Содержание 

ИНТЕГРАТИВНАЯ ПАРАДИГМА: ПРЕДТЕЧИ, ИСТОКИ, ТЕЗИСЫ Козлов В.В.  (г. Ярославль, Россия)

Аннотация. В статье излагаются истоки интегративного подхода в ньютоно-картезианской парадигме философии и психологии, а также основные идеи теории и практики  интегративной психологии

Ключевые слова. Парадигма, душа, сознание, интеграция, методология, трансперсональное

Abstract. The article presents the origins of integrative approach in newton-cartesian paradigm of philosophy and psychology, as well as the basic ideas of the theory and practice of integrative psychology

Keywords. Paradigm, the soul, the consciousness, integration,  methodology, Transpersonal

ПРОЯВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ НЕКОМПЕТЕНТНОСТИ МАТЕРИ В ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЯХ Бурыкина М.Ю. (г. Брянск, Россия)

Аннотация. В статье представлены результаты анализа теоретических положений и взглядов на понятие «личностная компетентность» матери, авторское понимание личностных потребностей как системообразующего элемента личностной компетентности матери, определена детерминанта ее личностной некомпетентности. Автором выделены направления формирования личностной компетентности матери в условиях консультативной практики.

Ключевые слова: личностная компетентность матери, детерминанта личностной некомпетентности матери, личностные потребности.

Annotation. The article presents the results of the analysis of theoretical positions and views on the concept of «personal competence» of the mother, the author's understanding of personal needs as a system-forming element of personal competence mother, determined determinant of her personal incompetence. The author of the directions of development of personal competence mother in the conditions of Advisory practice.

Keywords: personal competence mother determinant of personal incompetence mother, personal needs.

СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНТЕГРАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ИНДИВИДНОГО, ПСИХИЧЕСКОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ Вербина Г. Г. (Чебоксары, Россия)

Аннотация. В статье рассматривается сущностная характеристика интегративного развития индивидного, психического и профессионального здоровья. Развитие и саму сущность личности с масштабом времени и пространства всего жизненного пути рассматривает и связывает акмеологический подход. В основе акмеологического подхода лежит идея созидания или восстановления целостности. Сущностная характеристика интегративного развития психического, индивидного и профессионального здоровья заключается в обеспечении удовлетворения потребностей человека при условии и на основе его здоровьесберегающего развития, состояния и функционирования организованных внутренних и внешних систем и связей индивида и общества. Постоянно развивающаяся совокупность психических, индивидных и профессиональных свойств человека обеспечивает гармонию между потребностями индивида и общества, и ориентирует индивида на выполнение своей жизненной задачи.

Ключевые слова: акме, интеграция, интегративное развитиеиндивидного, психического и профессионального здоровья, многоуровневость, здоровая адаптация и адаптивность, динамичность, активная жизненная позиция, самопознание, саморегуляция, самоорганизация, саморазвитие и самосовершенствование.

Abstract.Essential Characteristics of Integrative Development of Individual, Psychic and Professional Health

The given article deals with essential characteristics of integrative development of individual, psychic and professional health. Development and the essence itself of a personality on a scale of time and space of the whole course of life are considered and connected by acmeological approach. The idea of creation and restoration of entirety accounts for acmeological approach. The essential characteristics of integrative development of individual, psychic and professional health consists of supplying of human needs’ satisfaction on conditions and basis of his healthconserving development, state and functioning of organized internal and external systems and connections of a person and society. Steadily developing totality of psychic, individual and professional properties of a man supplies harmony between needs of a person and society and orientates a person on realization of his own life task.

Keywords: acme, integration, integrative development of individual, psychic and professional health, multilevel, health adaptation and adaptability, dynamics, active life position, self-knowledge, self-regulation, self-organization, self-development andself-perfection.

ПОНИМАНИЕ КАК ИНТЕГРИРУЮЩИЙ КОМПОНЕНТ ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ Верещагина А.А. (Калининград, Россия)

Abstract. In article the understanding problem in modern science within several directions is investigated: methodological, gnoseological (cognitive), logical, semantic, linguistic, communicative and psychological.

Keywords: understanding, thinking, informative (gnoseological) approach, historical and cultural (germenevtichesky) approach, activity of the person is intellectual, knowledge theories.

БИОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: МЕТОДОЛОГИЯ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ Захаревич А.С. (г. Санкт-Петербург, Россия)

Аннотация. В статье приводятся основные теоретические положения биоэнергетической психологии, направления и ее применения. Дается описание пространства функционирования психики с точки зрения биоэнергетической психологии. Показана роль биоэнергетических дыхательных психотехнологий.

Ключевые слова:Биоэнергетическая психология, энергия, информация, дыхательные психотехнологии.

Keywords:bioenergetically psychology, energy, information, breathwork.

К ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ  СВЯЗЕЙ Карапетян В.С., Геворкян С.Р. (Армения)

Аннотация. В статье рассматривается проблема детерминации разнообразных явлений. При анализе причинно – следственных  связей того или иного явления в практической деятельности мы сталкиваемся со случаем  подлежащим разнообразному объяснению и толкованию. Цель понимания сущности явлений, ход исследования и оценки промежуточных или конечных результатов,  основываясь на теоретические представления или на экспериментальные данные независимо от психологических теорий и направлений, строятся с учетом возможности  раскрытия причинности и  аргументации следственных  связях.

Ключевые слова: детерминация, причинно-следственные связи, аргументация, объяснение и толкование.

Keywords: determination, cause-and-effect relationship, argumentation, explanation and interpretation.

[icon class="text-icon write"]ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНОЕ КАЧЕСТВО РУКОВОДИТЕЛЯ А.А. Карпов (Ярославль, Россия)/icon]

Аннотация. В статье рассматриваются психологические особенности процесса внимания в управленческой деятельности.Сформулированы представления о специфической разновидности этого когнитивного процесса, обозначенной понятием субъектно-направленного внимания. На основании этого представлена характеристика свойства внимательности как профессионально-важного качества личности руководителя.

Ключевые слова: управленческая деятельность, внимание, внимательность, субъектно-направленное внимание, профессионально-важные качества.

Abstract. The psychological features of the attention process in management activity are discussed in the article. The ideas of specific type of this cognitive process are formulated. This type is named as subject-focused attention. On this basis the characteristic of the attentiveness feature is presented as professionally important quality.

Keywords: management activity, attention, attentiveness, subject-focused attention, professionally important qualities.

О СУБЪЕКТНО-ИНФОРМАЦИОННОМ ТИПЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ А.В. Карпов (Ярославль), С.Л. Леньков (Тверь)

Аннотация. Представлены теоретико-методологические и эмпирические материалы, обосновывающие необходимость дифференциации особого – качественно своеобразного типа профессиональной деятельности, обозначенного как субъект-информационный тип. Он дополняет и существенно расширяет собой традиционную дифференциацию всех видов профессиональной деятельности на два основных типа – субъект-объектный и субъект-субъектный. Дается психологическая характеристика основных психологических особенностей данного типа профессиональной деятельности.

Ключевые слова: деятельность, субъект-объектный тип, субъект-субъектный тип, субъект-информационный тип, профессиональная деятельность.

Abstract. The new theoretic-methodological and empiric materials are presented. These materials are based on the need of differentiation of the unique and specific type of professional activity. It was named as subject-informational type. This type complements and significantly expands the traditional differentiation of all kinds of professional activity and divides them on two basic subtypes – subject-objective and subject-subjective. The psychological characteristic of main psychological features of this professional activity’s type is presented.

Keywords: activity, subject-objective type, subject-subjective type, subject-informational type, professional activity.

МОДЕЛИРОВАНИЕ ТИПОВ ЛИЧНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОДХОДА ЭВОЛЮЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ Качалова Ю.Н. (г. Москва, Россия)

Аннотация: Статья знакомит с моделью типов личности, в основу которой положены эволюционные программы пола. Она перекидывает мостик через разрыв между эволюционным подходом “объясняющей” психологии и описательным подходом, изучающим личность в контексте взаимодействий и взаимоотношений. Учитывает психологические различия между представителями двух полов и обосновывает их природу, исходя из разницы эволюционных программ и стратегий мужчин и женщин. Разработанная для решения задач практической психологии, модель позволяет выходить на значимый уровень обобщений, объяснять межличностные и внутриличностные проблемы и прогнозировать динамику отношений в паре.

Ключевые слова: модель личности, типы личности, практическая психология.

Model types of personality based on evolution approach

Annotation: This article introduces the model of types of personality, based on male and female evolution programs and strategies. It constructs a bridge between scientific and description wings of psychology. The model pays attention on psychological differences between men and women, explaining them by male and female evolution tasks, programs and strategies. Elaborated for the practical goals this model able to explain and forecasts a lot of problems in the couples.

Keywords: model of personality, types of personality, practical psychology.

Событийность мышления в контексте метода динамического моделирования Кашапов М. М. (г. Ярославль, Россия)

Аннотация: Рассмотрены концептуальные основы событийности ситуации и мышления. Выделены параметры событийности ситуации. Описаны мыслительные действия как форма проявления событийности мышления.

Ключевые слова: концептуальные основы, событийность мышления, творческое профессиональное мышление.

Summary: The conceptual basics of a sobytiynost of a situation and thinking are considered. Parameters of a sobytiynost of a situation are allocated. The thought actions as a form of display of a sobytiynost of thinking are described.

Keywords: conceptual bases, thinking sobytiynost, creative professional thinking.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ ЭТАПОВ ПРОГРАММЫ РЕАБИЛИАЦИИ ПАЦИЕНТОВ НАРКОЛОГИЧЕСКОГО ДИСПАНСЕРА Квон Д.С. (г. Алматы, Казахстан)

Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос о том, какая научная методология  определяет принципы построения методической программы реабилитации наркологических больных. Делается акцент на преемственность категориальной базы психиатрии и наркологии. Анализируются базовые положения, лежащие в основе  «патогенетической психотерапии » разработанной в НИПНИ им.В.М.Бехтерева, в русле «теории отношений» В.Н.Мясищева, интегративная модель которой позволяет определить гибкую систему психотерапевтических мишеней, способных интегрировать адекватные и эффективные методы психотерапии в реабилитационной программе наркологических больных. Реабилитационный вектор ресоциализации определяет последовательность этапов реабилитации: социальная рефлексия → индивидуальная рефлексия → интеграция онтологических смыслов, в соответствии с концепцией «второго рождения личности»  теории деятельности А.Н.Леонтьева.

Ключевые слова: реабилитация, наркология, психотерапевтические мишени,  интегративная модель, социальная рефлексия, индивидуальная рефлексия, второе рождение личности.

THEORETICAL ASPECTS OF METHODICAL DEVELOPMENT OF PROGRAM STAGES FOR NARCOLOGICAL CLINIC PATIENTS’ REHABILITATION.

Annotation. This article relates to the issue of determining the scientific methodology defining methodological program building principles for narcological patients’ rehabilitation. Continuity of categorical basis in psychiatry and narcology is emphasized . A thorough analysis is given to basic provisions underlying ”pathogenetic psychiatry” carried out by V.M Bekhterev’s Research Institute in the course of “theory of the relation” by V.N.Myassitschev, which integrative model allows to define a flexible system of psychotherapeutic targets capable to integrate adequate and effective psychotherapy methods in narcology patients’ rehabilitation program. Rehabilitation vector of resocialization specifies the rehabilitation stages concession : social reflexion → individual reflexion → integration of ontologic senses in accordance with A.N. Leontyev’s conception of” the second birth of personality”.

Keywords: rehabilitation, narcology, psychotherapeuc targets, integrative model, social reflexion, individual reflexion, second birth of personality.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В СОВРЕМЕННОЙ КАЗАХСТАНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ Ким А.М., Хон Н.Н., Ахметова Д.Б.

Аннотация. Рассматривается история и теория системного подхода как методологической основы казахстанской психологии. Описывается вклад В.А.Ганзена в разработку системного подхода. Приводится пример  эвристического потенциала системного подхода при разработке проблемного поля политической психологии. Описывается применение данного подхода в  теоретико-экспериментальном исследовании процесса понимания, а также в прикладных исследованиях в сферах образования, бизнеса и спорта.

Ключевые слова: В.А.Ганзен, системный подход, казахстанская психология, психология понимания, прикладные исследования.

Summary. History and theory of systemic approach as a philosophy principle of Kazakhstani Psychology is considered. The input of V.A.Ganzen into development of systemic approach is described. The pattern of heuristic potential of the systemic approach for the elaboration of content of Political Psychology is given. Application of the systemic approach to the theory and research of  comprehension as a process as well as to applied research in Education, Business and Sports are described.

Keywords: V.A.Ganzen, Systemic approach, Kazakhstani psychology, Psychology of Comprehension, Applied Psychology.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНЕННОГО МИРА ЧЕЛОВЕКА: ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Климонтова Т.А.

Аннотация. В статье представлены основные положения постнеклассической методологии. На ее основе  рассматривается соотношение внутреннего и жизненного миров. Обсуждаются перспективнее пути перехода к эмпирическому уровню изучения жизненного мира человека через исследование его организации.

Ключевые слова. Жизненный мир, внутренний мир, граница, значимость, организация жизненного мира человека.

Abstract. The article presents the main provisions postnonclassical methodology. On its basis, the ratio is considered internal and life worlds. Discusses promising transition to the level of empirical study of the life of man's world through the study of its organization.

Keywords:  Live world, inner world, division, value, organization of human life world.

ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕГРАТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОЕРАПИИ Ковалёв С.Э. (Казахстан)

Аннотация. В статье  осуществлена попытка осмысления  интегративной психологии и психотерапии  как  постнеклассической  методологии.

Ключевые слова: рефлексия, пределы рациональности, интегративная методология, постнеклассические векторы развития науки, дефицитарные психические состояния, энергизация сознания.  

POST-NON-CLASSICAL  OPPORTUNITIES INTEGRATIVE PSYCHOLOGY AND PSYCHOTHERAPY.

Annotation: In the article an attempt of understanding of integrative psychology and psychotherapy as a post-non-classical methodology.

Keywords: reflection, the limits of rationality, integrative methodology studies, post-non-classical vectors of development of science, scarce resources mental States energy consciousness

Интегральная научная парадигма современной психологии Корниенко А.Ф. (г. Казань, Россия)

Аннотация. В статье приводится перечень общепризнанных научных положений, совокупность которых можно рассматривать как основу интегральной научной парадигмы современной психологии, с которой следует согласовывать предлагаемые концепции и выдвигаемые гипотезы новых психологических исследований, направленных, в частности, на решение фундаментальных проблем психологии.

Ключевые слова: интегральная научная парадигма; фундаментальные проблемы психологии.

INTEGRAL SCIENTIFIC PARADIGM OF CONTEMPORARY PSYCHOLOGY

Abstract. The article is devoted to the schedule of avowed scientific statements, whose totality can be considered as the basis of integral scientific paradigm of contemporary psychology. It is proposed, that all conceptions and advanced hypotheses of new psychological studies, in particular, directed toward the solution of fundamental problems of psychology, should be coordinated with the integral scientific paradigm.

Keywords: integral scientific paradigm; fundamental problems of psychology.

ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА КАК РЕСУРС ЛИЧНОСТИ Костылева А.А. (г. Курган, Россия)

Аннотация. Данная статья посвящена проблеме временной перспективы как ресурса личности. На основании проведенного теоретическогои эмпирического исследования делается вывод о том, что сбалансированная временная перспектива является ценным ресурсом личности, поскольку позволяет эффективно регулировать деятельность, реализовывая основные тенденции личности. Кроме того, в статье рассмариваются особенности временной перспективы сельских жителей.

Ключевые слова: ресурсы личности, временная перспектива, временные ориентации, сбалансированная временная перспектива.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ИНТЕГРАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ В КОНТИНУУМЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Литке С. Г. (г. Челябинск, Россия)

Аннотация. Важный фактор модернизации российского образования - качественная трансформация сознания субъектов высшего профессионального образования в сторону формирования и развития социально-психологической компетентности как метакомпетентности -  интегрированной и концентрированной системы психологических компетенций.

Ключевые слова: социально-психологическая компетентность, система психологических компетенций, модернизация образования.

Abstract. An important factor of modernization of Russian education-qualitative transformation of consciousness of higher professional education in the formation and development of psycho-social competence as metakompetentnosti - integrated and coherent system of psychological skills.

Key words: psychosocial competence, psychological skills, modernization education.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ  ГРАЖДАНСКОГО  ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ ФАКТОРУ Львов В.М.

Аннотация. В статье рассматриваются особенности образовательного пространства. Обсуждается деятельность средств массовой информации, особенности преподавания методов оценки организационной культуры. Делается вывод, что надо формировать свои отечественные теории в обучении психологов и эргономистов.

Ключевые слова: гражданское образование, человеческий фактор, феномен, организационная культура, информационное воздействие, психологический барьер.

Abstract. The article discusses the features of educational space. Discusses the activities of the media, especially the teaching methods for assessing organizational culture. Concludes that it is necessary to shape their domestic theory training psychologists and ergonomists.

Keywords: civic education, human factors, the phenomenon, organizational culture, informational influence, the psychological barrier. 

РОЖДЕНИЕ  ПАРАДИГМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ В РАБОТАХ ПЕРВЫХ ПСИХОТЕХНИКОВ АМЕРИКИ И ЕВРОПЫ Мазилов В.А. (Ярославль), Стоюхина Н.Ю. (Нижний Новгород)

Резюме. В статье обсуждается вопрос о проблеме воздействия на человека. Рассматривается возникновение психотехники, роль Г.Мюнстерберга.  Анализируются работы первых психотехников в Северной Америке и Европе. Прослеживаются психологические механизмы воздействия, условия эффективного психологического воздействия.

Ключевые слова: воздействие, психологическое воздействие, психотехника, Г.Мюнстерберг

Summary. This article discussesthe occurrence inpsychological scienceareassuchaspsychotechnics. Shows the role of G.Munsterberg inthe process of becomingpsychotechnics. The articleanalyzes the works of the firstPsychotechnicsin North America andEurope. In article detected  psychologicalmechanisms of impact, conditions of effectivepsychological impact.

Keywords:impact, psychological impact, psychotechnics, G.Munsterberg.

ПСИХОЛОГИИ АКАДЕМИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ: ПЕРСПЕКТИВЫ СОСУЩЕСТВОВАНИЯ Мазилов В.А. (г. Ярославль, Россия)

Резюме. Статья посвящена обсуждению вопроса о соотношении психологии академической и психологии практической. Утверждается, что рассогласование (разрыв) между ними нормальны и естественны. В научной психологии происходит соперничество между естественнонаучной и герменевтической парадигмами. Парадигмального противостояния между академической и практической психологией нет: это замаскированное  "классическое" соперничество между естественнонаучной и герменевтической парадигмами.

Ключевые слова: академическая психология, практическая психология, парадигмы, естественнонаучная парадигма, герменевтическая (гуманитарная) парадигма.

Summary. The article discusses the issue of the relationship between theacademic psychology and psychology practice. It is argued that the mismatch (gap) between theacademic psychology and psychology practice is  normal and natural. In scientific psychology going rivalry between naturalistic and hermeneutic paradigms. Paradigmatic confrontation between academic and practical psychology is not: it is disguised as "classical" rivalry between naturalistic and hermeneutic paradigms.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ БОЛЬНЫХ ИНСУЛЬТОМ Михнева И. С. (г. Москва, Россия)

Аннотация. Статья посвящена исследованию вопроса организации социально-психологической работы с семьями больных инсультом на ранних стадиях заболевания с целью оптимизации системы внутрисемейных отношений и создания благоприятного для реабилитации психологического климата в семье. Сформулированы задачи для социально-психологической работы с больными и их родственниками на основе выделенных нарушений эмоционального, когнитивного и поведенческих компонентов межличностных отношений в семье непосредственно в острой стадии инсульта. Описана поэтапная модель социально-психологической работы с семьями постинсультных больных на ранних этапах реабилитации. Показана доступность и целесообразность включения социально-психологической работы с семьей в систему комплексной реабилитации уже в острой стадии инсульта.

Ключевые слова: социально-психологическая работа, межличностные отношения в семье, ранняя реабилитация больных инсультом.

THEORY AND PRACTICE OF CONSTRUCTING A SYSTEM OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL WORK WITH THE FAMILIES OF PATIENTS WITH STROKE.

Abstract. The article investigates the question of the organization of socio- psychological work with families of stroke patients in the early stages of the disease in order to optimize the system of family relations and create a favorable psychological climate for the rehabilitation. The problems of the socio-psychological work with patients and their relatives on the basis of selected disorders of emotional, cognitive and behavioral components of interpersonal relationships in the family directly in the acute stage of stroke. Describes a phased model of socio- psychological work with families of stroke patients in the early stages of rehabilitation. Shows the availability and feasibility of incorporating socio- psychological work with the family in a comprehensive rehabilitation directly in the acute stage of stroke.

Keywords: socio-psychological work, interpersonal relationships in the family, early rehabilitation of stroke patients.

ЦЕННОСНО-ПОТРЕБНОСТНАЯ ПРИРОДА СОЦИАЛИЗАЦИИ И САМОАКТУАЛИЗАЦИИ В.Г. Морогин (г. Абакан, Россия)

Аннотация. В статье обсуждаются категории социализации и самоактуализации с позиции концепции ценностно-потребностной сферы личности и этноса. Социализация представляется как процесс формирования общественно полезных аттитюдов, дающих возможность индивиду принимать быстрые и правильные решения в социально типичных ситуациях. Продукт социализации – идентификация – принятие принадлежности к этнической, профессиональной или гендерной группе. Самоактуализация – выход за пределы сформированной в процессе социализации личности, осознание через индивидуацию своей идентичности и попытка ее реализации. Идентификация и идентичность включают все зоны общественной или родовой подструктуры ценностно-потребностной сферы, но имеют различные этнический, профессиональный и половой профили.

Ключевые слова: антропотип, психотип, ценностно-потребностная сфера, социализация, самоактуализация, этническая идентификация, этническая идентичность, профессиональная идентификация, профессиональная идентичность, гендерная идентификация, половая идентичность, ценностный профиль.

VALUE-NEED NATURE OF THE SOCIALIZATION AND SELF-ACTUALIZATION

Abstract. Socialization and self-actualization is discussed in the article by value-need sphere of the personality and ethnos theory. Socialization introduces as a process of the shaping socially useful attitudes, which help to take quick and correct decisions in the typical social situations. The product of socialization is identification – accept to ethnic, professional or gender group. Self-actualization is output for personality limits, awareness own identity and attempt to its realization. Identification and identity include all areas of the social or generic substructure of value-need sphere, but have a different ethnic, professional and sexual profiles.

KeyWords: anthropotype, psychotype, value-need sphere, socialization, self-actualization, ethnic identification, ethnic identity, professional identification, vocational identity, gender identification, sexual identity, valual profile.

УРОВНЕВАЯ  МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Мусихина Е.В., (г. Алматы, Россия)

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА К ПРОБЛЕМЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ-ШКОЛЬНИКОВ В.И. Назаров, И.И. Завозяев (г. Иваново, Россия)

Резюме. В  статье В.И. Назарова и И.И. Завозяева представлена новая точка зрения на проблему психопрофилактики наркотизма и других форм девиантного поведения в среде учащейся молодежи.

Ключевые слова: девиантное поведения, наркотизм, психопрофилактика, тестирование.

Abstract: article V. II. Nazarov and Savateev I.I. «Socio-psychological foundations of a comprehensive approach to the problem deviant behavior modern in-school adolescents»presents a new point of view on the problem of of psychological prevention of drug and other forms Devi-based behavior among youth.

Keywords: deviant behavior, drug abuse, mental prevention, testing.

КВАНТОВАЯ ФИЗИКА И ПСИХОЛОГИЯ В КОНТЕКСТЕ ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ Петренко В.Ф., Супрун А.П. (г. Москва, Россия)

Аннотация. Статья посвящена  проблеме трактовки понятия  "реальности", а также её методологического  представления в  физике  и психологии с позиций постнеклассической рациональности В.С. Стёпина.    Существует ли "объективная реальность" независимо от  позиции наблюдателя? И если А.Энштейн полагал, что" единственной задачей того, что мы называем наукой - определить то, что есть", то для Н.Бора  и В. Гейзенберга (копенгагинская интерпретация)  переход от возможного к реальному происходит во время акта наблюдения, и нет независимой от наблюдателя реальности. Более сильное утверждение последней позиции заключено в утверждениях Р. Пенроуза и М.Б. Менского об участии сознания в редукции волновой функции.  С позиции психологической науки авторы статьи  рассматривают данную проблему  как переход  в описании мира от языка волновых процессов, обладающих "связностью" или "спутанностью" - язык гильбертовых пространств, на котором "говорит" бессознательное, к предметному  языку  сознания, для которого процессы, очевидно, более адекватно описываются в пространстве-времени Декарта с соответствующей метрикой (Евклида, Лобачевского или Римана).

Ключевые слова:  квантовая физика, методология психологии, редукция волновой функции, сознание,  бессознательное, пространство Гильберта, не локальность бытия, феномен связности (или спутанности), феномен ЭПР.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ. СИСТЕМОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД Поварёнков Ю.П. (г. Ярославль, Россия)

Аннотация. В статье определено понятие профессионального развития личности. Раскрыты базовые механизмы его системной детерминации. Рассмотрены основные виды профессионального развития, с учетом специфики его детерминации. Описаны специфические закономерности профессионального развития, связанные с принципами оперативности, зафиксированы конструктивные и деструктивные тенденции его реализации на разных стадиях профессионализации.

Ключевые слова: профессиональное развитие, детерминация профессионального развития, виды профессионального развития, конструктивные и деструктивные тенденции профессионального развития.

PSYCHOLOGICAL  CONCEPTION PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF THE PERSONAL. SYSTEMOGENETIC  APPROACH

Abstract. The article contains the definition of  the concept of professional development of the  personal . The basic mechanisms of its system  determination are revealed. The main types of professional development  are considered with specificity of their determination.  The specific patterns of professional development related to the principles of  operativeness are described, constructive and destructive tendencies of its implementation at different stages of the professionalization are  fixed.

Keywords: professional development, determination of professional development, types of professional development, constructive and destructive tendencies of professional development

КРИЗИС КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ И ПУТИ ЕГО ИНТЕГРАЦИИ Приленский Б.Ю., Приленская А.В. (г. Тюмень, Россия)

Аннотация. Дается анализ соотношения психологического и психопатологического в диагностическом процессе современной российской психиатрии и психотерапии. Показана необходимость интегративного подхода в клинической психотерапии.

Ключевые слова: клиническая интегративная психотерапия, психиатрический диагноз, образование в психиатрию.

Abstract. An analysis of the psychological and psychopathological relations in the diagnostic process of the modern Russian psychiatry and psychotherapy. The necessity of integrative approach to clinical psychotherapy.

Keywords: clinical integrative psychotherapy, psychiatric diagnosis, education in psychiatry

ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА У ЖЕНЩИН В ПЕРИОД БЕРЕМЕННОСТИ Сандомирский М.Е. (г. Москва), Николаева Е. Ю. (г. Екатеринбург)

Аннотация. Беременность с учетом ее современного патоморфоза может рассматриваться как фактор риска возникновения либо обострения неспецифических психосоматических заболеваний и источник формирования специфических психосоматических заболеваний (осложнений беременности). Их формирование может происходить на фоне гестационного стресса и гестационной регрессии, с учетом индивидуальной предрасположенности (биологической и психологической) и социально-стрессовой нагрузки. Соответственно предлагается интегративный подход к помощи беременным женщинам с психосоматическими расстройствами.

Ключевые слова: психосоматические заболевания у беременных, гестационный стресс, гестационная регрессия, синдром психологического отторжения беременности, психокоррекция.

Abstract. Pregnancy now can be considered as a risk factor for psychosomatic diseases because of its modern pathomorphism. These diseases include both nonspecific and specific psychosomatic diseases (pregnancy complications). Their formation can occur on the background of gestational stress and gestational regression, taking into account individual predisposition (biological and psychological) and social stress intensity. An integrative approach to care for pregnant women with psychosomatic disorders is proposed.

Keywords: psychosomatic diseases in pregnant, gestational stress, gestational regression, psychological pregnancy rejection syndrome, psychotherapy. 

ТРУДНОСТИ ПРИБЛИЖЕНИЯ К ПРЕДМЕУ В ИССЛЕДОВАНИИ ТЕОРЕТИКА И ПРАКТИКА Слепко Ю.Н. (г. Ярославль, Россия)

Аннотация. В статье рассматривается противопоставление в современном научном сообществе деятельности академического психолога (теоретика) и практического психолога (практика). Утверждается, что результат работы теоретика и практика является важнейшим звеном, определяющим расхождение в степени приближения к пониманию предмета психологии. Считая, что предмет психологии, вне зависимости от принадлежности психолога к академической или практической психологии, является единым, в статье рассматриваются условия, затрудняющие его понимание практическому психологу.

Ключевые слова: академический психолог, практический психолог, теория, практика, предмет, объект исследования.

Abstract. The article deals with the opposition in the modern scientific community activities academic psychologist (theoretical) and practical psychologist (practice). It is argued that the result of the theoretical and practice is an essential element in determining the difference in the degree of approximation to the understanding of the subject of psychology. Considering that the subject of psychology, regardless of affiliation to an academic psychologist or practical psychology is one, the article examines the conditions that impede his understanding of the practical psychologist.

Keywords: academic psychologist, a practicing psychologist, theory, practice, object, object of study.

СТУДЕНЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР, ОБУСЛАВЛИВАЮЩИЙ СПЕЦИФИКУ ПРОТЕКАНИЯ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ВУЗУ Смирнов А.А., Юркина М.С. (г. Ярославль, Россия)

Аннотация. Данная статья посвящена проблематике социальной адаптации студентов к вузу. В частности, мы изучали взаимовлияние специфики протекания процесса адаптации первокурсников к ВУЗу и местом жительства обучающегося до поступления в университет. Студенты были разделены по данному признаку на две группы: местные и иногородние студенты. Проанализировав и обобщив результаты исследования, мы пришли к выводу, что иногородние студенты первого курса отличаются от группы местных первокурсников более низким уровнем развития социального компонента адаптации.

Ключевые слова: социальная адаптация студентов к ВУЗу, дидактическая адаптация студентов к ВУЗу, профессиональная адаптация студентов к ВУЗу

STUDENT MOBILITY AS A FACTOR DETERMINING TO THE SPECIFICITY OF THE PROCESS OF ADAPTATION OF STUDENTS TO THE UNIVERSITY.

Abstract. This article is devoted to problems social adaptation of students to the university. In particular, we studied the issues of mutual influence of student’s residence before entering the university and the specificity of social, didactic and professional adaptation of freshmen. Students have been divided according to this principle into two groups: local and non-resident students. Analyzed the results of this research, we came to the following conclusions that nonresident students of the first course of education at the university have a lower level of social component of adaptation as compared from a group of freshmen who live in the city where the study.

Keywords: social adaptation of students to university, didactic adaptation of students to the university, professional adaptation of students to university.

ВЛИЯНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СОТРУДНИКОВ НА ОБРАЗ БУДУЩЕГО ОРГАНИЗАЦИИ И ИХ СВЯЗЬ С ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ЛОЯЛЬНОСТЬЮ Стародубцева Г.А. (г. Иркутск, Россия)

Аннотация. В статье рассматривается проблема механизмов развития и формирования организационных представлений, которые формируют образ будущего организации и влияют на организационную лояльность персонала, а также вопросы, связанные с построением личностных конструктов, отражающих лояльное отношение к организации и деятельности в ней

Ключевые слова: организационная лояльность, организационные представления сотрудников, образ будущего, личностные конструкты.

Abstract. The article concerns some problems in mechanisms development and formation of organizational representations which influence the employees’ organizational loyalty. Also the article touches the questions concerning with modeling of personal constructs, which reflect loyal attitude to the organization and activity in it.

Keywords: organizational loyalty, employees’ organizational representations, image of the future, personal constructs.

ДИСКУССИЯ О СЕМИОТИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ С ПОЗИЦИИ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА Турчин А.С. (г.Иваново, Россия)

Резюме: В статье А.С.Турчина обсуждаются дискуссионные вопросы, связанные с определением семиотической функции, пониманием развития в философии и психологии.  Намечены перспективные направления исследования семиозиса в педагогической психологии и психологии развития.

Ключевые слова: семиотическая функция, знак, основание классификации, символ, миф, интроспекция, экспериментальный метод.

THE DISCUSSION OF THE SEMIOTIC FUNCTION FROM THE POSITION OF INTEGRATIVE APPROACH.

Resume: The article of A.S.Tourchin discusses the disputable questions connected with the definition of a semiotic function, the understanding of the development in psychology and psychology. The prospective directions of the research of semiosis in pedagogical psychology and developmental psychology are outlined.

Keywords: semiotic function, sign, basis of classification, symbol, myth, introspection, experimental method.

КАТЕГОРИЯ ТЕОРИИ В ПСИХОЛОГИИ: ПРОБЛЕМЫ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ НАУЧНОГО ВОСПРИЯТИЯ НЕАКАДЕМИЧЕСКОГО НАУЧНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ Шабанов Л.В. (г. Томск, Россия)

Аннотация: автор пытается определить место неклассических исследовательских направлений в психологии в рамках классической науки путем снятия конфликта через введение в гуманитарную область исследований из системы математических наук «категорной конструкции предела».

Ключевые слова: маргинальные науки, псевдонауки, надежные результаты, «категорная конструкция предела».

Summary: the author attempts to define the place of non-classical areas of research in psychology in the framework of classical science by removing the conflict through the introduction in the humanitarian area of research of the system of mathematical Topos Theory «the categorical structure of the limit».

Key words: marginal science, pseudoscience, reliable results, «the categorical structure of the limit».

«МИР» ЛИЧНОСТИ И ЛИЧНОСТНОЕ СОПРЯЖЕНИЕ КУЛЬТУРНО-МЕНТАЛЬНЫХ МИРОВ: ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ В АСПЕКТЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕНГРИАНСТВА, ШАМАНИЗМА И СУФИЗМА Шадрин Н.С. (г. Павлодар, Казахстан)

Аннотация. Задавая особую конфигурацию пространства индивидуальных событий, «мир» личности накладывает отпечаток и на ее основные психологические детерминанты (мотив, образ, действие, общение и т.д.). В этом отношении он должен описывать предмет психологии вместе с этими детерминантами. С постнеклассических позиций мир личности есть глобальный «мир культурно-ментальных миров» (разного уровня и масштаба), сопряжение которых мыслится и как задача самой личности в пространстве ее существования. Особое внимание уделяется культурным духовным традициям, содержащим технологию «экстатического» выведения сознания личности из ее повседневного мира в высшие, интегральные миры.

Ключевые слова: мир личности, пространство событий, типы научной рациональности, постнеклассическая психология, медитация,  шаманизм, суфизм.

THE “WORLD” OF PERSONALITY AND THE PERSONAL CONJUGATION OF THE CULTURAL-MENTAL WORDS: LOOK AT THE PROBLEM IN CONTEXT OF A STUDY OF TENGRIHOOD, SHAMANISM AND SUFISM

Abstract:  Setting a particular configuration of space of individual events, “the world” of personality leaves an imprint on the main psychological determinants (motive, image, action, communication etc.) as well. In this respect he must depict the discipline of psychology coupled with these determinants. From post-non-classical position the “world”of personality is global, the “world of cultural-mental worlds” (of different levels and scales), conjugation of which is thought as the task of personality proper in space of his existence. A particular attention focused on the cultural spiritual traditions, containing the technology “ecstatic” deducing consciousness of personality from his daily world to the highest, integral world.

Keywords:  “world” of personality, space of events, types of scientific rationality, post-non-classical psychology, meditation, Shamanism, Sufism.

МЕЖПАРАДИГМАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ КАК МЕХАНИЗМ УГЛУБЛЕНИЯ ПОНИМАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ФЕНОМЕНОЛОГИИ В.А. Янчук (г. Минск, Беларусь)

Резюме. Обсуждается проблема методологических оснований углубления понимания психологической феноменологии. Представляет общая характеристика парадигмального многообразия, его эпистемологические основания, обосновывается его полезность для развития психологического знания. Дается характеристика парадигмальных войн. Предлагаются критерии соотнесения парадигмальных координат. Описываются особенности социокультурно-интердетерминистского подхода к анализу психологической феноменологии и его возможности. В качестве механизма углубления понимания психологической феноменологии предлагается межпарадигмальный диалог. Дается характеристика диалогической исследовательской среды.

Ключевые слова: диалогическая исследовательская среда; критерии соотнесения парадигмальных координат; межпарадигмальный диалог; парадигмальное многообразие; парадигмальные войны; социокультурно-интердетерминистский диалогический подход; эпистемология.

INTERPARADIGM DIALOG AS THE MECHANISM OF PSYCHOLOGICAL PHENOMENOLOGY UNDERSTANDING DEEPENING.

Summary. The problem of the methodological bases of psychological phenomenology understanding deepening is discussed. The general characteristic of the paradigm diversity is represented, it’s epistemological bases, its utility for development of psychological knowledge is proved. The characteristic paradigm wars is given. Criteria of the paradigm co-ordinates interrelation are offered. Features the sociocultural-interdeterminist dialogical approach to the analysis of psychological phenomenology and its possibility are described. Interparadigm dialog as a mechanism of psychological phenomenology understanding deepening is proposed. Dialogical research environment is characterized.

Keywords: dialogical research environment; criteria of the paradigm co-ordinates interrelation; interparadigm dialogue; paradigm diversity; paradigm wars; the sociocultural-interdeterminist dialogical approach; epistemology.

ПСИХОЛОГИЯ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ Ященко Е.Ф. (Челябинск, Россия)

Аннотация. В статье представлены результаты исследований факторов-критериев, характеризующих разные уровни развития самоактуализации, готовности к профессиональному выбору, построения карьеры и формирования субъектной позиции профессионального самоопределения у студентов университета разных профессиональных подготовок (технической, экономической и гуманитарной) и ступеней обучения (младшей и старшей).Исследования выполнялись в течение десяти лет в рамках одной научной школы. Описаны общие, универсальные и специфические факторы-критерии обозначенных проблем, а также сходство и различия их качественного и количественного содержания. Все выявленные факторы-критерии получили свои названия. Научные результаты имеют эмпирически достоверное подтверждение.

Ключевые слова: самоактуализация, профессиональное самоопределение, профессиональный выбор, карьерная направленность, субъект, ценности, смыслы, рефлексивность, факторный анализ.

PSYCHOLOGY OF SELF-ACTUALIZATION AND PROFESSIONAL GROWTH OF PERSONALITY

Abstract. The articles presents the results of  researchesof factors-criterions typical for different levels of self-actualization developing, being ready to professional choice, making career and forming subject´s position of professional self-determination which are typical for university´s junior and older students with various professional profiles (technical, economical and humanitarian). The investigations was had been making for 10 years by representatives of common scientific school. The universal and specific factors-criterions of markedproblems, also similarity and difference of quantitative and qualitative content are described. All the factors-criterions found were named.  So, all scientific results are empirically confirmed.

Keywords: self-actualization, professional self-determination, professional choice, career trend, subject, values, senses, reflection, factor analysis.

 

 

Сведения об авторах 

  • Ахметова Д. Б. (Алматы, Казахстан) - докторант Ph.D по психологии, 3 курс кафедра общей и этнической психологии Казахский национальный университет им.аль-Фараби
  • Бурыкина М.Ю. (г. Брянск, Россия) - доктор психологических наук, профессор Брянского государственного университета  имени академика И.Г. Петровского
  • Вербина Г. Г. (г. Чебоксары, Россия) - доктор психологических наук, профессор,  Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова
  • Верещагина А.А. (г. Калининград, Россия) - доктор психологических наук, доцент, Балтийский федеральный университет им.И.Канта
  • Завозяев И.И. (г. Иваново, Россия) - аспирант 2-го года обучения Ивановского государственного университета
  • Захаревич А.С. (г. Санкт-Петербург, Россия) - доктор психологических наук, профессор, академик МАПН, ГУ ПС МЧС РФ.
  • Геворкян С.Р. (Ереван, Армения) - доктор психологических наук, профессор Армянского государственного педагогического университета    им.Х.Абовяна, проректор по уҹебно-науҹной работе
  • Карапетян В.С. (Ереван, Армения) - доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой возрастной и педагогической психологии Армянского государственного педагогического университета им.Х.Абовяна,
  • Карпов А.А. (г. Ярославль, Россия) - кандидат психологических наук, ассистент кафедры психологии труда и организационной психологии Ярославского осударственного университета им. П.Г. Демидова.
  • Карпов А.В. (г. Ярославль, Россия) - доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова, заведующий кафедрой психологии труда и организационной, академик МАПН, член-корреспондент РАО, председатель диссертационного совета.
  • Ким А. М.  (Алматы, Казахстан) - доктор психологических наук профессор кафедра общей и этнической психологии Казахский национальный университет им.аль-Фараби
  • Леньков С.Л. (г. Тверь, Россия) - доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии труда и клинической психологии Тверского государственного университета
  • Качалова Ю.Н. (г. Москва, Россия) - кандидат психологических наук, директор АНОО “Институт развития личности”
  • Квон Д. С. (г. Алматы,  Казахстан) - старший психолог, Городской наркологический центр медикосоциальной коррекции
  • Климонтова Т. А. (г. Иркутск, Россия)  - кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой общей и прикладной психологии НОУ ВПО САПЭУ
  • Ковалёв С.Э. (г. Павлодар, Казахстан)  кандидат психологических наук, асс. профессор (доцент) Восточно-Казахстанского государственного университета им. С. Аманжолова
  • Козлов В.В. (г. Ярославль, Россия) - доктор психологических наук, профессор, заведующий  кафедрой социальной и политической психологии Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова, президент МАПН, главный редактор журналов «ЧФ:Социальный психолог» и «Вестник интегративной психологии», ежегодников «Седьмая волна психологии», «Методология современной психологии», член редколлегии ряда российских и зарубежных психологических журналов
  • Костылева А.А. (г. Курган, Россия) - кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии ФГБОУ ВПО «Курганский государственный университет»
  • Корниенко А. Ф. (Казань, Россия) - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Академии социального образования
  • Литке С. Г. ( г. Челябинск, Россия) - ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», доцент, кандидат психологических наук,
  • Мазилов В.А. (г. Ярославль, Россия) – доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и социальной психологии ЯрГПУ им. К.Д. Ушинского, академик МАПН
  • Михнева И.С. (г. Москва, Россия) - Кандидат психологических наук, клинический психолог
  • Морогин В. Г. (г. Абакан, Россия) – доктор психологических наук, профессор, директор научно-образовательного центра экспериментальной психологии личности, профессор кафедры психологии Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова
  • Мусихина Е.В. (г. Алматы, Казахстан) - доктор психологических наук, доцент Университета Международного бизнеса
  • Назаров  В.И. (г. Иваново, Россия) -доктор психологических наук, профессор, первый проректор Ивановского государственного  университета.
  • Николаева Е.Ю. (г. Екатеринбург, Россия) - преподаватель кафедры социальной психологии, Гуманитарный университет
  • Петренко В.Ф. (г. Москва, Россия) - член корреспондент  РАН, профессор МГУ, Главный редактор журнала «Методология и история психологии», член редколлегий журналов «Психология», «Общественные науки и современность», «Историческая психология»
  • Поварёнков Ю.П. (г. Ярославль, Россия) – доктор психологических наук, профессор Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского
  • Приленская А.В. (г. Тюмень, Россия) – кандидат медицинских наук, ассистент кафедры медицинской психологии и психотерапии ГБОУ ВПО Тюменская медицинская академия
  • Приленский Б.Ю. (г. Тюмень, Россия) – доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой медицинской психологии и психотерапии ГБОУ ВПО Тюменская медицинская академия
  • Сандомирский М. Е. (г. Москва, Россия) - кандидат медицинских наук, докторант кафедры социальной и политической психологии Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова
  • Слепко Ю.Н. (г. Ярославль, Россия) -кандидат психологических наук, доцент, декан педагогического факультета, доцент кафедры общей и социальной психологии Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского
  • Смирнов А.А. (г. Ярославль, Россия) - кандидат психологическихнаук, доцент кафедры педагогики и педагогической психологии факультета психологии Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова
  • Стоюхина Н. Ю. (Нижний Новгород, Россия) - докторант кафедры общей и социальной психологии ЯГПУ.
  • Супрун А.П. (г. Москва, Россия) -  кандидат психологических наук, старший научный сотрудник ИСА РАН
  • Стародубцева Г.А. (г. Иркутск, Россия) – кандидат психологических наук, ст.преподаватель кафедры управления инновационными процессами и педагогических технологий ИИПКРО
  • Турчин А.С. (г. Иваново, Россия) – доктор психологических наук, доцент, заведующий  кафедрой Ивановского государственного университета
  • Хон Н. Н. (Алматы, Казахстан) - доктор Ph.D по психологии,  Казахский национальный университет им.аль-Фараби
  • Шабанов Л.В. (г. Санкт–Петербург, Россия) - доктор философских наук, кандидат психологических наук, доцент социальной психологии, профессор кафедры № 1 Военной Академии связи им. С.М. Буденного, академик Международной Академии психологических наук.
  • Шадрин Н.С. (г. Павлодар, Казахстан) – доктор психологических наук, профессор кафедры психологии, зав. лабораторией экспериментальной психологии и психоидагностики Павлодарского государственного педагогического института.
  • Юркина М.С. (г. Ярославль, Россия)-  аспирант факультета психологии, кафедра педагогики и педагогической психологии Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова
  • Янчук В.А. (г. Минск, Беларусь) - доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии Академии последипломного образования
  • Ященко Е.Ф. (г. Челябинск, Россия) - доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры общей психологии факультета психологии Южно-Уральского Государственного университета

 

Скачать журнал  

{gcontent}Ссылка на скачивание{/gcontent}