Содержание 

75 лет Урванцеву Леониду Петровичу – ученому, педагогу и наставнику

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ

Абдрашитова Т.А. ПРИРОДА СМЫСЛОВЫХ ОБРАЗОВАНИЙ И СМЫСЛОВОЙ РЕГУЛЯЦИИ ЛИЧНОСТИ

Аннотация: в статье рассматривается исследование корригирующих возможностей совместно-диалогического консультирования в отношении смысловой регуляции у ПАВ-зависимых. Экспериментальные исследования смысловых образований основаны на методологических принципах анализа личности, которые были сформулиро­ваны в общепсихологической теории деятельности А.Н. Леонтьевым

Abstract: the article considers the study of corrective possibilities of collaborative dialogic counseling in relation to semantic regulation in substance-dependent patients. Experimental studies of semantic formations are based on the methodological principles of personality analysis, which were formulated in the general psychological theory of activity by A. Leontiev

Ключевые слова: аддикция, смысловая регуляция, совместно-диалогическое консультирование.

Keywords: addiction, conceptual regulation, collaborative dialogue counseling.

Власов Н.А. ИСТОРИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГИПНОЗЕ В ДРЕВНЕМ МИРЕ

Аннотация: в статье представлен историко-психологический анализ социальных представлений о гипнозе в Древнем мире. Работа разделена на три основных раздела, в которых описывается использование трансовой работы на Древнем Востоке (на примере шумерской и индийской цивилизаций), в Древнем Египте и в эпоху Античности (на примере греческой и римской цивилизаций). Каждый раздел включает в себя краткий исторический экскурс, характеризующий социокультурный контекст, в котором возникали те или иные гипнотические практики. В конце статьи проводится анализ полученных данных по трем основным позициям – функциональной, ролевой и технической, что позволяет сделать обобщающий вывод о представлениях о гипнозе в Древнем мире как о своего рода способе «связи» с божественным, обретение особого нуминозного опыта с конкретными и прагматичными целями, такими как лечение или прорицание.

Ключевые слова: история психологии, гипноз, Древний мир, Древний Восток, Древний Египет, Античность.

Abstract: the article presents a historical and psychological analysis of social representations about hypnosis in the Ancient world. The work is divided into three main sections, which describe the use of trance work in the Ancient East (using the example of Sumerian and Indian civilizations), in Ancient Egypt and in the era of Antiquity (using the example of Greek and Roman civilizations). Each section includes a brief historical digression describing the socio-cultural context in which certain hypnotic practices arose. At the end of the article, the analysis of the data obtained is carried out on three main positions – functional, role and technical, which allows us to make a generalizing conclusion about the ideas of hypnosis in the Ancient world as a kind of way of "connection" with the divine, the acquisition of a special numinous experience with specific and pragmatic goals, such as treatment or divination.

Keywords: history of psychology, hypnosis, ancient world, ancient east, ancient Egypt, antiquity.

Гартвик Е. В. ПРОБЛЕМА ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТРАВМЫ В КОНТЕКСТЕ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ПРАВОСУДИЯ

Аннотация: Практика работы Калининского районного суда г. Челябинска в период 2015-2018 годы и проведенное научное исследование показали, что большинство несовершеннолетних правонарушителей ранее получили психологическую травму (развод родителей или смерть одного из них), которая явилась предиктором правонарушающего поведения, поскольку ее последствиями являются следующие изменения в психике и поведении ребенка: агрессивность, неадаптивных формы реагирования, употребление алкоголя и наркотиков. Поэтому, одной из задач восстановительного правосудия мы видим восстановление целостности личности несовершеннолетнего правонарушителя.

Ключевые слова: восстановительные правосудие, детская психологическая травма, подростки.

Annotation: The practice of the Kalininsky District Court of Chelyabinsk in the period 2015-2018 and the conducted scientific research showed that most juvenile offenders had previously received psychological trauma (divorce of parents or death of one of them), which was a predictor of delinquent behavior, since its consequences are the following changes in the psyche and behavior of the child: aggressiveness, maladaptive forms of reaction, alcohol and drug use. Therefore, one of the tasks of restorative justice, we see the restoration of the integrity of the personality of a minor offender.

Keywords: restorative justice, child psychological trauma, adolescents.

Козлов В.В. ПСИХОЛОГИЯ ПАНДЕМИИ: ОСНОВНЫЕ УРОКИ

Аннотация. В статье изложены основные итоги двухгодичного исследования психологических и социально-психологических феноменов кризиса пандемии COVID-19, а также представлены результаты исследования влияния пандемии на эмоциональные реакции населения в течение последних 22 месяцев при помощи четырех срезов.

Ключевые слова. Кризис, пандемия, интеграция, дезинтеграция, эмоции, отношение, личность, группа

Аnnotation. The article presents the main results of a two-year study of the psychological and socio-psychological phenomena of the crisis of the COVID-19 pandemic, as well as the results of a study of the impact of the pandemic on the emotional reactions of the population over the past 22 months using four slices.

Keywords. Crisis, pandemic, integration, disintegration, emotions, attitude, personality, group

Корнеенков С.С. СОЦИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ ЛИЧНОСТЬ, ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ, ОБЩЕСТВЕННЫЙ И ДУХОВНЫЙ ПОДВИГ

Аннотация: поводится психологический анализ вопросов, связанных с ценностями человеческой жизни. Раскрываются психологические особенности социальной и духовной личности, и как они связаны с общественным и духовным подвигом, как подвиг влияет на раскрытие сознания человека. Утверждается, что для того, чтобы познать себя и других в истинном свете, человек должен достигнуть объективного сознания.

Ключевые слова: сознание, душа, социальная личность, духовная личность, общественный подвиг, духовный подвиг, человеческие ценности.

Abstract: a psychological analysis of issues related to the values of human life is carried out. The psychological features of a social and spiritual personality are revealed, and how they are related to a social and spiritual feat, how the feat affects the disclosure of a person's consciousness. It is argued that in order to know oneself and others in the true light, a person must achieve objective consciousness.

Keywords: consciousness, soul, social personality, spiritual personality, social feat, spiritual feat, human values.

Корнеенков С.С. СОЦИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ ЛИЧНОСТЬ, ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ, ОБЩЕСТВЕННЫЙ И ДУХОВНЫЙ ПОДВИГ

Аннотация: поводится психологический анализ вопросов, связанных с ценностями человеческой жизни. Раскрываются психологические особенности социальной и духовной личности, и как они связаны с общественным и духовным подвигом, как подвиг влияет на раскрытие сознания человека. Утверждается, что для того, чтобы познать себя и других в истинном свете, человек должен достигнуть объективного сознания.

Ключевые слова: сознание, душа, социальная личность, духовная личность, общественный подвиг, духовный подвиг, человеческие ценности.

Abstract: a psychological analysis of issues related to the values of human life is carried out. The psychological features of a social and spiritual personality are revealed, and how they are related to a social and spiritual feat, how the feat affects the disclosure of a person's consciousness. It is argued that in order to know oneself and others in the true light, a person must achieve objective consciousness.

Keywords: consciousness, soul, social personality, spiritual personality, social feat, spiritual feat, human values.

Куницына В.Н., Юмкина Е.А. ПСИХОЛОГИЯ РОДСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Цель. В статье поставлена цель обосновать и раскрыть социально-психологическое содержание понятия «родственные отношения» и наметить пути решения проблемы их психологического измерения.

Контекст и актуальность. Поскольку в отечественной психологической традиции феномен родственных отношений практически не рассматривался, то авторы статьи на основе анализа зарубежной литературы пришли к заключению о том, что в различных областях гуманитарного знания назрела необходимость постановки проблемы психологии родственных отношений во всей их полноте. Для её решения в статье выдвигается теоретическая гипотеза образования родственных отношений между людьми на основании тождественности разнообразных параметров в их жизненных укладах, идеалах и ценностях.

Используемая методология. В статье нашли применение основные положения диалектической и формальной логик, принципы научного познания. Использовались методы системного анализа, гипотетико-дедуктивный, компаративистский. Основные выводы. В результате проведённого теоретического анализа предложено определение родственных отношений, выполняющих функции воспроизводства и передачи социально значимых образцов поведения и ценностей в синтезе биологической, социальной и духовной форм. Сформулировано предположение о том, что общность происхождения, представлений и отношения к жизни является предпосылкой становления этих форм. Терминологически эта общность фиксируется в понятиях «жизненный уклад», «жизненный идеал» и «ценностные ориентации». На наш взгляд разработка этих понятий позволит прояснить еще одну важную проблему – психологической совместимости людей.

Ключевые слова: психология, родственные отношения, родство, семья, поколение, семейный уклад, жизненный уклад.

Purpose. The article aims to substantiate and reveal the socio-psychological content of the concept of "family relations" and outline ways to solve the problem of their psychological measurement.

Context and relevance. Since in the domestic psychological tradition the phenomenon of kinship relations was practically not considered, the authors of the article, based on the analysis of foreign literature, came to the conclusion that in various fields of humanitarian knowledge there is a need to formulate the problem of the psychology of kinship relations in their entirety. To solve it, the article puts forward a theoretical hypothesis of the formation of kinship relations between people on the basis of the identity of various parameters in their lifestyles, ideals and values.

Methodology used. The article uses the main provisions of dialectical and formal logic, the principles of scientific knowledge. The methods of system analysis, hypothetical-deductive, comparative, were used. Main conclusions. As a result of the theoretical analysis, it is proposed to define family relations that perform the functions of reproduction and transmission of socially significant patterns of behavior and values in the synthesis of biological, social and spiritual forms. An assumption is formulated that the common origin, ideas and attitude to life is a prerequisite for the formation of these forms. Terminologically, this community is fixed in the concepts of "way of life", "life ideal" and "value orientations". In our opinion, the development of these concepts will clarify another important problem - the psychological compatibility of people.

Key words: psychology, family relationship, kinship, family, generation, family lifestyle, lifestyle.

Меркульев М.Ю., Меркульева Т.А. КОУЧИНГ КАК МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ПОТЕНЦИАЛА ЧЕЛОВЕКА И ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация: В условиях стремительно изменяющегося мира возникает потребность в быстром обучении и изменении как у индивидов, так и организаций. В статье приведен анализ структуры командного коучинга с точки зрения развития динамических процессов в малых группах. Рассмотрена роль коуча в решении задач индивида, связанных преодолением ограниченной рациональности в экономическом поведении.

Ключевые слова: Коучинг, ограниченная рациональность, малые группы, развитие потенциала, продуктивность

Annotation: In a rapidly changing world, there is a need for rapid learning and change for both individuals and organizations. The article provides an analysis of the structure of team coaching in terms of the development of dynamic processes in small groups. The role of a coach in solving the problems of an individual related to overcoming limited rationality in economic behavior is considered.

Keywords: Coaching, bounded rationality, small groups, capacity development, productivity

Меркульев М.Ю., Шаменков Д.А. Разработка технологии развития человеческого потенциала на основе теории функциональных систем академика П.К.Анохина

Аннотация: Задача развития человеческого потенциала в условиях быстро меняющегося мира приобрела высокую актуальность. В статье приведены основания парадигмы наук о человеке на основе теории функциональных систем. Представлены результаты многолетнего применения этой парадигмы для разработки технологии развития потенциала человека и команд.

Ключевые слова: социальная психофизиология, Открытый диалог, теория систем, поведенческая экономика.

Abstract: The task of developing human potential in a rapidly changing world has become highly relevant. The article presents the foundations of the paradigm of human sciences based on the theory of functional systems. The results of many years of application of this paradigm for the development of technology for developing the potential of a person and teams are presented.

Key words: social psychophysiology, open dialogue, systems theory, behavioral economics.

Серова О.А., Клюева Н.В. РОЛЬ СЕМЕЙНОЙ ИСТОРИИ И АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ В ФОРМИРОВАНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ)

Аннотация: в статье обозначена актуальность исследования психологического благополучия личности и детерминирующих его факторов в рамках современной психологии; сформулировано определение психологического благополучия, а также представлена классификация влияющих на него факторов на основании внутренних или внешних источников воздействия; определены теоретические предпосылки прямого и опосредованного участия в формировании психологического благополучия личности таких феноменов, как семейная история и автобиографическая память.

Ключевые слова: психологическое благополучие личности, факторы, семейная история, автобиографическая память.

Abstract: the article outlines the relevance of the study of psychological well-being of the individual and its determining factors within the framework of modern psychology; the definition of psychological well-being is formulated, and the classification of factors influencing it is presented on the basis of internal or external sources of influence; the theoretical prerequisites for direct and indirect participation in the formation of psychological well-being of the individual of such phenomena as family history and autobiographical memory.

Keywords: psychological well-being of the individual, factors, family history, autobiographical memory.

Силанов О. А. ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ ОНТОПСИХОЛОГИИ

Аннотация. Онто Ин-се (Бытие В-себе) – это базовый, изначальный проект природы, это принцип, формализующий действие с многосложной виртуальностью. Это функциональное единство, которое проявляется как феномен исторической креативности в антропологическом существовании.

Ключевые слова: Онто Ин-се, онтопсихология, дух, психология.

Abstract. Onto In-se is a basic, initial project of nature, it is a principle that formalizes action with a multi-complex virtuality. This is a functional unity that manifests itself as a phenomenon of historical creativity in anthropological existence.

Key words: Onto In-se, ontopsychology, psyche, spirit, psychology.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

Акажанова А.Т. ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ВОСПИТАННИКОВ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Аннотация. В данной статье рассмотрены проблемы психолого-социального сопровождения несовершеннолетних в условиях социальной изоляции. Деятельность научно-исследовательской группы основана на двух ведущих направлениях: психологическая превенция и интервенция. На примере практической работы с несовершеннолетними осужденными автор раскрывает суть психологического сопровождения воспитанников закрытых учреждений к жизни в новых условиях.

Ключевые слова: психолого-социальное сопровождение, профилактика, несовершеннолетние воспитанники, превенция, интервенция, психокоррекция, арт-терапия, игровая терапия.

Abstract. This article discusses the problems of psychological and social support of minors in conditions of social isolation. The activity of the research group is based on two leading areas: psychological prevention and intervention. Using the example of practical work with juvenile convicts, the author reveals the essence of psychological support of pupils of closed institutions to life in new conditions.

Key words: psychological and social support, prevention, juvenile pupils, prevention, intervention, psychocorrection, art therapy, play therapy.

Козлова Н.В., Алексеева О.В. ИССЛЕДОВАНИЕ И КОРРЕКЦИЯ ВОСПРИЯТИЯ «ОБРАЗА ТЕЛЕСНОГО Я» У ЖЕНЩИН МЕТОДАМИ ИНТЕГРАТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Аннотация. В статье рассматриваются методы интегративной психологии как инструмент психологического исследования и коррекции восприятия образа "телесного-Я» у женщин. Практическая значимость данной работы заключается в разработке программы, направленной на помощь женщинам, утратившим позитивное отношение к себе и собственной жизни.

Ключевые слова. Я-материальное, образ телесного Я, восприятие ощущений, интерпретация

Annotation. The article discusses the methods of integrative psychology as a tool for psychological research and correction of the perception of the image of the "body-I" in women. The practical significance of this work lies in the development of a program aimed at helping women who have lost a positive attitude towards themselves and their own life.

Keywords. I-material, the image of the bodily I, the perception of sensations, interpretation.

Коровина В.В. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ЖЕНЩИНЫ-МАТЕРИ КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: АНАЛИЗ ПАРАМЕТРА “ПОЗИТИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ”

Аннотация: Данная статья посвящена рассмотрению феномена психологического благополучия женщины-матери в целом и такого параметра психологического благополучия, как “позитивные отношения с другими” в частности. Автор предлагает анализ литературы, посвященной исследованиям межличностным отношения женщины-матери, в частности отношениям с родителями, с супругом/партнером и с детьми. В статье выделены некоторые параметры, влияющие на психологическое благополучие женщин-матери как в позитивную, так и в негативную сторону.

Ключевые слова: женщина-мать, психологическое благополучие, межличностные отношения, взаимоотношения с родителями, взаимоотношения с супругом/партнером, взаимоотношения с детьми, позитивные отношения с другими, иррациональная вина

Annotation: The article deals with the phenomenon of psychological well-being of a mother in general as well as with the positive relationships with others as one of the components of the said psychological well-being. The author focuses on the analyses of the studies dealing with the interpersonal relationships of a mother, such as the relationships with parents, the spouse/partner and the children. The article highlights some of the parameters which influence the psychological well-being of a mother, both positive and negative.

Keywords: mother, psychological well-being, interpersonal relationship, relationship with parents, relationship with the spouse/partner, relationship with children, positive relationships (with others), irrational guilt

Лазарева Л. И. ИНТЕГРАТИВНОСТЬ ФЕНОМЕНА СЧАСТЬЯ И УСЛОВИЯ ОБУСТРОЙСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ СТАНОВЛЕНИЯ «ЧЕЛОВЕКА СЧАСТЛИВОГО»

Аннотация: В статье представлено понятие «счастье» как феномен в филогенезе и в онтогенезе, как интегративный ориентир для становления личности; рассмотрена особая группа навыков, необходимых для счастья; описаны опыт и результаты пилотных исследований по выявлению условий обустройства образовательного пространства для становления человека в эпоху метамодерна.

Ключевые слова: картирование, метамодерн, образовательное пространство, парадигмальный анализ, счастье, тьютор, homo beatus, selfskills.

Annotation: There are the concept of "happiness" as a phenomenon in phylogeny and ontogenesis, as an integrative reference point for the formation of personality in the article presents; a special group of skills necessary for happiness is considered; the experience and results of pilot studies to identify the conditions for the arrangement of the educational space for the formation of a person in the era of metamodern are described.

Keywords: mapping, metamodern, educational space, paradigm analysis, happiness, tutor, homo beatus, selfskills.

Лопатина Н.В. АГРЕССИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ВОЗНИКНОВЕНИИ КОНФЛИКТОВ В СРЕДЕ ОСУЖДЕННЫХ

Аннотация. В статье рассматривается роль агрессии в возникновении конфликтных ситуаций в среде осужденных. Отмечается, что при профилактике девиантных и делинкветных форм поведения особое внимание необходимо отводить конфликтам, в которых участвуют осужденные женщины, лица несовершеннолетнего и молодого возраста, применяющие насильственные меры для их разрешения и демонстрирующие тем самым свою склонность к применению агрессии. Для более детального и глубокого изучения проблемы в дальнейшем планируется использовать структурный анализ социально-перцептивной системы осужденных, где в качестве параметров применяется стабильность или неустойчивость.

Ключевые слова: агрессия, конфликт, осужденные, социальная среда мест лишения свободы, исправительные учреждения.

Annotation. The article examines the role of aggression in the occurrence of conflict situations among convicts. It is noted that in the prevention of deviant and delinquent forms of behavior, special attention should be paid to conflicts involving convicted women, minors and young people who use violent measures to resolve them and thereby demonstrate their propensity to use aggression. For a more detailed and in-depth study of the problem in the future, it is planned to use a structural analysis of the socio-perceptual system of convicts, where stability or instability is used as parameters.

Keywords: aggression, conflict, convicts, social environment of places of deprivation of liberty, correctional institutions.

Решетко С. А. «ПАРАДОКС КУРЕНИЯ» В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19

Аннотация: В статье представлены результаты исследований проблемы табакокурению в условиях пандемии COVID-19. Рассмотрен «парадокс курения», представляющий собой рассмотрение табакокурения как фактора, предупреждающего развитие осложнений после COVID-19. Представлены уровни изучения табакокурения (макро-, микро- и личностный уровни), позиция и действия ВОЗ относительно COVID-19.

Abstract: The article presents the results of a study of the problem of tobacco smoking in the conditions of the COVID-19 pandemic. The "smoking paradox" is considered, which is the consideration of tobacco smoking as a factor preventing the development of complications after COVID-19. The levels of tobacco smoking study (macro-, micro- and personal levels), WHO's position and actions regarding COVID-19 are presented.

Ключевые слова: табакокурение, «парадокс курения», COVID-19, социальная психология.

Keywords: tobacco smoking, "smoking paradox", COVID-19, social psychology.

Сальцына А.М. АУТОДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ

Аннотация. В статье анализируется аутодеструктивное поведение подростков, крайней формой которого является суицид. Определяются ведущие мотивы суицидального поведения и причины суицидальной предрасположенности подростков. Определяются группы риска подростков с суицидальными тенденциями.

Ключевые слова. Подростки, аутоагрессия, аутодеструктивное поведение, суицид.

Annotation This article analyzes teenage self-destructive behavior. Extreme stage of self-destructive behavior is suicide. This article also defines main motives of suicidal behavior, causes of teenage suicidal predisposition and defines teenage risk groups with suicidal tendencies.

Key words. auto-aggression, self-destructive behavior, suicide.

Сандалова А.В. МЕСТО И РОЛЬ МЕТОДОВ ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕРАПИИ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ИНТЕГРАТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Аннотация: В статье дан обзор основных этапов развития интегративной психологии. Показана взаимосвязь методов телесно - ориентированной психотерапии с ДМД (дыхание-музыка-движение) - основной психотехнологий интегративной психологии.

Ключевые слова:  интегративная психология, интегральная психология, телесно-ориентированная психотерапия, тело, дыхание, движение 

Annotation: The article provides an overview of the main stages of the development of integrative psychology. The interrelation of methods of body-oriented psychotherapy with DMD (breathing -music-movement), the main psychotechnologies of integrative psychology, is shown.

Keywords: integrative psychology, integral psychology, body-oriented psychotherapy, body, breathing, movement

Санина М. В. ВЛИЯНИЕ КОНТИНУАЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ, АДАПТАЦИЮ И РЕИНТЕГРАЦИЮ В ОБЩЕСТВО БЕЗДОМНЫХ ГРАЖДАН

Аннотация: в статье определены основные негативные последствия бездомности и пути конструктивного изменения отношения общества и властных структур к проблеме бездомности как ухудшающейся ситуации. Процесс психосоциальной адаптации бездомных граждан в общество будет более успешным при более глубоком изучении социальных характеристик, жизненных установок бездомного, морально-психологических потребностей с потребностями и интересами всего общества. Определение психологических особенностей психосоциальной адаптации бездомных граждан, способствующих и препятствующих их социальной адаптации.

Ключевые слова: континуальный социальный процесс, социализация, адаптация и реинтеграция в общество, бездомные граждане, психосоциальная адаптация.

Abstract: the article identifies the main negative consequences of homelessness and ways to constructively change the attitude of society and government structures to the problem of homelessness as a deteriorating situation. The process of psychosocial adaptation of homeless citizens to society will be more successful with a deeper study of the social characteristics, life attitudes of the homeless, moral and psychological needs with the needs and interests of the whole society. Determination of psychological features of psychosocial adaptation of homeless citizens, contributing to and hindering their social adaptation.

Keywords: continuous social process, socialization, adaptation and reintegration into society, homeless citizens, psychosocial adaptation.

Симонов П.А. ПРИМЕНЕНИЕ НЕЙРОГРАФИКИ КАК МЕТОДА ИНТЕГРАТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ В АНТИКРИЗИСНОЙ РАБОТЕ

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению вопроса актуальности поиска новых технологий в антикризисной работе специалистов помогающих практик. Основное внимание уделено рассмотрению метода нейрографики, как нового направления в методологии интегративной школы отечественной психологии, эффективность которого может быть задействована в преодолении различных кризисных ситуаций.   

Ключевые слова: нейрографика, кризис, психология, помогающие практики, интегративная психология, психотехнология

 Abstract: The article is devoted to the consideration of the relevance of the search for new technologies in the anti-crisis work of specialists helping practitioners. The main attention is paid to the consideration of the method of neurography as a new direction in the methodology of the integrative school of Russian psychology, the effectiveness of which can be used in overcoming various crisis situations.

Keywords: neurographics, crisis, psychology, helping practices, integrative psychology, psychotechnology

Сорокина Е.Н. НЕЙРОГРАФИКА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ЖЕНЩИНЫ-МАТЕРИ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ И ВЫСОКОМ УРОВНЕ СОЦИАЛЬНОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

Аннотация. Статья посвящена вопросу адаптивности личности женщины-матери к стрессовой нагрузке в условиях кризиса и неопределенности. Обосновывается соответствие нейрографики требованиям, предъявляемым к психотехникам при работе с кризисной личностью и описываются преимущества данного метода при работе с женщиной-матерью в актуальных условиях. В статье рассматриваются также интегративные потенциалы материнской идентификации для формирования психоэмоциональной устойчивости и эффективной саморегуляции женщины в условиях информационной нестабильности. 

Ключевые слова: стрессоустойчивость, кризисная ситуация, условия неопределенности, идентичность личности, саморегуляция, нейрографика, коучинг материнской сферы.

Annotation. The article is devoted to the issue of the adaptability of the mother’s personality to a stressful load in a crisis and uncertainty. The compliance of neurographics with the requirements for psychotechnics when working with a crisis personality is substantiated and the advantages of this method when working with a woman-mother in actual conditions are described. The article also discusses the integrative potentials of maternal identification for the formation of psycho-emotional stability and effective self-regulation of a woman in conditions of information instability.

Key words: stress resistance, crisis, conditions of uncertainty, personal identity, self-regulation, neurographics, coaching of the maternal sphere.

Старовойтова Е.С. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ АРТИСТОВ

Аннотация. Статья посвящена особенностям профессионального педагогического общения при подготовке артистов балета на уроках классического танца. Автором рассмотрены основные характеристики профессионального педагогического общения в области педагогики балета, его условия, этапы, а также стили поведения и общения педагога хореографии во время учебного процесса.

Ключевые слова: общение, классический танец, хореография, балет, педагогический процесс.

Annotation. The article is devoted to the peculiarities of professional pedagogical communication in the preparation of ballet dancers in classical dance lessons. The author considers the main characteristics of professional pedagogical communication in the ballet pedagogy, its conditions, stages, and styles of behavior and communication of a choreography teacher during the educational process.

Key words: communication, classical dance, choreography, ballet, pedagogical process.

Шмелева Е.А., Кисляков П.А., Ланцова С.В. ПРОСОЦИАЛЬНОСТЬ МОЛОДЕЖИ: ВОЗМОЖНОСТИ МЕДИА

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и ЭИСИ в рамках научного проекта № 21-011-33053.

Аннотация: В статье обосновывается необходимость формирования в детях и молодежи ценностей просоциальности, выражающейся в заботе о других людях и обществе, милосердии, эмпатии, благотворительности. Показано, что не всегда детям и молодежи свойственны альтруистические мотивы. Показано, что медиаресурсы (социальные сети, блоги, видеохостинги и др.), а также фоносемантические особенности медиатекстов способны оказывать различное воздействие на просоциальное поведение молодежи.

Ключевые слова: просоциальность, молодежь, волонтерство, моральные нормы, просоциальные медиа.

Abstract: The article substantiates they need to educate children and youth in the values of prosociality, expressed in caring for other people and society, charity, empathy, charity. It is shown that children and young people are not always characterized by altruistic motives. It is shown that media resources (social networks, blogs, video hosting, etc.), as well as phonosemantic features of media texts can have various effects on the prosocial behavior of young people.

Keywords: prosociality, youth, volunteerism, moral norms, prosocial media.

ЭКСПЕРИМЕНТ И ТЕХНОЛОГИЯ

Киселева А.А. ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА «СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ПЕДАГОГА КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ»

Аннотация. Данная статья представляет программу социально-психологического тренинга, посвященному проблеме развития смысложизненных ориентаций педагогов. Автор описывает содержание программы, которое включает в себя шесть основных блоков: «Знакомство участников», «Диагностический», «Индивидуально-психологический уровень», «Социально-психологический уровень», «Психодуховный уровень», «Заключительный». Следующим этапом работы автор предполагает апробацию предложенной программы социально-психологического тренинга.

Ключевые слова: социально-психологический тренинг, смысложизненные ориентации, педагоги, профессиональная успешность.

Abstract. This article presents a program of socio-psychological training dedicated to the problem of the development of life-meaning orientations of teachers. The author describes the content of the program, which includes six main blocks: "Acquaintance of participants", "Diagnostic", "Individual psychological level", "Socio-psychological level", "Psychospiritual level", "Final". The next stage of the author's work involves the approbation of the proposed program of socio-psychological training.

Keywords: socio-psychological training, life orientations, teachers, professional success.

Т.Г. Киселева СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В данной статье представлены результаты эмпирического исследования социально-психологической компетенции родителей, воспитывающих детей раннего возраста, которая оценивалась по трем компонентам – перцептивной, коммуникативной и интерактивной. По этим же параметрам независимую оценку уровня компетентности родителей давали специалисты – учитель-логопед, учитель- дефектолог, психолог. По итогам исследования выявлены расхождения в оценках, что будет учтено в программе тренинга для родителей для повышения их компетентности.

Ключевые слова: дети раннего возраста, нервно-психическое развитие детей, социально-психологическая компетентность родителей; перцептивный компонент, коммуникативный компонент, интерактивный компонент.

Annotation. This article presents the results of an empirical study of the socio-psychological competence of parents raising young children, which was assessed by three components - perceptual, communicative and interactive. According to the same parameters, an independent assessment of the level of competence of parents was given by specialists - a speech therapist teacher, a defectologist and a psychologist. The results of the study revealed discrepancies in assessments, which will be taken into account in the training program for parents to improve their competence.

Keywords: young children, neuropsychiatric development of children, socio-psychological competence of parents; perceptual component, communicative component, interactive component.

Козлова Н. В. ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ИНТЕГРАТИВНОЙ АРТ-ТЕРАПИИ В ИССЛЕДОВАНИИ И КОРРЕКЦИИ «Я- КОНЦЕПЦИИ» У ЖЕНЩИН, ПЕРЕЖИВАЮЩИХ КРИЗИС СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА

Designing methods of integrative art - therapy in the study and correction " I - cncepts" for women at the middle - age.

Аннотация. В статье рассматриваются методы интегративной арт-терапии как инструмент психологической диагностики и коррекции "Я-концепция" у женщин. Практическая значимость данной работы заключается в разработке программы коррекции кризисных состояний методами арт-терапии.

Abstract: The article reviews the methods of integrative art- therapy as a tool for psychological diagnosis and correction of the " I- concept" in women. The practical significance of this work in the programs for the development of critical corrective methods of art- therapy.

Ключевые слова. Кризисные состояния, «Я-концепция», структура, метод, диагностика, коррекция, интерпретация.

Key words. Crisis states, "I-concept", structure, method, diagnostics, correction, integration.

Колобова Н.О. ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИНГА «РОДОВОЙ КАНАЛ»

Аннотация. Автор делится опытом проведения телесного тренинга перерождения. В ходе тренинга используются телесные практики, метафорические ассоциативные карты. Участники получают возможность на символическом уровне перепрожить свои роды, роды своих детей, а также получить ресурсы для достижения своих новых целей.

Ключевые слова: Телесный тренинг, перерождение, трансформация, ресурс, Базовые Перинатальные Матрицы С.Грофа.

The author shares his experience of conducting a bodily training of rebirth. During the training, bodily practices, metaphorical associative maps are used. Participants get the opportunity to symbolically relive their birth, the birth of their children, as well as receive resources to achieve their new goals.

Body training, rebirth, transformation, resource, Basic Perinatal Matrices by S. Grof

Комарова И. Ю. НЕЙРОГРАФИКА КАК ПРАКТИКА СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Аннотация: В статье рассматривается необходимость практик психологии для жизни современного человека. Представлен метод психологической практики - нейрографика. Рассмотрен базовый алгоритм метода, на примере которого прослеживается простота и глубина применения практики; даны примеры работ, показывающие эффективность и прогрессивность изменений клиента в процессе работы с методом.

Ключевые слова: нейрографика, практическая психология, практики современной психологии, помогающие практики

Annotation: The article discusses the need for the practice of psychology for the life of a modern person. The method of psychological practice - neurographics is presented. The basic algorithm of the method is considered, on the example of which the simplicity and depth of application of the practice can be traced; examples of works are given, showing the effectiveness and progressiveness of the client's changes in the process of working with the method.

Keywords: neurographics, practical psychology, practices of modern psychology, helping practices

Курочкина Н.В. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ переживания утраты методами интегративной арт-терапии у женщины в период возрастного кризиса.

Аннотация. В статье рассматриваются методы интегративной арт-терапии как инструмент психологической диагностики и психологического сопровождения в период переживания потери и утраты у женщины, находящейся в кризисном состоянии.

Ключевые слова. Потеря, утрата, кризисное состояние, интегративная арт-терапия, методы, интерпретация.

Abstract. The article discusses the methods of integrative art therapy as a tool for psychological diagnostics and psychological support during the period of increased loss and bereavement in women in crisis.

Keywords. Loss, bereavement, crisis state, integrative art therapy, methodology, interpretation.

Морозюк С. Н., Морозюк Ю.В., Зарубина Л.А., Кузнецова Е.С. СВЯЗЬ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ И РЕФЛЕКСИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация. Статья посвящена изучению связи рефлексии студентов педагогического вуза с их коммуникативной толерантностью. В студенческие годы молодые люди получают базовые знания и навыки, необходимые для своей будущей профессии. В этом аспекте особую приобретает коммуникативная толерантность. В данной статье представлены результаты проверки гипотезы о взаимосвязи коммуникативной толерантности и рефлексии студентов педагогического вуза.

Ключевые слова. Рефлексия, саногенная рефлексия, патогенная рефлексия, коммуникативность, коммуникативная толерантность.

Annotation. The article is devoted to the study of the relationship between the reflection of pedagogical university students and their communicative tolerance. During their student years, young people receive basic knowledge and skills necessary for their future profession. In this aspect, communicative tolerance becomes special. This article presents the results of testing the hypothesis about the relationship between communicative tolerance and reflection of pedagogical university students.

Keywords. Reflection, sanogenic reflection, pathogenic reflection, communicativeness, communicative tolerance.

Наркевич А.В. ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ МЕДИТАТИВНЫМИ ПРАКТИКАМИ НА САМОАКТУАЛИЗАЦИЮ ЛИЧНОСТИ

Аннотация. В статье рассмотрены результаты эмпирического исследования влияния занятий медитативными практиками на самоактуализацию личности.

Ключевые слова: медитативные практики, самоактуализация, однофакторный дисперсионный анализ.

Annotation. The article considers the results of an empirical study of the influence of meditative practices on self-actualization of personality.

Keywords: meditative practices, self-actualization, one-factor analysis of variance.

Панфилова Ю.М. ОРИЕНТАЦИЯ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ПАРТНЕРОМ В НЕЗАРЕГИСТРИРОВАННОМ БРАКЕ И ГОТОВНОСТЬ К ПЕРЕХОДУ К СЕМЕЙНО-БРАЧНЫМ ОТНОШЕНИЯМ

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда в рамках научного проекта № 22-28-00356

Аннотация: предмет отношений в незарегистрированном браке остается малоизученной областью исследования. В нашей статье рассматривается выраженность субъектно-ценностной и объектно-ресурсной ориентаций во взаимодействии с партнером в незарегистрированном браке, готовность к переходу от незарегистрированного брака к семейно-брачным отношениям, а также взаимосвязи данных показателей.

Установлено, что субъектно-ценностная ориентация во взаимодействии с партнером взаимосвязана с показателями готовности к переходу к семейным отношениям, а компоненты объектно-ресурсной ориентации проявили отрицательную взаимосвязь с данными показателями.

Ключевые слова: незарегистрированный брак, партнерство, ориентация во взаимодействии, семейно-брачные отношения, ресурсно-ценностный подход.

Annotation: the subject of relationships in an unregistered marriage remains not enough studied area of research. Our article examines the severity of subject-value and object-resource orientations in interaction with a partner in an unregistered marriage, readiness to transition from an unregistered marriage to family-marriage relations, as well as the relationship of these indicators.

It is established that the subject-value orientation in interaction with a partner is interrelated with the indicators of readiness to transition to family relations, and the components of object-resource orientation showed a negative relationship with these indicators.

Key words: cohabitation, partnership, orientation in interaction, family and marriage relations, resource-value approach.

Пермина С.В. ОСОЗНАННОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК СПОСОБ ИНТЕГРАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССАХ АРТ-ТЕРАПИИ

Аннотация. В статье проведен анализ осознанного творчества в процессах интегративной арт-терапии как способа трансформации и интеграции личности.

Ключевые слова. Интегративная методология, арт-терапия, осознанное творчество, трансформация, интеграция.

Annotation. The article presents analysis of deliberate creation during the process of art-therapy as a tool of personal development and personal integration.

Key words. Integrative methodology, art-therapy, deliberate creation, transformation, integration.

Смирнова И.Д. НАСЛАЖДЕНИЕ, УПОЕНИЕ, УДОВОЛЬСТВИЕ КАК ЭКЗИСТЕНЦИЯ

Аннотация: Рассматривая наслаждение как экзистенцию, мы рассматриваем это состояние как желаемый способ бытия человеческой личности. Жажда наслаждения составляет центральное ядро человеческого «Я».

Из пары страдание – наслаждение человек всегда имеет открытую возможность наслаждения. И вроде бы мир людской интенциально должен пребывать в наслаждении, но, как показывает опыт, этого не происходит.

Ключевые слова: наслаждение, удовольствие, страдание, боль

Annotation: Considering pleasure as an existence, we consider this state as a desirable way of being a human personality. The thirst for pleasure is the central core of the human Self.

From the suffering –pleasure pair, a person always has an open possibility of enjoyment. And it seems that the human world should be intently in enjoyment, but, as experience shows, this does not happen.

Keywords: pleasure, enjoyment, suffering, pain

Соловьева Е.В. СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПАРАМЕТРОВ ЭМПАТИИ И ДЕВИАЦИЙ СТУДЕНТОВ

Исследование выполнено в рамках Программы развития ЯрГУ, проект № П2-ГМ2-2021.

Аннотация. Эмпатия многомерный феномен, требующий изучения не только с позиции благополучия, но и дисгармонии личности. В статье рассмотрена структура взаимосвязи параметров эмпатии и девиаций студентов: склонности к суициду и сексуальной аддикции. Обнаружено, что нет однозначной позитивной роли эмпатических способностей. Сексуальная аддикция как качество личности интегрируется в структуру способностей эмпатии. Склонность к суициду занимает более изолированную позицию.

Ключевые слова: параметры эмпатии, склонность к суициду, сексуальная аддикция, вузовская адаптированность.

Annotate. Empathy is a multidimensional phenomenon that requires studying not only from the perspective of well-being, but also disharmony of personality. The article examines the structure of the relationship between the parameters of empathy and deviations of students: suicidal tendencies and sexual addiction. It was found that there is no unambiguous positive role of empathic abilities. Sexual addiction as a personality quality is integrated into the structure of empathy abilities. Suicidal tendencies take a more isolated position.

Key words: parameters of empathy, suicidal tendencies, sexual addiction, adaptadness students.

Теляковская И.Л. НЕКОТОРЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕНЕДЖЕРОВ ПРОДАЖ АВТОХОЛДИНГА

Аннотация. В статье сделан анализ личностных особенностей 3 групп менеджеров по продажам автомобилей: высокий, средний и низкий уровень успешности.

Ключевые слова. Менеджеры продаж, успешность, карьера, предпринимательство, независимость, вызов, служение

Аnnotation. The article analyzes the personal characteristics of 3 groups of car sales managers: high, medium and low levels of success.

Keywords. Sales managers, success, career, entrepreneurship, independence, challenge, service

Трифонова С.А., Саковская О.Н. Гендерная специфика направленности агрессивных реакций, источников фрустрации и фрустрированных ценностей

Аннотация. В статье описывается преобладающая направленность агрессивных реакций во фрустрирующих ситуациях в целом по выборке, описывается специфика вербального и чувственного реагирования на фрустрирующие ситуации во взаимосвязи с источниками фрустрации, а также фрустрированными ценностями. Описаны различия в мужской и женской выборке в значимых фрустрированных ценностях и источниках фрустрации. Агрессивность у мужчин и женщин в некоторых значимых сферах носит разный характер.

Ключевые слова: фрустрация, источник фрустрации, фрустрированные ценности, направленность агрессивных реакций.

Annotation. The article describes the predominant orientation of aggressive reactions in frustrating situations in the whole sample, describes the specifics of verbal and sensory response to frustrating situations in relation to sources of frustration, as well as frustrated values. The differences in the male and female samples in significant frustrated values and sources of frustration are described. Aggressiveness in men and women in some significant areas is of a different nature.

Keywords: frustration, source of frustration, frustrated values, orientation of aggressive reactions.

Турчин А.С. ВЛИЯНИЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНО-0ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА МОТИВАЦИЮ УЧЕНИЯ КУРСАНТОВ ВУЗА ВОЙСК РОСГВАРДИИ

Аннотация: в статье рассматривается проблема динамики типов мотивации курсантов, получающих профессию военного психолога в вузе войск Росгвардии. Отмечается позитивная динамика учебных мотивов, а также устойчивые связи мотивации достижения и мотивации учебно-профессиональной деятельности на выпускном курсе.

Ключевые слова: мотивация учебной деятельности, мотивация достижения, мотивация избегания, учебно-профессиональная деятельность.

Abstract: the article deals with the problem of the dynamics of the types of motivation of cadets receiving the profession of a military psychologist at the University of the troops of the Russian Guard. There is a positive dynamics of educational motives, as well as stable links between achievement motivation and motivation of educational and professional activity in the final year.

Key words: motivation of educational activity, motivation of achievement, motivation of avoidance, educational and professional activity.

Щербаков С.О. КОМПОНЕНТЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ И ИХ ФОРМИРОВАНИЕ В ВУЗЕ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ

Аннотация: в статье дается характеристика возможностей успешного формирования компонентов организационной культуры педагогическими средствами. Системообразующим компонентом в данном процессе выступает деятельностный компонент, корректировка содержания которого должна выполняться в первоначальный период после поступления в военный вуз. Это способствует ускорению адаптации курсантов к условиям образовательно-воспитательного пространства вуза и содействует выравниванию их стартовых возможностей в процессе обучения вузовского типа.

Ключевые слова: организационная культура, учебно-профессиональная деятельность, мотивация, компоненты организационной культуры.

Abstract: the article describes the possibilities of successful formation of organizational culture components by pedagogical means. The system-forming component in this process is the activity component, the adjustment of the content of which should be carried out in the initial period after admission to a military university. This helps to accelerate the adaptation of cadets to the conditions of the educational space of the university and contributes to the alignment of their starting opportunities in the process of university-type education.

Keywords: organizational culture, educational and professional activity, motivation, components of organizational culture.

Якимчук Д. Ю. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЦИИ МЕТОДОВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

Аннотация. В статье приводятся описание результатов исследования методов индивидуальной терапии с последующей дополнительной теоретической интеграцией пройденных сессий, описывается уместности интеграции в зависимости от уровня самосознания участников исследования

Ключевые слова. Интегративная психология, индивидуальная терапия, групповая динамика

Annotation. The article describes the results of the study of individual therapy methods followed by additional theoretical integration of the sessions, describes the relevance of integration depending on the level of self-awareness of the study participants

Keywords. Integrative psychology, individual therapy, group dynamics

Ястребова Н.А. ДИАГНОСТИКА И ТРАНСФОРМАЦИЯ СУБЛИЧНОСТЕЙ МЕТОДОМ НАПРАВЛЕННОЙ ВИЗУАЛИЗАЦИИ С ПОСТРОЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ. АВТОРСКАЯ МЕТОДИКА: «ЛОКОМОТИВ СУБЛИЧНОСТЕЙ»

Аннотация. В статье рассматривается специфика понятия «субличность» в разных психотерапевтических школах. Описывается методика «Локомотив субличностей», которая позволяет психологу провести диагностику субличностей клиента с последующей трансформацией внутренних частей, а также построить интеллект-карту субличностей.

Ключевые слова: диагностика, внутренний мир, интегративные психотехнологии, личность, направленная визуализация, психосинтез, субличность

Summary. The article describes the specificity of the concept of «subpersonality» in different psychotherapeutic schools. The technique «Locomotive of subpersonalities» described, which allows the psychologist to diagnose the client's subpersonalities with the subsequent transformation of internal parts, as well as to build a mind-map of subpersonalities.

Keywords: diagnostics, inner world, integrative psychotechnology, personality, psychosynthesis, directed visualization, subpersonality

 

Сведения об авторах 

  • Абдрашитова Т.А., доктор психологических наук, профессор ЕАГИ г. Нур-Султан
  • Алексеева О.В. психолог, сотрудник коррекционного центра «Семейная Студия Раданец», г. Нижний Тагил, Россия
  • Акажанова А.Т., доктор психологических наук, профессор, Казахский национальный университет им. Абая, Алматы, Казахстан
  • Власов Н. А., кандидат психологических наук, медицинский психолог психиатрической клинической больницы им. П.Б. Ганнушкина, г. Москва, Россия
  • Гартвик Е. В., кандидат психологических наук, Управление судебного департамента в г. Санкт-Петербурге, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
  • Зарубина Л.А., магистр педагогики, преподаватель Иркутского техникума индустрии питания, Иркутск, Россия
  • Киселева А.А., преподаватель, Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Иркутской области «Институт развития образования Иркутской области»
  • Киселева Т.Г., кандидат психологических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского», декан дефектологического факультета, г. Ярославль, Россия
  • Кисляков П.А., доктор психологических наук, доцент, Российский государственный социальный университет, г.Шуя, Россия
  • Клюева Н.В., доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой консультативной психологии, Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, действительный член Международной академии психологических наук, Ярославль, Россия
  • Козлов В.В., президент Международной Академии Психологических Наук, доктор психологических наук, профессор кафедры социальной и политической психологии ЯрГУ им. П.Г.Демидова, действительный член МАПН, Ярославль, Россия
  • Козлова Н.В., психолог, директор психологического коррекционного центра «Семейная Студия Раданец», г. Нижний Тагил, Россия
  • Колобова Н.О., кандидат психологических наук, преподаватель ИПКП, Екатеринбург, Россия
  • Комарова И. Ю., соискатель ученой степени кандидата психологических наук, Институт психологии творчества, г. Москва, Россия
  • Корнеенков С.С. , кандидат психологических наук, доцент
  • Коровина В.В., соискатель ученой степени кандидата психологических наук, Институт психологии творчества, г. Москва, Россия
  • Кузнецова Е.С., кандидат психологических наук, педагог высшей квалификационной категории МБУ ДО ДТДМ «Истоки», г. Москва, Россия
  • Куницына В.Н., доктор психологических наук, профессор Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПбГУ), действительный член МАПН,г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
  • Курочкина Н.В., психолог-кризисолог, арт-терапевт, г.Тюмень, Россия
  • Лазарева Л. И., генеральный директор, Руководитель тьюторской службы, Академия  возможностей  «LADьЯ», г. Москва, Россия
  • Ланцова С.В., аспирант, Ивановский государственный университет, Иваново, Россия
  • Лопатина Н.В., преподаватель, Ивановский государственный университет, кафедра непрерывного психолого-педагогического образования, Иваново, Россия
  • Меркульев М.Ю., директор по учебному процессу Школы Открытого диалога, ведущий эксперт рабочей группы EduNet НТИ, г. Иркутск, Россия
  • Меркульева Т.А., кандидат психологических наук, руководитель проекта «Антивыгорание лидера», г. Иркутск, Россия
  • Морозюк С.Н., доктор психологических наук, профессор кафедры
  • психологии образования Московского педагогического государственного университета, г. Москва, Россия
  • Морозюк Ю.В., доктор психологических наук, профессор кафедры
  • психологии образования Московского педагогического государственного университета, г. Москва, Россия
  • Наркевич А.В., психолог-консультант, Начальник научно-исследовательского отдела НИЦ «ЦНИИ ВВС (Минобороны России)», г. Люберцы, Россия
  • Панфилова Ю.М., выпускница аспирантуры Института психологии Российской академии наук, лаборатория социальной и экономической психологии, г. Москва, Россия
  • Пермина С. В., доктор психологических наук, профессор, руководитель регионального представительства МАПН, г. Челябинск, Россия
  • Решетко С. А., соискатель лаборатории социальной и экономической психологии ИП РАН, Москва, Россия
  • Саковская О.Н., старший преподаватель кафедры организационной психологии. Ярославский государственный университет имени П.Г. Демидова. Факультет психологии, Ярославль, Россия.
  • Сальцына А.М., психолог, г. Каменск – Уральский, Россия
  • Сандалова А.В. психолог, специалист по нейрографике, Киров, Россия
  • Санина М.В., аспирантка факультета психологии ГГУ им. Ф. Скорины, Гомель, Белоруссия
  • Серова О. А., педагог-психолог первой квалификационной категории ЯФ ПГУПС; соискатель ученой степени к. пс. наук в ЯрГУ им. П.Г. Демидова, Ярославль, Россия.
  • Силанов О.А., онтопсихолог, консультант по психологии управления и бизнеса, Москва, Россия
  • Симонов П.А. соискатель ученой степени кандидата психологических наук, Институт психологии творчества, г. Москва, Россия
  • Смирнова И.Д., кризисный и телесно-ориентированный психолог, директор Центра психологического и телесно-энергетического восстановления, Москва, Россия
  • Старовойтова Е.С., магистрант Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой, г. Мурино, Россия
  • Сорокина Е.Н., доктор психологических наук, кандидат педагогических наук, член-корреспондент МАПН, автор проекта "Интуитивное Материнство", Нижний Новгород, Россия
  • Соловьева Е.В. студент-бакалавр ФГБОУ ВО «Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова», г. Ярославль, Российская Федерация
  • Теляковская К.Л., к.пс.н., член-корреспондент МАПН, управляющий Партнёр РА "Баркстел", Москва, Россия
  • Трифонова С.А., кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной и политической психологии ЯрГУ им. П.Г. Демидова, г. Ярославль, Российская Федерация
  • Турчин А. С., профессор кафедры общей и прикладной психологии Санкт-Петербургского военного ордена Жукова институт войск национальной гвардии, доктор психологических наук, профессор, действительный член МАПН, Санкт-Петербург, Россия.
  • Юмкина Е.А., кандидат психологических наук, старший преподаватель
  • Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПбГУ),
  • г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
  • Шадиярова Г.Б., педагог-психолог БОУ «Средняя общеобразовательная школа №130», г.Омск, Россия
  • Шаменков Д.А., основатель Школы Открытого диалога, директор НОЦ «Информационные и социальные технологии в медицине» Сеченовского университета, г. Москвак, Россия
  • Шмелева Е.А., доктор психологических наук, доцент, Ивановский государственный университет, Иваново, Россия
  • Щербаков С.О., соискатель кафедры общей и прикладной психологии Санкт-Петербургского военного ордена Жукова институт войск национальной гвардии, г. Санкт-Петербург, Россия
  • Якимчук Д. Ю., аспирантка кафедры социальной и политической психологии ЯрГУ им. Г. П. Демидова, менеджер SberTech, Москва, Россия
  • Ястребова Н.А., психолог, Президент благотворительного фонда «Подари ЗАВТРА!», Ижевск, Россия

 

Скачать журнал  

{gcontent}Ссылка на скачивание{/gcontent}