Содержание 

Козлов В.В., Мазилов В.А. МИХАИЛ СЕМЕНОВИЧ РОГОВИН – ТИТАН МЕТОДОЛОГИИ ПСИХОЛОГИИ (К 100- летию со дня рождения)

Акулова Т.Н. ИЗУЧЕНИЕ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ К ШКОЛЕ ПЕРИОД

Аннотация. В статье рассматривается проблема средств диагностики самооценки личности старшего дошкольника в период, предшествующий переходу к обучению школьного типа. Отмечается, что свыше половины дошкольников имеют неадекватную самооценку, что может создавать сверхнормативные трудности адаптационного характера. В то же время многие дети считают, что родители и воспитатели детского сада оценивают их личностные качества ниже, чем дети на это рассчитывают.

Ключевые слова. Личность, самооценка, самосознание, уровень притязаний, экспертная оценка.

Андреев В.С. ПРАКТИКА «РАЗУМНОГО ГЕДОНИЗМА» – НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ДВИЖЕНИЯ К СЧАСТЬЮ

Бабинцева Л. Н. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ САМОРЕГУЛЯЦИИ ЛИЧНОСТИ

Аннотация. В данной статье рассматриваются подходы к изучению саморегуляции личности как в зарубежной, так и в отечественной психологии. Описывается структура саморегуляции личности.

Ключевые слова. саморегуляция, саморегуляция деятельности и поведения, психическая саморегуляция, структура саморегуляции, гармоническая структура саморегуляции, агармоническая структура саморегуляции.

The main approaches to the analysis of self-regulation of the individual

Abstract. This article discusses approaches to the study of self-regulation of the individual in both foreign and domestic psychology. The structure of self-regulation of the individual is described.

Keywords. existential-humanistic psychology, positive thinking, personality development, students.

Берберян А.С., Корнилова О.А. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ПОЗИТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы саморазвития и самосовершенствования, позитивных достижений личного опыта, отраженные в научных работах представителей экзистенциально-гуманистической психологии. Результаты проведенного эмпирического исследования свидетельствуют о необходимости акцентировать внимание на организации реальных условий формирования и развития позитивного мышления студентов как ключевой составляющей гуманистически ориентированной образовательной среды вуза.

Ключевые слова. экзистенциально-гуманистическая психология, позитивное мышление, развитие личности, студенты.

Аnnotation. The article deals with the issues of self-development and selfimprovement, positive achievements of personal experience, reflected in the scientific works of representatives of existential-humanistic psychology. The results of the conducted empirical research indicate the need to focus on the organization of real conditions for the formation and development of positive thinking of students as a key component of the humanistically oriented educational environment of the university.

Keywords. Psycho-diagnostic, hearing, voice, psycho-therapy, emotions

Богданова В. Л. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СИМВОЛ ЛАБИРИНТА. КРАТКОЕ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Аннотация. В данной статье автор проводит краткое теоретическое исследование нового инструмента воздействия на бессознательное человека под названием «Лабиринт психеи» - как уникального, собственного символа лабиринта. В основе метода лежат такие науки как психология, дерматоглифика, нейрофизиология. Целью статьи является методологическое осмысление заявленного метода и правомочность его применения.

Ключевые слова. лабиринт психеи, личный символ, бессознательное, сознание, дактилоскопия.

Abstract. In this article author offers a brief theoretical exploration of her novel instrument of influence of human unconscious, named “Psychea’s labyrinth”, as unique, authentic symbol for a labyrinth. This author’s method is based on the science of psychology, dermatoglyphic, and neurophysiology. This article aims to methodologically elaborate on the announcement of the method and to explore the boundaries of its practical application.

Keywords. psyche labyrinth, personal symbol, unconscious, consciousness, fingerprinting.

Власов Н.А. МЕТОДОЛОГИЯ НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ

Аннотация. статья посвящена методологии нейролингвистического программирования (НЛП) с точки зрения ее теории и практики. Вначале описываются краткие биографии создателей этого направления Дж. Гриндера и Р. Бэндлера. Затем приводятся философские основания, базовые принципы и концепция нейрологических уровней. Завершается работа описанием трех техник данного метода – «Якорения», «Кругов силы» и «Генератора нового поведения».

Ключевые слова: краткосрочная психотерапия, методология, нейролингвистическое программирование, НЛП.

Abstract. the article is devoted to the methodology of neuro-linguistic programming (NLP) from the point of view of its theory and practice. At the beginning, brief biographies of the creators of this direction are described. Then the philosophical foundations, basic principles, and the concept of neurological levels are presented. The work ends with a description of the three techniques of this method – «Anchoring», «Circles of power» and «Generator of new behavior».

Keywords. short-term psychotherapy, methodology, neuro-linguistic programming, NLP.

Дьяченко Е.Н. МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ, ПЕРЕЖИВАЮЩЕЙ КРИЗИС ИДЕНТИЧНОСТИ

Аннотация. В статье представлены фундаментальные принципы модели Нейрогештальт в психологическом сопровождении личности подростка, переживающей кризис идентичности в эпоху метамодерна. За основу положены основы психотехнологий интегративной теории гуманитарного знания при психологическом сопровождении личности с кризисной идентичностью. В данном исследовании психологическое сопровождение личности определяется как коуч технология, позволяющая воздействовать на процесс протекания кризиса идентичности, что делает его менее болезненным и более эффективным для подростка. Утверждается, что психосоматический, эстетический, аналитический и экзистенциальный коучинг является современным направлением в работе с личностью, формирующим навык самостоятельного выстраивания своей идентичности в эпоху метамодерна в дополнение к психотерапии. Общая структура работы представляет собой описание базовых компетенций педагога-психолога и методов нейрогештальт в работе с подростками, переживающих нормативный возрастной кризис идентичности. Описаны принципы работы педагога-психолога в соответствии с компетенциями МАНГО.

Ключевые слова. аналитческий коучинг, эстетический коучинг, МАНГО, Пирамида Развития, идентичность, коучинг, подростки, метамодерн, мультиролевая личность.

Abstract. The article presents the fundamental principles of the Neurogeshtalt model in the psychological accompaniment of the personality of a teenager experiencing an identity crisis in the era of metamodern. It is based on the foundations of psychotechnology of the integrative theory of humanitarian knowledge with psychological support of a person with a crisis identity. In this study, psychological support of a person is defined as a coach technology that allows to influence the process of an identity crisis, which makes it less painful and more effective for a teenager. It is argued that psychosomatic, aesthetic, analytical and existential coaching is a modern direction in working with a person, forming the skill of self-building their identity in the era of metamodern in addition to psychotherapy. The general structure of the work is a description of the basic competencies of a teacher-psychologist and neurogestalt methods in working with adolescents experiencing a normative agerelated identity crisis. The basic principles of the work of a teacher-psychologist in accordance with the competences of the IANGO are described.

Keywords. analytical coaching, aesthetic coaching, MANGO, Development Pyramid, identity, coaching, adolescents, metamodern, multi-role personality.

Зайцева И.Б. ИЗУЧЕНИЕ АДАПТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ КАК МЕХАНИЗМА РАЗРЕШЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП

Аннотация. В статье освещаются вопросы исследования преобладающих стратегий поведения индивида в ситуации межличностного взаимодействия, у представителей различных социальные групп.
Проводится сравнительный анализ степени выраженности превалирующего стиля поведения у респондентов исследуемых групп. Подчеркивается значение активной позиции индивида в успешном достижении целей адаптации к новой социальной среде.

Ключевые слова. Межличностное взаимодействие. Конфликтная ситуация. Стратегия поведения. Адаптация. Личность.

Abstract. In the article, we study the prevailing strategies of individual behavior in the situation of interpersonal interaction for representatives of different social groups.
We conduct the comparative analysis of the degree of intensity of the prevailing style of behavior among the respondents of studied groups. We emphasize the meaning of individual’s active position in the successful achievement of adaptation goals to the new social environment.

Keywords. Interpersonal interaction. Conflict situation. Behavior strategy. Adaptation. Personality.

Зобков В.А. СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА К ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье структура отношения человека к жизнедеятельности рассматривается как триединство отношения человека к себе, деятельности, другим людям. Показано, что отношение к себе связано с формированием человека как индивида, отношение к деятельности – как личности, отношения к другим людям – как субъекта жизнедеятельности. Обозначены возрастные этапы формирования структурных уровней отношения.

Ключевые слова. жизнедеятельность, отношение к себе, деятельности, другим людям.

Abstract. In the article, the structure of a person’s attitude to vital activity is viewed as a trinity of a person’s attitude to himself, to activity, to other people. It is shown that the relation to himself is connected with formation of the person as the individual, the relation to activity – as the person, the relation to other people – as the subject of activity. The age stages of the formation of structural levels of the relationship are identified.

Keywords. vital activity, attitude to himself, to activity, to other people.

Зорина Н.Н. СТРУКТУРА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Аннотация. В статье рассмотрены основные модели эмоционального интеллекта отечественных и зарубежных ученых. Каждая модель имеет иерархическую структуру, состоящую из отдельных компонентов. Выявлено, что все авторы выделяют в своих моделях такие составляющие эмоционального интеллекта, как понимание своих и чужих эмоций, управление своими и чужими эмоциями. Автор предлагает собственную структуру эмоционального интеллекта на основе четырехкомпонентной модели парадигмального анализа и существующих моделей эмоционального интеллекта.

Ключевые слова. эмоции, эмоциональный интеллект, парадигмальный анализ, метамодерн, модель.

Abstract. The article considers the main models of emotional intelligence of domestic and foreign scientists. Each model has a hierarchical structure consisting of individual components. It is revealed that all the authors distinguish in their models such components of emotional intelligence as understanding their own and other people's emotions, managing their own and other people's emotions. The author offers his own structure of emotional intelligence based on a four-component model of paradigm analysis and existing models of emotional intelligence.

Keywords. emotions, emotional intelligence, paradigm analysis, metamodern, model.

Евтихов М.М. ГУРДЖИЕВСКИЕ ПРАКТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Аннотация. Учение Георгия Ивановича Гурджиева «Четвёртый путь», как часть трансперсонального проекта. Попытка систематизировать три основных направления в практической работе над собой, используемых Г.И. Гурджиевым и провести параллели с современными направлениями трансперсональной психологии.

Ключевые слова. Г.И. Гурджиев, П.Д. Успенский, Четвёртый путь, саморазвитие, самовспоминание, самонаблюдение.

Abstract. Teachings of George Ivanovich Gurdjieff "The Fourth Way", as part of a transpersonal project. An attempt to systematize the three main directions in practical work on oneself, used by G.I. Gurdjieff and draw parallels with modern trends in transpersonal psychology.

Keywords. G.I. Gurdjieff, P.D. Uspensky, Fourth way, self-development, recollection, introspection.

Иванова М. Г. МЕТОД КОНСТРУИРОВАНИЯ СКАЗОЧНЫХ СЮЖЕТОВ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Аннотация. В статье обосновывается применение метода конструирования сказочных сюжетов для исследования области коллективного бессознательного, в частности, феноменов политической жизни. Автором предлагается ряд идей, направленных на развитие методологической теории для исследования коллективного бессознательного. Отмечает ся, что исследование надиндивидуальных психических структур становится одной из главных задач современной психологии.

Ключевые слова. слова: конструирование сказочных сюжетов, коллективное бессознательное, Юнг

Abstract. The article substantiates the application of the method of constructing fairy-tale plots for the study of the area of the collective unconsciousness, in particular, the phenomena of political life. The author offers a number of ideas aimed at developing a methodological theory for the study of the collective unconsciousness. In this regard, it is noted that the study of supra-individual mental structures is becoming one of the main tasks of modern psychology.

Keywords. construction of fairy tales, collective unconsciousness, Jung.

Канавина С.С. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ: ФОРМИРОВАНИЕ АВТОРСКОЙ ТРЕХФАЗНОЙ МОДЕЛИ КИНОПРОФИЛАКТИКИ

Аннотация.В статье проанализировано основные принципы метода моделирования. Рассмотрены особенности моделирования в социальной психологии. Представлена авторская трехфазная модель кинопрофилактики. Были раскрыты функции каждого из этапов, нацеленных на изменение отношения ко времени и коррекции образов в самосознании. Обоснована правомерность применения данной модели в дальнейших исследованиях.

Ключевые слова. профилактика, профилактика наркомании, психологическое моделирование, временная перспектива, самосознание, кинопрофилактика

Abstract. In the article was analyzed basic principles modeling method. Modeling features in social psychology was viewed. Author`s three-fase film prevention model was presented. The functions of all stages, which are goaled on time relationship changing and self-awareness images correction, was descried. It was substantiated the legitimacy of using this model in next researches.

Keywords. prevention, drug addiction prevention, psychological modeling, time perspective, self-awareness, film prevention

Капырин М.В. К ПРОБЛЕМЕ ИНТЕГРАЦИИ АНИМЫ И АНИМУСА В ПЕРСОНЕ

Аннотация. Статья базируется на основных подходах интегративной психологии и юнгианской теории коллективного бессознательного. Рассматриваются базовые архетипические модели Анимы и Анимуса, имеющие свое выражение в женском и мужском начале и формирующие поведенческие паттерны современного общества. Описан метод актуализации взаимоотношений внутри Персоны на базе использования данных конструктов психики и их возможное применение для прояснения взаимоотношений между умом и телом. Также, в статье затронута тема актуальности внутренней интеграции в наши дни, в контексте достижения самости как пика самореализации.

Ключевые слова. Анима, анимус, самоактуализация, архетип, интегративный подход, самость, юнгианский подход, мужчина и женщина, коллективное бессознательное.

Abstract. The article is based on the basic approaches of integrative psychology and the Jungian theory of the collective unconscious. We consider the basic archetypical models of Anima and Animus, which have their expression in the female and masculine beginning and form the behavioral patterns of modern society. The ways of comprehension of these mental constructs and their possible recognition and interaction with each other through relationships with the mind and body are described. Also, the article touches on the topic of hierogamy's relevance in our days in the context of achieving self as a peak of self-realization.

Keywords. Anima, animus, self actualization, archetype, integrative approach, self, Jungian approach, man and woman, collective unconscious.

Карпов А.А. СТРУКТУРНО-УРОВНЕВЫЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ ЭВОЛЮЦИИ ПСИХИКИ

Аннотация. Представлены материалы исследований в области филогенетической эволюции психики и поведения животных и человека, а также представителей видов других царств живой природы. Сформулированы положения, согласно которым по отношению к исследованию филогенетической эволюции психики может быть реализован структурно-уровневый подход, развитый в работах выдающегося отечественного психолога, представителя Ярославской психологической школы Михаила Семеновича Роговина. Представлены и описаны основные принципы и требования структурно-уровневого подхода, необходимые для его развертывания в рамках данной проблематики.

Ключевые слова. филогенетическая эволюция психики, структурно-уровневый подход, уровни, межуровневые взаимодействия, системный подход, закон возрастания темпов развития.

Abstract. The materials of research in the field of phylogenetic evolution of the psyche and behavior of animals and humans, as well as representatives of species of other kingdoms of nature, are presented. The provisions are formulated according to which the structural-level approach developed in the works of a major Russian psychologist, a representative of the Yaroslavl Psychological School Mikhail Semenovich Rogovin, can be implemented in relation to the study of the phylogenetic evolution of the psyche. The basic principles and requirements of the structural-level approach necessary for its deployment within the framework of this problem are presented and described.

Keywords. phylogenetic evolution of the psyche, structural-level approach, levels, inter-level interactions, system approach, the law of increasing rates of development.

Карпов А.В. СПЕЦИФИКА РЕПРЕЗЕНТАЦИИ МАТЕРИАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ОБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ В ОНТОЛОГИИ ПСИХИЧЕСКОГО

Аннотация. Представлены методологические и теоретические материалы, разрывающие специфику формирования репрезентаций объективной реальности на сенсорно-перцептивном уровне. Сформулированы новые представления о базовом принципе порождения репрезентаций на данном уровне, обозначенном понятием окачествления объективной реальности. Раскрыта и проинтерпретирована определяющая роль категории качества в объяснении природы субъектных репрезентаций на сенсорно-перцептивном уровне. Дано объяснение некоторых закономерностей организации сенсорно-перцептивной сферы на основе сформулированных представлений. Обосновано ключевое значение механизма порождения субстанциональных качеств в конституировании сенсорно-перцептивного уровня психического.

Ключевые слова. сенсорика, качества, субстанциональные качества, материальные качества, модальности, окачествление.

Abstract. The article presents methodological and theoretical materials that reveal the specifics of the formation of representations of objective reality at the sensory-perceptual level. New ideas are formulated about the basic principle of generating representations at this level, designated by the concept of the qualityendowment of objective reality, formulated. The defining role of the quality category in explaining the nature of subject representations at the sensory-perceptual level is revealed and interpreted. An explanation of some regularities of the organization of the sensory-perceptual sphere on the basis of formulated representations is given. The key importance of the mechanism of generating substantial qualities in the constitution of the sensory-perceptual level of the mental is substantiated.

Keywords. sensorics, qualities, substantive qualities, material qualities, modalities, quality-endowment.

Кашапов М.М. МЕНТАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК СРЕДСТВО СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЕ СУБЪЕКТА
Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (Проект №19-013-00102а)

Аннотация. В статье проведен обзор подходов, ориентированных на реализацию ментальных ресурсов субъекта. Представлено обоснование ситуативности/надситуативности мышления в качестве метакогнитивного средства решения коммуникативных проблемных ситуаций. Обосновано использование метакогнитивных стратегий в контексте обнаружения надситуативной проблемности в решаемой проблемной ситуации. Показано, что при движении от ситуативного к надситуативному типу мышления акты решения проблемной ситуации характеризуются направленностью на саморазвитие, творчество. Описаны стадии реализация ментального ресурса субъекта. Ситуативные факторы играют роль предиктора и определяют вариативность проявления надситуативных факторов, которые детерминируют трансформацию ситуации в событие.

Ключевые слова. слова: событийность, событийность мышления, ситуации, трансформации, события, профессионализации, социализации.

Annotation. This article provides an overview of approaches aimed at the realization of the subject’s mental resources. The justification situational / suprasituational thinking as a metacognitive means of solving the communication problem situations is presented. It is proved theusing of metacognitive strategies in the context of detecting suprasituational problematics in a problem situation solved. It is shown that the motion of a situational to suprasituational type of thinking acts of problem solving are characterized by orientation towards self-development, creativity. We describe the stages of implementation of the mental resouse of the subject. Situational factors play a role of a predictor and define variability of nadsituative factors manifestation that determines a transformation of the situation in the event.

Keywords. event, event-thinking the situation, the transformation event, professionalisation, socialization.

Киселева А.А. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ И ИХ ПРОДУКТИВНОСТИ С ПОЗИЦИИ ИНТЕГРАТИВНОЙ МЕТОДОЛОГИИ

Аннотация. В данной статье представлен теоретический обзор психологических исследований, посвященных определению продуктивности копинг-стратегий. Автор приходит к выводу о том, что определение продуктивности копинг-стратегий необходимо рассматривать с позиции интегративной методологии В.В Козлова, в рамках которой можно понимать продуктивные копинг-стратегии как позитивный интегративный потенциал, выражающийся в стремлении личности к осознанию проблемы во всей ее полноте, ее позитивное принятие и в поиске социальных ресурсов.

Ключевые слова. продуктивные копинг-стратегии, интегративная методология.

Abstract. This article presents a theoretical overview of psychological studies devoted to determining the productivity of coping strategies. The author comes to the conclusion that the definition of the productivity of coping strategies should be considered from the perspective of V. V. Kozlov's integrative methodology, in which it is possible to understand productive coping strategies as a positive integrative potential, expressed in the desire of the individual to understand the problem in its entirety, its positive acceptance and in the search for social resources.

Keywords. productive coping strategies, integrative methodology.

Киселева А.А., Кузьмин М.Ю., Стародубцева Г.А. ЖЕНСКИЙ АРХЕТИП ПЕДАГОГОВ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ С ЦЕННОСТНЫМИ ОРИЕНТАЦИЯМИ

Аннотация. В данной статье представлено эмпирическое исследование, направленное на изучение женского архетипа педагогов общеобразовательных организаций и их взаимосвязи с ценностными ориентациями. По результатам исследования выявлено, что преимущественно педагогам свойственны бессознательные установки архетипа «Елена-сатьва». Обнаружено, что семейный статус педагога опосредует склонность женщин к определенному архетипу. Установлены взаимосвязи между предпочитаемым педагогами женскими архетипами и ценностными ориентациями.

Ключевые слова. женский архетип, педагоги, ценностные ориентации.

Annotation. This article presents an empirical study aimed at studying the female archetype of teachers of general education organizations and their relationship with value orientations. According to the results of the study, it was revealed that mostly teachers are characterized by unconscious attitudes of the archetype "Elena-satva". It was found that the family status of the teacher mediates the tendency of women to a certain archetype. The interrelationships between female archetypes preferred by teachers and value orientations are established.

Keywords. female archetype, teachers, value orientations.

Ю. А. Клейберг (ORCID iD: 0000-0001-6757-0102) СИСТЕМНАЯ ДЕВИАНТОЛОГИЯ: АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМЫ

Аннотация: В статье предпринята попытка представить системную девиантологию с онтологических и эпистемологических позиций, генеральной целью которой является устранение затянувшегося концептуального безвременья, падения глубины теоретической мысли и создание девиантологической науки на основе системной теории, разработав для этого единый системный тезаурус и с единых теоретических позиций научно охарактеризовать важнейшие элементы девиантологического знания, тем самым восполнить теоретический вакуум в науке.

Ключевые слова: система, девиантология, системная девиантология.

Abstract. The article attempts to present systemic deviantology from ontological and epistemological positions, the general goal of which is to eliminate the protracted conceptual timelessness, the fall in the depth of theoretical thought and the creation of deviantological science based on the system theory, having developed for this a unified systemic thesaurus and from a unified theoretical standpoint to scientifically characterize the most important elements deviantological knowledge, thereby filling the theoretical vacuum in science.

Keywords. system, deviantology, systemic deviantology.

Козлов В.В. ФИЛОСОФИЯ, ДУХОВНЫЕ ТРАДИЦИИ, ПСИХОЛОГИЯ В ИЗУЧЕНИИ МЕТАУРОВНЕВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХИКИ

Аннотация. В статье обсуждается проблема философского, мистического, психологического изучения метауровней психики. Автор пердлагает понимать метафизику как знание-переживание, тождественное трансперсональному, сверхопытному за пределами самосознания, Эго, признавая, что встречается подобное переживание достаточно редко и оно связано с визионерским опытом. Мотивация трансцендирования в некотором смысле проста – это разрешение 5 великих проблем и фактов бытия: абсурдности, тварности, никчёмности, одиночества и страдания – с целью переживания (но не окончательного приобретения) смысла, бессмертия, могущества, слияния-единения, наслаждения.

Ключевые слова. Философия, метафизика, личность, сознание, мотивация, рефлексия, знание, переживание, трансцендентное, первооснова, сущее.

Abstract. The article discusses the problem of philosophical, mystical, psychological study of the metalevels of the psyche. The author believes that if being is about being, metaphysics, we will understand the transpersonal, super-experienced beyond selfconsciousness, the Ego, that we recognize that it is quite rare and is associated with visionary experience. The motivation for transcending is in a sense simple - it is the resolution of 5 great and facts of being - absurdity, creation, worthlessness, loneliness and suffering with the aim of experiencing (but not finally acquiring) meaning, the problems of immortality, power, merging-unity, pleasure.

Keywords. Philosophy, metaphysics, personality, consciousness, motivation, reflection, knowledge, experience, transcendental, fundamental, existence.

Козлов В.В., Шадрин Н.С. В ПОИСКАХ МЕТАТЕОРИИ ПСИХОЛОГИИ

Аннотация. В статье проведен анализ парадигмальной структуры современной психологии. Для повышения эффективности психологического знания, особенно в его практическом приложении, предлагается интегративный подход в качестве способа формирования метапсихологии. Обсуждаются проблемы, связанные с трудностями реализации интегративного потенциала постнеклассической психологии.

Ключевые слова. Предмет психологии, парадигма, теория, метод, объяснение, интеграция, практика, постнеклассическая психология.

Abstract. The article analyzes the paradigmatic structure of modern psychology. To increase the effectiveness of psychological knowledge, especially in its practical application, an integrative approach is proposed as a way of forming metapsychology. The problems associated with the difficulties of realizing the integrative potential of post-nonclassical psychology are discussed.

Keywords. Psychology subject, paradigm, theory, method, explanation, integration, practice, post-non-classical psychology.

Корнеенков С.С. ПСИХОФЗИОЛОГИЯ НЕЙРОННЫХ КОММУНИКАЦИЙ СОЗНАНИЯ И ЭКСТРАСЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ

Аннотация. Цель статьи заключается в том, чтобы рассмотреть психофизиологию нейронных коммуникаций здорового мозга в момент возникновения трансовых состояний. Активизация тонких сенсоров позволяет человеку более объективно воспринимать внешний и внутренний миры как единое целое, при этом наступают различные по глубине трансовые состояния.

Ключевые слова. Пнейронные коммуникации, экстрасенсорное восприятие, психический мир, мозг, измененное состояние сознания, универсальное сознание, синестезия.

Abstract: the purpose of the article is to consider the psychophysiology of neural communications of a healthy brain at the time of occurrence of trance states. The activation of subtle sensors allows a person to more objectively perceive the external and internal worlds as a whole, while different trance states occur in depth.

Keywords. neural communications, extrasensory perception, psychic world, brain, altered state of consciousness, universal consciousness, synesthesia.

Мазилов В.А. АКТУАЛЬНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ

Аннотация. В статье обсуждается круг методологических вопросов, которые наиболее актуальны для российской психологии в настоящий момент. Предлагается авторское представление о характере методологических проблем, сформулированных Академическим дискуссионным клубом. Формулируются подходы к решению наиболее значимых методологических проблем: диагноз современного состояния российской психологии, взаимоотношения российской психологии с мировой психологической наукой, проблемы интеграции российской психологии с зарубежной.

Ключевые слова. психология, методология, методологические проблемы, кризис, предмет психологии, система психологии.

Annotation. The article discusses the circle of methodological issues that are most relevant for Russian psychology at the moment. The author's idea is proposed about the nature of the methodological problems formulated by an academic discussion club. Approaches to solving the most significant methodological problems are formulated: the diagnosis of the current state of Russian psychology, the relationship between Russian psychology with world psychological science, the problems of integrating Russian psychology with foreign.

Keywords: psychology, methodology, methodological problems, crisis, subject of psychology, psychology system.

Мазилов В.А. ПСИХОЛОГИЯ В БОРЬБЕ ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ

Аннотация. В статье поднимается вопрос, имеющий важное значение для будущего психологической науки. Констатируется, что современная психология в значительной степени утратила кредит доверия, который существовал еще в 1960-е – 1970-е годы. Пятьдесят лет тому назад многие ученые возлагали на психологию надежды, считая ее наукой будущего. Этого не произошло. Более того, в настоящее время сами психологи сомневаются в том, что психология существует как единая научная дисциплина и полагают ее комплексом различных научных дисциплин. Когнитивная наука и нейронаука пользуются бόльшим авторитетом, чем психология, претендуют на разработку проблемных полей кла с сиче ской психологии. Психология ут рачива е т свою привлекательность в глазах студентов, у которых снижается интерес к академической психологии. Утверждается, что отмечаемые ныне негативные тенденции в психологии были зафиксированы М.С.Роговиным еще в конце 1960-х гг., когда были мало кому заметны. Дается абрис оригинальной философии психологии, разработанной М.С.Роговиным и эксплицированной в настоящей статье. В статье содержится попытка анализа предостережений автора, видевшего еще в 1960-е годы ХХ столетия опасности для развития научной психологии. Предостережения не были услышаны и восприняты, что привело сегодня к широкомасштабному кризису научной психологии. Обсуждаются шаги, необходимые сегодня для сохранения психологией независимого существования как самостоятельной науки.

Ключевые слова. психология, научная психология, самостоятельная наука, кризис, система психологии, предмет психологии.

Annotation. The article rises a question having important for future psychological science. It is stated that modern psychology has largely lost a credibility loan, which existed in the 1960s - 1970s. Fifty years ago, many scientists pinned the psychology of hope, considering it the science of the future. That did not happen. Moreover, at present, psychologists themselves are in doubt that psychology exists like a single scientific discipline and believes its complex of various scientific disciplines. Cognitive science and neuroscience enjoy the best authority than psychology, claim to develop problem fields of classical psychology. Psychology loses its attractiveness in the eyes of students who decreases interest in academic psychology. It is argued that the currently noted negative trends in psychology were recorded by M.Rogovin. In the late 1960s, when there were few people noticeable. The abis of the original philosophy of psychology developed by M.Rogovin and explicated in this article is given. The article presents an attempt to analyze the author's warnings, who seen in the 1960s of the twentieth century of danger for the development of scientific psychology. Cautions were not heard and perceived, which led to a large-scale crisis of scientific psychology. The steps necessary today are discussed to preserve the psychology of independent existence as independent science.

Keywords: psychology, scientific psychology, independent science, crisis, psychology system, subject of psychology

Литке С.Г., Шаброва С.В. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА В ПРОЦЕССЕ ЭВОЛЮЦИОННО-ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация. в статье рассматривается имидж, как социально-психологический феномен в контексте эволюцонно-исторического развития. Анализируется трансформация образа человека в контексте «Теорий поколений», определяются основные функции виртуального персонального имиджа в современном цифровом обществе.

Ключевые слова. имидж, образ человека, эволюционно-историческое развитие, самоопределение, Теория поколений, культурные поколения, виртуальный имидж

Abstract. The article examines the image as a socio-psychological phenomenon in the context of evolutionary-historical development. The transformation of the image of a person is analyzed in the context of "Theories of generations", the main functions of a virtual personal image in a modern digital society are determined.

Keywords: image, human image, evolutionary-historical development, selfdetermination, Theory of generations, cultural generations, virtual image.

Маралов В. Г., Ситаров В. А. «NONKILLING-ПСИХОЛОГИЯ» - НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ

Аннотация. Статья посвящена «Nonkilling-психологии» («nonkilling» – «не-убийство») как новому направлению современной науки. Дается характеристика проблемного поля исследований данного направления, включающего в себя изучение трех групп проблем: 1) психологических причин и последствий убийства; 2) психологических факторов и условий предотвращения убийств; 3) выявление особенностей личностной трансформации: от убийства к не-убийству. Делается вывод об актуальности и значимости развития данного направления, в том числе и для отечественной психологии.

Ключевые слова. «nonkilling -психология», причины и последствия убийств, предотвращение убийств, личностная трансформация

Abstract. The article is devoted to «Nonkilling psychology» («nonkilling» – «nonmurder») as a new direction of modern science. The article describes the problem field of research in this direction, which includes the study of three groups of problems: 1) psychological causes and consequences of murder; 2) psychological factors and conditions for preventing murder; 3) identification of the features of personal transformation: from murder to non-murder. The conclusion is made about the relevance and significance of the development of this direction, including for domestic psychology.

Keywords. «nonkilling psychology», causes and consequences of murder, prevention of murder, personal transformation

Матвеева Е.В., Скотникова И.Г. ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ ПОНЯТИЙ ИМПУЛЬСИВНОСТИ, СМЕЛОСТИ, ТРЕВОЖНОСТИ И СКЛОННОСТИ К РИСКУ —И ЕЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ПСИХОЛОГИИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЖИВОТНЫХ И ЧЕЛОВЕКА (Работа выполнена в соответствии с Государственным заданием № 0138-2021-0006)

Аннотация. Понятия импульсивности, смелости, тревожности и склонности к риску нередко смешиваются в психологии индивидуальности человека, но еще менее эти понятия дифференцированы в зоопсихологии в силу более узкого спектра поведенческих реакций животных. Рассматривается соотношение этих понятий и методические подходы к их экспериментальному исследованию у животных.

Ключевые слова. индивидуальные особенности животных и человека, импульсивность, склонность к риску, смелость, тревожность, методические подходы

Abstract. The concepts of impulsivity, boldness, anxiety and disposition to risk taking are often confused in psychology of human individuality, but these concepts are even less differentiated in animal psychology due to a narrower spectrum of animals’ behavioral reactions. A relationship between these concepts and methodological approaches to their experimental study in animals is considered.

Keywords. animals’ and humans’ individual features, impulsivity, disposition to risk taking, boldness, anxiety, methodological approaches

Мединцев В. А. УГЛУБЛЯЮЩИЕ, ФРАГМЕНТИРУЮЩИЕ И ИНТЕГРИРУЮЩИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ

Аннотация.Психология развивается в значительной мере за счёт оригинальных исследований, которые можно охарактеризовать как углубляющие, фрагментирующие и интегрирующие. В статье очерчены критерии указанного различения, приведены примеры соответствующих исследований. Отмечено, что перспектива минимизации фрагментирующих исследований реализуема, если психологи будут стремиться к повышению логического совершенства теоретических и эмпирических разработок, избегать односторонние подходы к характеристике сложных психологических явлений.

Ключевые слова. психологические исследования, методология, интеграция, фрагментация, углубление.

Annotation. Psychology develops largely through original research, which can be characterized as deepening, fragmenting, and integrating. The article outlines the criteria for this distinction, and provides examples of relevant studies. It is suggested that the prospect of minimizing fragmenting research is feasible if psychologists strive to improve the logical perfection of their theoretical and empirical developments and avoid one-sided approaches to the characterization of complex psychological phenomena.

Keywords. psychological research, methodology, integration, fragmentation, deepening.

Наркевич А.В. ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ЗАНЯТИЙ МЕДИТАТИВНЫМИ ПРАКТИКАМИ НА ВОЛЕВУЮ САМОРЕГУЛЯЦИЮ ЛИЧНОСТИ

Аннотация. В статье рассмотрены особенности влияния занятий медитативными практиками на волевую саморегуляцию личности.

Ключевые слова. медитативные практики, волевая саморегуляция.

Annotation. The article deals with the peculiarities of the influence of meditative practices on the volitional self-regulation of the individual.

Keywords. meditative practices, volitional self-regulation.

Нижегородцева Н.В. ТИПОЛОГИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ

Аннотация. В статье рассматриваются методологические основания и принципы построения типологии учебной деятельности и готовности к обучению на примере элементарной учебной деятельности. Использован системогенетический подход к анализу учебной деятельности и готовности к обучению и современные представления о психологической структуре учебной деятельности и ее динамики в процессе обучения.

Ключевые слова. учебная деятельность, готовность к обучению, типология, индивидуальность, учащийся.

Abstract. The article examines the methodological foundations and principles of constructing a typology of educational activity and readiness for learning on the example of elementary educational activity. A systemic-genetic approach to the analysis of learning activity and readiness for learning and modern ideas about the psychological structure of learning activity and its dynamics in the learning process are used.

Keywords. learning activity, readiness to learn, typology, individuality, student.

Пискарёв П.М. ЗА ПРЕДЕЛАМИ РИТОРИКИ: ТОПОС И ТОПОСОФИЯ

Аннотация. Автор выходит за пределы традиционного понимания термина «топос» в поисках возможных путей использования данного термина в соответствии с его метанаучным потенциалом. Топос рассматривается как учение о месте в широком смысле – не только как о риторическом «общем месте», но и как теорию о пространстве вообще. Пространство при этом понимается как внутреннее пространство человека и пространство, внешнее по отношению к человеку, как пространство смыслов, как временное пространство и т.д. Топос – смысловое поле или контекст (речи, коммуникации и самого человеческого бытия). Автор пишет, что психика – это топос, воплощенный в образе «психологического пространства» («пространства психики»), а тело – топос человеческой души. Понимание топоса в таком новом смысле открывает возможности для развития топософии – особого философского метанаучного направления, философии пространства, философии места, теории места в широком смысле.

Ключевые слова. топос, хронос, топософия, риторика, контекст, философия пространства, философия места, нарратив, психологическое поле, тело, душа, психика.

Abstract. The author goes beyond the traditional understanding of the term "topos" to find possible ways of using this term in accordance with its metascientific potential. The author understands topos as a doctrine of place in a broad sense - not only as a rhetorical "common place", but also as a theory of space in general. At the same time, space is understood as the inner space of a person and space external to a person, as a space of meanings, as a temporary space, etc. Topos is a semantic field or context (the context of speech, communication and human existence itself). The author writes that the psyche is a topos embodied in the image of "psychological space" ("psyche space"), and the body is the topos of the human soul. Understanding the phenomenon of topos in such a new sense opens up opportunities for the development of toposophy, a special philosophical metascientific direction, philosophy of space, philosophy of place, theory of place in a broad sense.

Keywords. topos, chronos, toposophy, rhetoric, context, philosophy of space, philosophy of place, narrative, psychological field, body, soul, psyche.

Поваренков Ю.П., Спиридонова Е.С. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КАРЬЕРНОГО ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ИНТРОВЕРСИИ-ЭКСТРАВЕРСИИ (Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ № проекта 19-013-00782)

Аннотация. В статье освещены изменения в уровне профессионального мышления и личностных особенностей студентов-психологов в зависимости от этапа обучения, а также взаимосвязь профессионального мышления и личностных особенностей студентов социономических профессий. Установлено, что к конечному этапу обучения превыщающих норму акцентуаций становится меньше. Описаны взаимосвязи различных акцентуаций с качествами профессионального мышления.

Ключевые слова: профессиональное мышление, личностные особенности, педагоги-психологи, профессиональные акцентуации, социономические профессии, качества мышления.

Abstract. The article analyzes the relationship between introversion-extraversion and the structure of career goal-setting. The concepts of "career goal" and "career goal setting" are revealed. The main indicators of the formation of career goal-setting from the point of view of the system-genetic approach are highlighted: motives, goal, plan, information basis, decision-making, self-control. The article presents the results of an empirical study of the individual characteristics of the psychological structure of career goal-setting among university students with different levels of introversion.

Keywords. career concept, career goal, career goal setting, personal factors of career goal setting, introversion, extraversion.

Серафимович И.В., Мясникова Е.В. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ. Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (проект № 19-013-00102а по теме «Разработка концепции профессионализации мышления субъекта»)

Аннотация. В статье освещены изменения в уровне профессионального мышления и личностных особенностей студентов-психологов в зависимости от этапа обучения, а также взаимосвязь профессионального мышления и личностных особенностей студентов социономических профессий. Установлено, что к конечному этапу обучения превыщающих норму акцентуаций становится меньше. Описаны взаимосвязи различных акцентуаций с качествами профессионального мышления.

Ключевые слова: профессиональное мышление, личностные особенности, педагоги-психологи, профессиональные акцентуации, социономические профессии, качества мышления.

Serafimovich Irina Vladimirovna Candidate of Psychological Sciences, Senior Lecturer, Vice-principal State Autonomous Institution of Additional Professional Education of the Yaroslavl Region Educational Development Institute, Yaroslavl, Russia

Myasnikova E.V., Bachelor of Science in Psychology P.G. Demidov Yaroslavl State University, Yaroslavl, Russia

PROFESSIONAL THINKING AND PERSONAL PECULIARITIES OF STUDENTS OF PSYCHOLOGY DEPARTMENT

Abstract. The modifications on the level of professional thinking and personal peculiarities of the students of psychology department depending on the stage of education as well as interdependence of professional thinking and personal traits of the students of socionomical types of professions are highlighted in the article. It has been determined that accentuations exceeding the normal limits are getting less frequent by the final stage of education. The interconnections between various accentuations and qualities of professional thinking have been described.

Keywords. Professional thinking, personal peculiarities, educational psychologist, professional accentuations, socionomical types of professions, thinking skills.

Слепко Ю.Н. ПРОБЛЕМЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПСИХОЛОГИИ И ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК

Аннотация. В статье обсуждается проблема междисциплинарного взаимодействия психологии и естественных наук в свете современных исследований предмета психологии. Утверждается, что использование в качестве предмета психологии конструкта внутренний мир человека усиливает дисциплинарные границы психологической науки. При этом организация продуктивного междисциплинарного взаимодействия между психологией и естественными науками возможна в рамках уровневого понимания предмета психологии.

Ключевые слова. психология, естественные науки, внутренний мир человека, способности.

Annotation. The article discusses the problem of interdisciplinary interaction between psychology and natural sciences in the light of modern research on the subject of psychology. It is argued that the use of the inner world of a person as the subject of psychology of the construct strengthens the disciplinary boundaries of psychological science. At the same time, the organization of a productive interdisciplinary interaction between psychology and the natural sciences is possible within the framework of the level understanding of the subject of psychology.

Keywords. psychology, natural sciences, human inner world, abilities.

Солдатова Г.В. ПОНЯТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ И КОММУНИКАТИВНЫХ ДЕФИЦИТОВ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Аннотация. Коммуникативная компетентность личности рассматривается как системное образование, в качестве ядра которого выступают коммуникативные умения. На основе классификации сторон общения Е.П. Ильина выделены четыре группы коммуникативных умений: перцептивные, информативные, интерактивные и эмоциональные. Коммуникативные дефициты отражают низкий уровень развития коммуникативных умений. Состав потенциальных коммуникативных дефицитов определяется путём конкретизации содержательного аспекта коммуникативных умений и может различаться в разных видах деятельности.

Ключевые слова. коммуникативная компетентность, коммуникативные дефициты, общение, коммуникативные умения.

Abstract. The communicative competence of the individual is considered as a system education, the core of which is the communicative skills. Based on the classification of the sides of communication by E. P. Ilyin, four groups of communicative skills are distinguished: perceptual, informative, interactive and emotional. Communication deficits reflect a low level of development of communication skills. The composition of potential communication deficits is determined by specifying the content aspect of communication skills and may differ in different types of activities.

Keywords: communication competence, communication deficits, communication, communication skills.

Степанов О.Г. РАСШИРЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ НА ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ РЕБЕНКА И РОЛЬ ПРОЦЕССОВ КАСАНИЯ В РАЗВИТИИ ЕГО ЛИЧНОСТНОГО КОНСТРУКТА

Аннотация. В статье делается попытка осмысления и соединения положений перинатальной психологии и педиатрии и телесно-ориентированной психотерапии в период развития базовых внеутробных отношений ребенка с матерью. Придается особое значение его процессам касания, как основе для развития двигательных навыков и их связи с эмоциональной сферой, как необходимого условия построения гармоничного личностного конструкта ребенка.

Ключевые слова. перинатальная психология, процессы касания, эмоциональные реакции, внеутробные отношения, двигательные навыки.

Abstract. The article makes an attempt to comprehend and combine the provisions of perinatal psychology and pediatrics and body-oriented psychotherapy during the development of the child's basic extrauterine relations with the mother. Special importance is attached to its touching processes as a basis for the development of motor skills and their connection to the emotional sphere, as a prerequisite for building a harmonious personality design of the child.

Keyworlds. perinatal psychology, touching processes, emotional reactions, extrauterine relationships, motor skills.

Шевеленкова Т.Д. ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА

Аннотация. Ориентация клинической психологии на позитивистский образ науки, связана с определением статуса клинической психологии как прикладной, практико-ориентированной дисциплины, призванной обслуживать медицинскую практику, что требует «уподобления» ее отологических и гносеологических оснований, а также методов исследования тем, что используются в медицинской практике. Дальнейшее развитие клинической психологии должно неизбежно привести к рефлексии ее собственных методологических оснований, осмыслению ее собственной «психологической природы». Развитие экзистенциальной школы мысли, в том числе в клинической психологии, совершило переворот, который подпадает под различение между классическим и противопоставленными ему неклассическим и постклассическим идеалами рациональности.

Ключевые слова. клиническая психология, экзистенциальная школа мысли, постнеклассическая рациональность.

Abstract. The orientation of clinical psychology towards a positivist image of science is associated with the definition of the status of clinical psychology as an applied, practice-oriented discipline designed to serve medical practice, which requires “assimilation” of its ontological and epistemological foundations, as well as research methods, with those used in medical practice. The development of the existential school of thought, including in clinical psychology, has made a revolution that falls under the distinction between the classical and opposed non-classical and postclassical ideals of rationality.

Keyworlds. clinical psychology, existential school of thought, post-nonclassical rationality.

[icon class="text-icon write"]РЕЦЕНЗИЯ на монографию В.Д. Шадрикова «Понимание: концептуальные модели». М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2021

 

 

Сведения об авторах 

  • Акулова Т.Н. (Саратов, Россия) - кандидат психологических наук, доцент кафедры дошкольного и начального образования Балашовский институт (филиал), Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»
  • Андреев В.С. (Санкт-Петербург, Россия) – психолог-коуч, Институт Психологии творчества
  • Бабинцева Л. Н. (Иркутск, Россия) - кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Институт развития образования Иркутской области
  • Берберян А.С. (Ереван, Армения) - доктор психологических наук, профессор, Российско-Армянский (Славянский) университет, действительный член МАПН
  • Богданова В.Л. (Санкт-Петербург, Россия) – психолог, аналитический коуч, Институт Психологии творчества
  • Власов Н.А. (Москва, Россия) – кандидат психологических наук, медицинский психолог психиатрической клинической больницы им. П.Б. Ганнушкина, член-корреспондент МАПН.
  • Власова Г.И. (Москва, Россия) - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Академия гражданской защиты Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
  • Дьяченко Е.Н. (Новосибирск, Россия), педагог-психолог МКУ «Барышевский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей»
  • Зайцева И. Б. (Москва, Россия) - психолог, общество с ограниченной ответственностью “Центр аттестации сил обеспечения транспортной безопасности “ (ООО “ЦАСО ТБ”)
  • Зобков В.А. (г. Владимир, Россия), доктор психологических наук, профессор кафедры общей и педагогической психологии ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
  • Зорина Н.Н. (Москва, Россия) - психолог, Институт творчества
  • Евтихов М. М. (Москва, Россия), психолог, преподаватель Четвёртого пути Г.И. Гурджиева
  • Иванова М. Г. (Москва, Россия) - кандидат философских наук, психолог Фонда содействия развитию образования и культуры России.
  • Канавина С.С. (Иркутск, Россия), общественная организация Иркутской области «Противодействие социально-негативным явлениям» (председатель), Центр судебных экспертиз «Альфа» (психолог-эксперт)
  • Капырин М.В. (Дубна, Россия), психолог, ведущий тренингов личностного роста, Генеральный директор ООО Системы 21 (Издательство «Сны Драконов»)
  • Карпов А.А. (Ярославль, Россия) - доктор психологических наук, доцент кафедры психологии труда и организационной психологии Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова.
  • Карпов А.В. (Ярославль, Россия) - доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии, заведующий кафедрой психологии труда и организационной психологии, Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, действительный член МАПН, член- корреспондент РАО
  • Кашапов М. М. (Ярославль, Россия) – доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и педагогической психологии, Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, действительный член МАПН
  • Киселева А.А. (Иркутск, Россия) - методист кафедры педагогики и психологии ГАУ ДПО «Институт развития образования Иркутской области»
  • Клейберг Ю.А. (Тверь, Россия) - академик РАЕН, доктор психологических наук, доктор педагогических наук, профессор, Тверской государственный университет, профессор, Международная Ассоциация девиантологов, президент, действительный член МАПН
  • Козлов В.В. (Ярославль, Россия) – президент Международной Академии Психологических Наук, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной и политической психологии ЯрГУ им. П.Г.Демидова, действительный член МАПН.
  • Корнеенков С.С. (Владивосток, Россия) - кандидат психологических наук,, доцент, Дальневосточный федеральный университет
  • Корнилова О.А. (Самара, Россия) - доцент, доктор психологических наук, профессор, Самарский филиал Московского городского педагогического университета
  • Кузьмин М.Ю. (Иркутск, Россия) - кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии ГАУ ДПО «Институт развития образования Иркутской области»
  • Литке С.Г. (Челябинск, Россия) – доцент кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, кандидат психологических наук, ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный гуманитарно- педагогический университет»
  • Мазилов В.А (Ярославль, Россия) - доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, действительный член МАПН.
  • Маралов В.Г. (Череповецк, Россия), доктор психологических наук, профессор, Череповецкий государственный университет
  • Матвеева Е.В., (Воронеж, Россия), студент 1 курса магистратуры факультета философии и психологии Воронежского государственного университета (направление подготовки 37.04.01 Психология
  • Мéдинцев В.А. (Киев, Украина), канд. психол. наук, н.с. лаборатории методологии и теории психологии Института психологии им. Г. С. Костюка НАПН Украины
  • Мясникова Е.В. (Ярославль, Россия) - бакалавр факультета психологии ЯрГУ им. П. Г. Демидова
  • Наркевич А.В. (Москва, Россия) - аспирант кафедры социальной и политической психологии ЯрГУ им. П.Г. Демидова
  • Нижегородцева Н.В., (Ярославль Россия) – доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогической психологии ЯГПУ им. К.Д. Ушинского.
  • Пискарев П.М. (Цюрих, Швейцария) - доктор психологических наук, профессор, ректор Института Творчества , действительный член МАПН.
  • Поварёнков Ю.П. (Ярославль Россия) – доктор психологических наук профессор Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, действительный член МАПН.
  • Серафимович И. В. (Ярославль, Россия) - кандидат психологических наук, доцент, проректор, Институт развития образования Ярославской области
  • Ситаров В. А. (Москва, Россия), доктор педагогических наук, профессор департамента педагогики института педагогики и психологии образования, Московский городской педагогический университет
  • Скотникова И. Г., (Москва, Россия), доктор психологических наук. Ведущий научный сотрудник Федерального государственного бюджетного учреждения науки «Институт психологии Российской Академии Наук».
  • Слепко Ю.Н. (Ярославль, Россия) – кандидат психологических наук, доцент, декан педагогического факультета Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского.
  • Солдатова Г.В. (Санкт-Петербург, Россия) - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (СПб АППО)
  • Спиридонова Е.С. (Ярославль, Россия) магистрант 2 курса, профиль «Психология карьерного сопровождения личности» Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского
  • Стародубцева Г.А. (Иркутск, Россия) - кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и психологии ГАУ ДПО «Институт развития образования Иркутской области»
  • Степанов О.Г. (Челябинск, Россия) – действительный член МАПН, доктор медицинских наук, профессор кафедры факультетской педиатрии имени Н.С. Тюриной Южно-Уральского государственного медицинского университета
  • Шаброва С.В. (Челябинск, Россия) - бакалавр кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет»
  • Шадрин Н.С. (Павлодар, Казахстан) - доктор психологических наук, профессор ВШП Павлодарского педагогического университета
  • Шевеленкова Т.Д. (Москва, Россия) – кандидат психологических наук, доцент кафедры нейро- и патопсихологии Института психологии им. Л.С. Выготского, Российский государственный гуманитарный университет, психологический факультет.

 

 

Скачать журнал  

{gcontent}Ссылка на скачивание{/gcontent}