Д. Ю. (Москва, Россия) -аспирантка кафедры социальной и политической психологии ЯрГУ им. П.Г.Демидова, менеджер SberTech
  • Янсон Д. В. (Челябинск, Россия) - магистр психологии, практикующий психоаналитик. Секретарь Регионального Отделения Челябинск Европейской Ассоциации Развития Психоанализа и Психотерапии (ЕАРПП), руководитель Региональной Группы Челябинск Международной Нейропсихоаналитической Ассоциации (NPSA).

 

 

Скачать журнал  

{gcontent}Ссылка на скачивание{/gcontent}