Содержание 

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ

Абдуллажанова Д.С. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНЫХ СТЕРЕОТИПОВ В НАПРАВЛЕНИИ ЖЕНСКОЙ АКТИВНОСТИ В УПРАВЛЕНИИ

Аннотация: В статье обсуждаются возможности выявления влияния внешних, социальных стереотипов на отбор и назначение женщин на руководящие должности, карьерные различия между женщинами и мужчинами, их социально-психологические характеристики и физиологические аспекты, стереотипные взгляды, препятствующие продвижению женщин как кадров. Именно в назначении даются рекомендации по выполнению работы по исправлению негативного воздействия социальных стереотипов.

Ключевые слова: социальный стереотип, гендерный стереотип, карьера, персонал, управление, активность, социально-психологический аспект.

Abstract: This article highlights the possibilities of identifying the influence of external, social stereotypes on the selection and appointment of women to leadership positions, career differences between women and men, their socio-psychological characteristics and physiological aspects, stereotypical views that hinder the advancement of women as cadres. Moreover, recommendations are given on how to carry out work to correct the negative impact of social stereotypes.

Key words: social stereotype, gender stereotype, career, personnel, management, activity, socio-psychological aspect.

Александров И.А., Кичман Д.Н. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ СУБКУЛЬТУР)

Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности процесса адаптации представителей современной молодежи в условиях пребывания в субкультурной среде (на примере двух полярных по протеканию процессов адаптации субкультур). Приводятся результаты пилотных исследований представителей приведённых субкультур на тему социально-психологической адаптации, разбираются конкретные её аспекты.

Ключевые слова: Социально-психологическая адаптация, субкультуры, ролевики, хиккикомори.

Article title: Features of social adaptation of modern youth (on the example of subcultures).

Annotation. This article examines the features of the adaptation process of representatives of modern youth in the conditions of being in a subcultural environment (on the example of two polar subcultures in the course of adaptation processes). The results of pilot studies of representatives of the given subcultures on the topic of socio-psychological adaptation are presented, its specific aspects are analyzed.

Key words: Socio-psychological adaptation, subcultures, role players, hikkikomori.

Вавакина Т.С. ОТНОШЕНИЕ К СОЦИАЛЬНОМУ ОБМЕНУ В СИТУАЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-013-00735

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования субъективной оценки ценности партнерских взаимоотношений и ряда личностных характеристик, взаимосвязанных с различными аспектами обмена в ситуации межличностного партнерства. Эмпирически исследуются намерения и ожидания людей в ситуации обмена ресурсами и отношениями. Субъективная оценка ценности партнерских взаимоотношений тесно связана с отношением к социальному обмену в ситуации межличностного партнерства.

Ключевые слова: социальное взаимодействие, партнерство, партнерские взаимоотношения, социальный обмен, ресурсно-ценностный подход.

Annotation. The article presents the results of an empirical study of the subjective assessment of the value of partner relationships and a number of personal characteristics interconnected with various aspects of exchange in a situation of interpersonal partnership. The intentions and expectations of people in a situation of exchange of resources and relationships are empirically investigated. Subjective assessment of the value of partner relationships is closely related to the attitude to social exchange in a situation of interpersonal partnership.

Key words: social interaction, partnership, partnership relations, social exchange, resource-value approach.

Воронина Н.А., Жукова Т.В. ПРЕФИГУРАТИВНАЯ ЭПОХА: ВЗРОСЛЫЕ УЧАТСЯ У ДЕТЕЙ

Аннотация: в статье представлен теоретический анализ идей и взглядов мыслителей, педагогов, философов, антропологов на социально-культурную ситуацию, сложившуюся в современном мире, и ее влияния на развитие и взросление детей. Рассматриваются идеи концепции Маргарет Мид о префигуративной эпохе в культуре человечества, в которой взрослые учатся у детей, пытаясь найти ответы на вызовы современности.

Ключевые слова: взрослость, инфантильность, неопределённость, беспомощность, развитие, префигуративная эпоха.

Annotation: The article presents a theoretical analysis of the ideas and views of thinkers, teachers, philosophers, anthropologists on the socio-cultural situation in the modern world and its impact on the development and maturation of children. The ideas of the concept of Margaret Mead about the prefigurative era in the culture of humanity, in which adults learn from children, trying to find answers to the challenges of our time are considered.

Keywords: adulthood, infantilism, uncertainty, helplessness, development, prefigurative age.

Власов Н.А. МОДЕЛИ КРАТКОСРОЧНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ СОЦИАЛЬНОЙ ФОБИИ

Аннотация: в статье представлен обзор моделей краткосрочной психотерапии социальной фобии. В начале работы приводятся краткая характеристика заболевания, особенности его диагностики и специфика течения. Затем описываются основные теории, объясняющие его природу. Завершается статья представлением двух моделей краткосрочного вмешательства при лечении социальной фобии – развития социальных навыков и стратегической.

Ключевые слова: краткосрочная психотерапия, социальная фобия, стратегическая терапия, социальные навыки.

Abstract: in the article presents an overview of models of brief psychotherapy of social phobia. At the beginning of the work are given a brief description of the disease, the features of its diagnosis and the specifics of the course are given. Then described the basic theories explaining its nature. The article concludes with the presentation of two models of brief intervention in the treatment of social phobia – social skills and strategic.

Keywords: brief psychotherapy, social phobia, strategic therapy, social skills.

Дьяченко Е.Н. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА,  КОМПОНЕНТЫ, ВИДЫ И ФУНКЦИИ ИДЕНТИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Аннотация. Представлен обзор научных представлений традиционно анализируемых отечественных и зарубежных теоретических исследований по вопросам структуры идентичности в психоаналитическом, символическом интеракционизме и когнитивно-ориентированных подходах. Рассматриваются взаимодополняющие аспекты личностного, уникального и социального в современном смешанном пространстве.

Ключевые слова: идентичность, цифровая среда, психологическая роль, нарратив.

Abstract. An overview of the scientific concepts of traditionally analyzed domestic and foreign theoretical studies on the structure of identity in psychoanalytic, symbolic interactionism and cognitive-oriented approaches is presented. The article examines the complementary aspects of the personal, the unique and the social in the modern mixed space.

Keywords: identity, digital environment, psychological role, narrative.

Ермакова Е.С. ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ КРИЗИСНОЙ ФЕНОМЕНОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ

Аннотация. В статье анализируются психосоматические последствия кризисной феноменологии личности, а также процессуальные особенности мишеней психосоматической болезни.

Ключевые слова. Психосоматика,  телесная реакция, эмоции, память. стресс, орган, кризис

Annotation. The article analyzes the psychosomatic consequences of the crisis phenomenology of the personality, as well as the procedural features of the targets of psychosomatic illness.

Keywords. Psychosomatics, bodily reaction, emotions, memory, stress, organ, crisis

Карабущенко Н.Б., Нерсесянц А.В., Штырев М.М. ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖНОГО СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ЛИДЕРСТВА

Аннотация: В статье дан краткий анализ теорий социально ориентированного лидерства и теоретических подходов к изучению ценностно-смысловых ориентации личности. Обоснована актуальность исследований в области ценностно-смысловых ориентации будущих юристов и журналистов для осмысления проблемы социально-ориентированного молодежного лидерства. Проведен анализ результатов сравнительного исследования ценностной сферы личности студентов, обучающихся по указанным направлениям.Сделаны выводы о целесообразности учета выявленных статистически значимых различий для выстраивания образовательного процесса, нацеленного на воспитание социально ориентированных лидеров,способных отвечать запросам и ожиданиям современного российского общества.

Ключевые слова: ценностно-смысловые ориентации, лидерство, молодежь, социальная среда.

Abstract: The article provides a brief analysis of the theories of socially-oriented leadership and theoretical approaches to the study of personality value-semantic orientations. The article substantiates the relevance of research in the field of value-semantic orientations of future lawyers and journalists for understanding the problem of socially-oriented youth leadership. The analysis of the results of a comparative research of the value sphere of the personality of students studying in these areas was carried out. Conclusions are drawn about the expediency of taking into account the identified statistically significant differences for building an educational process aimed to upbringing socially oriented leaders who are able to meet the needs and expectations of modern Russian society.

Keywords: value-semantic orientations, leadership, young generation, social medium.

Кашапов М.М. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД Н.И. ЛЕОНОВА К ИССЛЕДОВАНИЮ КОНФЛИКТА

Аннотация. В статье проведен анализ реализации Н.И. Леоновым социально-психологического подхода к исследованию конфликта. Представлено его социально-психологическое понимание конфликта. Описана реализация онтологического подхода, позволившая автору выделить типологию конфликта и стратегий конфликтного поведения. Показана обусловленность конфликтности конкретными структурно-индивидуальными характеристиками личности. Особое внимание уделено исследованию образа конфликтной ситуации как регулятора поведения личности. Показано, каким образом вклад Н.И. Леонова в социальную психологию конфликта служит резонансным откликом, воплощением предложенных автором идей в работах других исследователей

Ключевые слова: конфликт, типология конфликта, образ конфликтной ситуации, конфликтное поведение.

Кашапов М.М., Кудрявцева А.А. РОЛЬ ГЕРОНТОЛОГИИ В СТАНОВЛЕНИИ АКМЕОЛОГИИ: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация. Данная работа посвящена рассмотрению геронтологии как предпосылки становления акмеологии. Особое внимание уделено важному для данной научной дисциплины открытию В.В. Фролькисом механизма витаукта.

Ключевые слова: геронтопсихология, механизм витаукта, процессы старения, акмеология.

Annotation. This work is devoted to the consideration of gerontology as a prerequisite for the formation of acmeology. Special attention is paid to V. V. Frolkis ' discovery of vitaukt mechanisms, which is important for this scientific discipline.

Key words: gerontopsychology, vitaukt mechanism, aging processes, acmeology.

Корнеенков С.С. ТРАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ, ОБРАЗЫ И ЭНЕРГИЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО. ГЕНИАЛЬНОСТЬ И ПСИХОПАТИЯ

Аннотация: рассматриваются особенности внутреннего диалога личности, проявление творческих способностей и гениальности в естественных трансовых состояниях сознания. Трансовые состояния могут привести как к творческому подъему, так и душевному кризису, расстройствам личности и психопатии. Трансцендентальная функция у здорового человека сводит воедино силы бессознательного и сознания и формирует гармоничную психику.

Ключевые слова: уровни сознания, трансовые состояния, гениальность, психопатия, энергия бессознательного, внутреннее видение, внутренний диалог.

Abstract: the features of the inner dialogue of the individual, the manifestation of creative abilities and genius in natural trance states of consciousness are considered. Trance states can lead to both creative uplift and mental crisis, personality disorders and psychopathy. The transcendental function in a healthy person brings together the forces of the unconscious and consciousness and forms a harmonious psyche.

Keywords: levels of consciousness, trance states, genius, psychopathy, energy of the unconscious, inner vision, inner dialogue.

Лычагина С. В., Лычагин С.С. ПРИЧИНЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Аннотация: в статье рассмотрены основные формы и признаки девиантного поведения военнослужащих, оценивается опасность их проявления в воинской среде; анализируются причины подобных явлений. Актуализируется профилактика девиантного поведения как многоуровневая система, объединяющая меры социального, психологического, медицинского, правового и педагогического характера.

Ключевые слова: военнослужащие, девиация, проблемы, конфликты, адаптация, профилактика.

Abstract: The article considers the main forms and signs of deviant behavior of military personnel, assesses the danger of their manifestation in the military environment, and analyzes the causes of such phenomena. Prevention of deviant behavior is updated as a multi-level system that combines social, psychological, medical, legal and pedagogical measures.

Keywords: military personnel, deviation, problems, conflicts, adaptation, prevention.

Сорокина Е.Н. ЗНАЧИМЫЕ АСПЕКТЫ МАТЕРИНСКОЙ СЕПАРАЦИИ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы материнской сепарации – типы, объекты, уровни. Сепарацию предлагается разделять на фунциональную и дисфункциональную – гармоничную и дисгармоничную (вводится термин «дисфункциональная сепарация»). Описываются возникающие при нарушениях сепарации созависимая и контрзависимая фиксация, когда мать фиксируется либо на слиянии с ребёнком, либо на противопоставлении ему. Выделяются и описываются межличностный, внутриличностный и внутренне-межличностный уровни сепарации, а также виды дифференциации и дезинтеграции и их проявление в материнстве. Сепарация рассматривается как непрерывный спиралеобразный процесс, протекающий в течение всей жизни, каждый из витков которого делится на четыре фазы. Для системы отношений, в которых разворачивается та или иная динамика психологической сепарации, вводится термин «сепарационный контекст». В связи с сепарационным контекстом выделяются различные объекты сепарации с указанием уровней сепарации. С учётом рассмотренных аспектов даётся определение материнской сепарации как особого типа сепарационного процесса, а также выделяются характеристики материнской сепарации.

Ключевые слова: материнство, материнствование, сепарация, детско-родительская сепарация, детско-материнская сепарация, материнская сепарация, сепарация-индивидуация, созависимость, контрзависимость, типы материнской сепарации, объекты материнской сепарации, уровни материнской сепарации, дисфункциональная сепарация, функциональная сепарация, гармоничная сепарация, дисгармоничная сепарация, созависимая фиксация, контрзависимая фиксация, межличностный уровень сепарации, внутриличностный уровень сепарации, внутренне-межличностный уровень сепарации, внешняя сепарация, внутренняя сепарация, виток сепарации, стадии прохождения витка сепарации, сепарационный контекст, объект сепарации, материнский миф.

Abstract. The article deals with the issues of parental separation: its types, objects, levels. Separation is divided into functional and dysfunctional, that is harmonious and disharmonious, so the term "dysfunctional separation" is introduced. The article describes the codependent and counterdependent fixation arising from violations of separation, when the mother is fixed either on merging with the child, or on opposing him. The interpersonal, intrapersonal and internal-interpersonal levels of separation are determined and described, as well as the types of differentiation and disintegration and their appearance in motherhood. Separation is viewed as a continuous lifelong helical process, with each of the loops divided into four stages. The term "separation context" is introduced for the system of relations with psychological separation dynamics. Regarding the separation context, the article determines various objects of separation and indicates their separation levels. Taking into account the considered aspects, the article gives the definition of maternal separation as a special type of separation process, and outlines the characteristics of the maternal separation.

Key words: motherhood, mothering, separation, child-parental separation, child-maternal separation, maternal separation, separation-individuation, codependency, counterdependence, types of maternal separation, objects of maternal separation, levels of maternal separation, dysfunctional separation, functional separation, harmonious separation, disharmonious separation, codependent fixation, counterdependent fixation, interpersonal level of separation, intrapersonal level of separation, internal-interpersonal level of separation, external separation, internal separation, separation loop, stages of passing through the separation loop, separation context, object of separation, maternal myth.

Токарев Я.В. ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКОЕ ПРЕДСТВЛЕНИЕ В ОНТОПСИХОЛОГИИ

Аннотация Образ семантического поля осознается через преодоление возможного эмоционального участия и посредством рассредоточенного восприятия образа, который возникает как следствие действия свободной фантазии и появляется на несколько секунд в процессе интроспективного анализа, проводимого онтопсихологом.

Ключевые слова: психика, психическая деятельность, онтопсихология, семантическое поле, психосемантика.

Abstract The image of semantic field is realized through overcoming possible emotional participation and through a dispersed perception of the image, which arises as a result of the action of free fantasy and appears for a few seconds in the process of introspective analysis carried out by the ontopsychologist.

Key words: psyche, mental activity, ontopsychology, semantic field, psychosemanti

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

Абдуллаева В.К., Сулейманов Ш.Р., Шарипова Ф.К., Бабарахимова С.Б. ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ

Резюме. В данной статье рассматривается влияние семейных взаимоотношений на формирование интернет-аддикции. Установлено, что на развитие компьютерной зависимости из социальных факторов важная роль принадлежит воспитательному значению семьи, а из психологических факторов выявлена склонность к развитию игровой компьютерной зависимости у подростков с эмоционально лабильными и психастеническими характера, у которых отмечается высокий уровень личностной и реактивной тревожности.

Ключевые слова: компьютерная игровая зависимость, семья, воспитание, нарушения поведения у подростков.

Abstract. This article discusses the impact of family relationships on the formation of Internet addiction. It has been established that the developmental role of computer addiction from social factors plays an important role in the educational value of the family, and from psychological factors, a tendency to develop gaming computer addiction in adolescents with emotionally labile and psychasthenic character who have a high level of personal and reactive anxiety is revealed.

Key words: computer gaming addiction, family, education, behavior disorders in adolescents.

Абу-Талеб Д.В. ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОДХОДОВ К ОБРАЗОВАНИЮ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В АКТУАЛЬНУЮ ЭПОХУ

Аннотация: В статье рассматривается задачи современного общества новой эпохи метамодерна,  связанные с переосмыслением образовательного процесса рассматриваемого как категория, обладающая особой ценностью как для отдельной личности и социальных групп, так и для общества в целом, требующая нового инструментария в аспекте развития личности, формирования образа человека с принципиально новым типом нравственности и сознания, ориентированного на сохранение экологически адекватной человеку, во всех аспектах взаимодействия, окружающей среды. Сегодня современная эпоха коммуникаций с ее мультизадачностью требует от современного человека множественности социальных ролей (мультипотенциал человека метамодерна), и задачей общества новой эпохи является воспитание мультиролевой личности, сознательно использующей каждую из своих ролей в той или иной коммуникативной (социальной) ситуации особенно актуальна. Интеграция такого процесса, как интеграция всех существующих видов знания и опыта, по нашему мнению, возможна через интегральный подход в образовании, как новой личностно-ориентированной парадигмы образования. Коучинг в этом смысле выступает одним из инструментов в личностно-ориентированной парадигме образования, к которой относится и интегральное образование.

Ключевые слова: образование и образовательный процесс, образование личности, коучинговый подход в образовании, коммуникативный аспект, модель мультиролевой личности, интегральное образование.

Abstract: The article examines the tasks of modern society in the new era of metamodernism associated with rethinking the educational process considered as a category that has a special value both for an individual and social groups and for society as a whole, requiring new tools in the aspect of personality development, the formation of a person's image with a fundamentally a new type of morality and consciousness, focused on the preservation of an environmentally adequate person, in all aspects of interaction, the environment. Today, the modern era of communications with its multitasking requires a plurality of social roles from a modern person (the multipotential of a metamodern person), and the task of a new era's society is to educate a multi-role personality who consciously uses each of his roles in a particular communicative (social) situation is especially relevant. The integration of such a process as the integration of all existing types of knowledge and experience, in our opinion, is possible through an integral approach in education, as a new personality-oriented paradigm of education. In this sense, coaching is one of the tools in the personality-oriented paradigm of education, which includes integral education.

Key words: education and educational process, personality education, coaching approach in education, communicative aspect, multi-role personality model, integral education.

Андреев В.С. НЕПРЕРЫВНОЕ РАЗВИТИЕ – НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СЧАСТЬЯ

Аннотация. В статье рассмотрены различные аспекты взаимосвязи счастья и непрерывного развития личности; освещено понятие «счастье» в широком смысле, как включающее необходимость непрерывного самосовершенствования и развития. Отдельное внимание автор уделил нейрофизиологическим основам проживания ощущения счастья, а также вертикальной модели развития личности, которая описывает структуру кризисов развития, преодоление которых обеспечивает устойчивое ощущение счастья на всем продолжении жизни. Кроме того, в статье рассмотрена модель «пирамида развития» П. Пискарева, формирующая подходы к построению системы последовательности формирования мета-навыков, которые обеспечивают устойчивое развитие личности в течении всей ее жизни, тем самым поддерживая устойчивое ощущение счастья. 

Ключевые слова: непрерывное развитие, личность, модели развития личности, психология счастья, нейрофизиология счастья, счастье, «пирамида развития».

Abstract. The article examines the aspects of the relationship between happiness and continuous development of personality; highlights the concept of "happiness" in a broad sense, as including the need for continuous self-improvement and development. The author paid special attention to the neurophysiological foundations of living a feeling of happiness, as well as the vertical model of personality development, which describes the structure of developmental crises, the overcoming of which ensures a stable feeling of happiness throughout life. 

In addition, the article discusses P. Piskarev's “development pyramid” model, which forms approaches to building a system of sequence of meta-skills formation that ensure sustainable development of a personality throughout her life, thereby maintaining a sustainable feeling of happiness.

Keywords: continuous development, personality, personality development models, psychology of happiness, neurophysiology of happiness, happiness, “development pyramid”.

Бересток Т.Б. СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ СУБЪЕКТОВ 60+ ПОСЛЕ АГРЕССИВНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Аннотация: в данной статье автор рассматривает специфику социальной адаптации людей в возрасте старше 60 лет в условиях агрессивного воздействия современной информационной среды. Рассматривается формирование информационно-компьютерной грамотности как механизма противодействия негативному влиянию информационной среды и необходимого условия выработки эффективной стратегии социальной адаптации пожилых людей.

Ключевые слова: социальная адаптация, старение, информационная среда, информационно-компьютерная, грамотность.

Annotation: In this article, the author examines the features of social adaptation of people over 60 years of age under the aggressive influence of the modern information environment. The article considers the formation of information and computer literacy as a mechanism to counteract the negative impact of the information environment and a necessary condition for the development of an effective strategy for the social adaptation of older people.

Key words: social adaptation, aging, information environment, information and computer literacy.

Богданова В.Л. ФРЕЙМЫ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ

Аннотация. В данной статье автор рассматривает феномен самоактуализации в контексте теории метамодерна, через призму феноменологической и экзистенциальной теорий, теории фреймов (И.Гофман), а также теорий «парадигмального анализа» и «базового алгоритма мышления» (П.Пискарев). Основа анализа феномена самоактуализации человека – «рамка самоактуализации» (четыре этапа процесса самоактуализации). Автор расширяет семантическое поле понятия самоактуализации, используя теорию фреймов И.Гофмана, а также теорию топосов – в новом философско-психологическом контексте: как учение о пространствах жизни человека.

Ключевые слова: самоактуализация, самопознание, самореализация, аналитический фрейм, топос, топософия, акмеология, пространство, место, жизненное пространство.

Abstract. In this article, the author examines the phenomenon of self-actualization in the context of metamodern theory, through the prism of phenomenological and existential theories, frame theory (E. Goffman), as well as “paradigmatic analysis” theorу and “basic algorithm of thinking” (P. Piskarev). The basis of the analysis of the phenomenon of human self-actualization is the “self-actualization frame” (four stages of the self-actualization process). The author expands the semantic field of the self-actualization concept, using the theory of frames by E. Goffman as well as the topos theory (in a new philosophical and psychological context as the spaces of human life doctrine).

Keywords: self-actualization, self-knowledge, self-realization, analytical frame, topos, space, place, toposophy,akmeologiy, living space.

Зорина Н.Н. ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Аннотация. В статье рассмотрены результаты отечественных и зарубежных исследований эмоционального интеллекта у представителей разных полов. По результатам анализа данных этих исследований, обнаружено, что общий уровень эмоционального интеллекта мужчин и женщин (мальчиков и девочек, юношей и девушек) отличается незначительно, однако есть различия в отдельных компонентах эмоционального интеллекта. Автор делает вывод о том, что результаты подобных исследований во многом зависят от дизайна исследований, размера выборки и других факторов. Также автор приходит к заключению, что большинство эмоциональных различий между мужчинами и женщинами, традиционно ассоциированных с биологией пола, на самом деле являются следствием мужской и женской гендерных социализаций. 

Ключевые слова: эмоции, эмоциональный интеллект, гендер, мужчины, женщины, EQ, IQ.

Зотова Н.Г., Тихомиров М.Ю. ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ФЕНОМЕНЫ БУДУЩЕГО В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ПЕДАГОГА

Аннотация: Предпринята попытка сравнительного анализа и классификации терминов, отражающих различные подходы к изучению феноменов ценностно-смысловой реальности применительно к педагогической деятельности: «отдаленная ориентация», «ориентиры», «смысловые координаты», «целевые ориентиры». На основании эмпирических данных предлагается схема процессов смыслообразования в профессиональной деятельности педагогов зрелого возраста.

Abstract: An attempt was made to perform a comparative analysis and classification of terms reflecting various approaches to the study of the phenomena of value-semantic reality in relation to pedagogical activity: “distant orientation”, “landmarks”, “semantic coordinates”, “target landmarks”. On the basis of empirical data, a diagram of the processes of meaning formation in the professional activity of mature teachers is proposed.

Ключевые слова: профессиональное развитие, педагогическая деятельность, отдаленная ориентация, ценностно-смысловая сфера.

Keywords: professional development, pedagogical activity, remote orientation, value-semantic sphere.

Козлов В.В. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК К ЛИЧНОСТНОМУ КРИЗИСУ ПРИ ПАНДЕМИИ

Аннотация. В статье описываются эмоциональные кластеры, связанные с пандемией, которые отражаются на психологическом состоянии населения, на его самочувствии, настроении, активности, стиле жизни, мотивационно-потребностной структуре, на психологическом состоянии страны в целом. Панические настроения и кризисные состояния людей оказывают негативное влияние на ситуацию намного в большей степени, нежели реальные угрозы, вызванные распространением вируса COVID-19 и создают предпосылки личностных и социально-психологических кризисов.

Ключевые слова. Пандемия, личность, кризис, эмоции, реакции, интеграция, дезинтеграция.

Аnnotation. The article describes the emotional clusters associated with the pandemic, which affect the psychological state of the population, its health, mood, activity, lifestyle, motivational-need structure, and the psychological state of the country as a whole. Panic and crisis conditions of people have a negative impact on the situation to a much greater extent than the real threats caused by the spread of the COVID-19 virus and create the prerequisites for personal and socio-psychological crises.

Keywords. Pandemic, personality, crisis, emotions, reactions, integration, disintegration.

Кудашев А. Р., Пискарева С.Е. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ И МЕНЕДЖЕРОВ

Аннотация. Статья посвящена исследованию сравнительной характеристики карьерных ориентаций государственных служащих и менеджеров. Рассмотрены доминирующие ориентации в выборе карьеры, характерные для разных профессиональных групп руководителей.

Ключевые слова: менеджер, карьерные якоря, государственный служащий.

Annоtation. The article is devoted to the study of the comparative characteristics of career orientations of civil servants and managers. The dominant orientations in the choice of careers are characteristic of different professional groups of managers.

Keywords: manager, career anchors, state employee.

Лавриенко И.Я., Веч Н.Г. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПРИЯТИЯ ДЕНЕГ, КАК МАТЕРИАЛЬНОЙ И ДУХОВНОЙ ЦЕННОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Краткая аннотация: В данной статье освещены основные аспекты личностного восприятия денег. Введен термин «экологическая заработная плата». Предложен алгоритм качественных вложений личности в благосостояние и духовный рост. Определена схема личного оборота денег.

Ключевые слова: Психология денег. Личность. Заработная плата. Источники финансирования. Экономика. Хрематистика. Экологическая заработная плата. Схема личного оборота денег.

A brief abstract: this article contains general observations of finance. Also it includes term as environmental wage.

As well it includes algorithms of quality of life and it high expectancy, and not the least its personal cashflow of anyone who is interested.

Keywords: Phycological behavioral finance. Personality. Wage rate. Financing sources Economy. Khrematogy. Environmenta wages. Personal cashflow schemes.

Мазилов В.А. ПСИХОЛОГИ И ВРЕМЯ

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 18-18-00157

Ключевые слова: психология, история психологии, развитие психологии, время, финализм, хронотоп, кризис психологии, предмет психологии, объединительная платформа, внутренний мир человека

Аннотация. Статья посвящена нетрадиционному для методологии вопросу: какими темпами должна развиваться научная психология, в какие сроки должны решаться те или иные проблемы. Сопоставляются две темпоральные ориентации: 1) эволюционная, согласно которой психологическая наука далека от финальности, необходимо при составлении программ и планов ее развития руководствоваться дальними перспективами; 2) революционная, согласно которой, проблемы должны решаться актуально и в короткие сроки. Констатируется, что подавляющее большинство психологов ориентировано на вторую, тогда как сторонников второй единицы. Положение в современной психологии можно охарактеризовать как трудное. Указываются возможные выходы из сложившейся ситуации. Это длительная и кропотливая работа, требующая времени, поэтому она не почти не находит поддержки в научном сообществе. Так же ориентирована и научная молодежь, поэтому будущее психологии вызывает сильную тревогу.

Keywords: psychology, history of psychology, development of psychology, time, finalism, chronotope, crisis of psychology, subject of psychology, unifying platform, inner world of man

Annotation. The article is devoted to a non-traditional issue for the methodology: what pace the scientific psychology should develop, which time should be solved by certain problems. Two temporal orientations are compared: 1) evolutionary, according to which psychological science is far from the finality, it is necessary in the preparation of programs and plans for its development to be guided by long-distance prospects; 2) the revolutionary, according to which the problems should be solved and in a short time. It is stated that the overwhelming majority of psychologists are focused on the second, while supporters of the second unit. The situation in modern psychology can be described as difficult. Possible outputs are indicated from the current situation. This is a long and painstaking work, requiring time, so it does not hardly find support in the scientific community. Scientific youth is also focused, therefore the future of psychology causes severe alarm.

Саденова Г.М. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ

Аннотация. В статье проводится анализ личностного кризиса и его роли в саморазвитии личности. Выделяются и обосновываются векторы позитивной интеграции и негативной дезинтеграции в разрешении личностного кризиса.

Ключевые слова. Личность, кризис, система, развитие, интеграция, дезинтеграция

Аnnotation. The article analyzes the personality crisis and its role in the self-development of the individual. The vectors of positive integration and negative disintegration in resolving a personal crisis are highlighted and substantiated.

Keywords. Personality, crisis, system, development, integration, disintegration

Павлова Ю.Б. СМЫСЛ И ПОСЛЕДСТВИЯ ТРУДОГОЛИЗМА

Аннотация. В статье рассматривается явление трудоголизма. Трудоголики испытывают больше проблем со здоровьем, конфликтов между работой и личной жизнью и меньшую удовлетворенность жизнью. Последствия трудоголизма могут по-разному переживаться или оцениваться отдельными людьми, организациями и обществом в целом.

Ключевые слова: трудоголизм, конфликт между работой и личной жизнью, психологическое благополучие, аддикция, выгорание.

Summary. The article examines the phenomenon of workaholism. Workaholics experience more health problems, conflict between work and personal life, and less satisfaction with life. he consequences of workaholism can be experienced or evaluated differently by individuals, organizations, and society.

Keywords: workaholism, work–family conflict, psychological well-being, addiction, burnout.

Сандалова А.В. ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННОГО ПРОСТРАНСТВА ФРИЛАНСЕРА

Аннотация. В статье рассмотрены социально-политические и  экономические  предпосылки формирования фриланса как современного класса сотрудников со свободной занятостью. В статье показаны особенности  организации  внутреннего и внешнего жизненного пространства фрилансеров, перспективы личностного развития и самоактуализации.

Ключевые слова: фриланс, фрилансер, свободная занятость, прекариат, метамодерн, человек метамодерна, счастье, ответственность, Homo Beatus (человек счастливый).

Summary. The article examines the socio-political and economic prerequisites for the formation of freelancing as a modern class of employees with free employment. The article shows the features of the organization of the internal and external living space of freelancers, the prospects for personal development and self-actualization.

Keywords: freelance, freelancer, free employment, precariat, metamodern, metamodern man, happiness, responsibility, Homo Beatus (happy man).

Синельникова Е.С., Лысакова Д.М. ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ЗАВИСТИ У СТУДЕНТОВ И РАБОТАЮЩИХ ВЗРОСЛЫХ

Аннотация: В статье описываются результаты сравнительного эмпирического исследования переживания зависти у студентов (17-20 лет) и работающих взрослых (21-38 лет). Методы исследования: методика С.Т.Бесковой, методика Ш. Шварца, авторская анкета. По сравнению с работающими взрослыми студенты в большей степени переживают зависть. Достижения других – универсальная причина переживания зависти. Материальному достатку больше завидуют работающие, а интеллекту – исключительно студенты.

Ключевые слова: завистливость, зависть, переживание, чувство, эмоция

Abstract: The article describes the results of empirical study of the experience of envy by students (17-20 years old) and working adults (21-38 years old). Research Methods: Envy Research survey by S.T.Beskova, Cultural Values by S.H.Schwarz, the author's questionnaire. Compared to working adults, students are more likely to experience envy.

Keywords: envy, jealousy, experience, feeling, emotion

ЭКСПЕРИМЕНТ И ТЕХНОЛОГИЯ

Березина А.С., Трифонова С.А. Представления молодежи о патриотизме и правый авторитаризм

Аннотация. В статье представлены результаты исследования взаимосвязи представлений о патриотизме у современной молодежи и правым авторитаризмом. Представлены содержательные аспекты субъективных представлений о патриотизме, особенности проявления правого авторитаризма, взаимосвязи между чертами авторитарной личности и аспектами патриотизма среди юношей и девушек.

Ключевые слова: патриотизм, правый авторитаризм.

Аnnotation. The article presents the results of a study of the relationship between the ideas of patriotism among modern youth and right-wing authoritarianism. The substantive aspects of subjective ideas about patriotism, the peculiarities of manifestation of right-wing authoritarianism, the relationship between the traits of an authoritarian personality and aspects of patriotism among boys and girls are presented.

Key words: patriotism, right-wing authoritarianism.

Бикетова Л.А. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ АДДИКЦИИ В НАРКОЛОГИЧЕСКИХ КЛИНИКАХ: НОВЫЙ ОПЫТ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ЛЮДЕЙ С ЗАВИСИМОСТЬЮ ОТ АЗАРТНЫХ ИГР В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

В статье в даны основные характеристики психокоррекционной программы для людей с зависимостью от азартных игр, реализованной в наркологической клинике Казахстана. Описаны мишени по работе с пациентами. Дана характеристика этапов коррекции. Приведено упоминание личной разработки автора в виде дневника-пособия для клиента.

Ключевые слова: игровая зависимость, коррекция, дневник, программа

The article presents the main characteristics of a psychocorrectional program for people with gambling addiction, implemented in a narcological clinic in Kazakhstan. Targets for working with patients are described. The characteristics of the stages of correction are given. The author's personal material in the form of a diary-guide for a client is mentioned.

Key words: gambling, addiction, correction, diary, program

Буянова Е.А. ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВИЧНЫХ ЧУВСТВ РЕБЕНКА В ПРЕНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Аннотация. В статье рассматривается важность сознательного материнского поведения во время беременности, для благополучного формирования физического и психического здоровья ребенка.

Ключевые слова: пренатальный период, беременность, плод, резонанс, базовые перинатальные матрицы.

Annotation. This article talks about the importance of conscious, maternal behavior during pregnancy, for the successful formation and intrauterine development of the child's physical and mental health.

Key words: pregnancy, parenting, base perinatal matrixes.

Гавронова Ю.Д. ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА НА МОБИЛЬНОСТЬ И МИГРАЦИЮ

Аннотация: В статье рассматривается влияние пандемии COVID-19 на мобильность и миграцию мирового населения. Проанализированы три этапа трансграничной мобильности в 2020 году, политические меры, принимаемые в 2021 году в связи с COVID-19 и проблемы в связи с последними политическими изменениями из-за пандемии.

Ключевые слова: COVID-19, пандемия, трансграничная мобильность, туризм, миграция, закрытие границ, беженцы.

Abstract: The article deals with the impact of the COVID-19 pandemic on the mobility and migration of the world population. The article analyzes three phases of cross-border mobility in 2020, the policy action in 2021 in response to COVID-19 and the challenges in relation to the latest political changes due to the pandemic.

Keywords: COVID-19, pandemic, cross-border mobility, tourism, migration, border closures, refugees.

Галимова Р.Ф. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ

Аннотация: в данной статье указаны актуальные проблемы профессионального самоопределения молодежи, рассмотрены факторы, влияющие на выбор будущей профессии. Проанализированы в какой ситуации находится юношество, какие возникают проблемы, почему и чем они осложняются на текущем этапе.

Ключевые слова:. профессиональное самоопределение, профессиональное развитие, проблемы самоопределения, личность, выбор профессии, юношеский возраст.

Annotation: the actual problems of professional self-determination of young people are indicated in this article, also we considered factors influencing the choice of a future profession. Analyzed in what situation the youth is, what problems arise, why and how they are complicated at the current stage.

Key words: professional self-determination, professional development, problems of self-determination, personality, choice of profession, youth age.

Гальмак М. В. СУВЕРЕННОСТЬ ТЕРРИТОРИИ В РАЗНОТИПНЫХ ПО КОЛИЧЕСТВУ ДЕТЕЙ СЕМЬЯХ

Аннотация. В настоящей статье представлены результаты эмпирического исследования психологического пространства личности в семьях c разным количеством детей: особое внимание уделено описанию специфики суверенности территории у выходцев из однодетных, двухдетных и многодетных семей. В заключении аргументируется актуальность проведённого исследования, подчёркиваются его теоретическая и практическая значимость, обосновывается важность дальнейшего детального изучения дома как места возможного обретения человеком приватности.

Ключевые слова: дом, жилое пространство, территория, психологическое пространство личности, границы, суверенность, депривированность, однодетные, многодетные и двухдетные семьи.

Annotation. This article presents the results of an empirical study of the psychological space of the personality in families with different numbers of children: special attention is paid to the description of the specifics of the sovereignty of a territory for people from single-child, two-child and large families. In conclusion, the relevance of our empirical study is argued, the theoretical and practical significance of this study is emphasized, the importance of further detailed study of the house as a place of possible acquisition of privacy by a person is justified.

Key words: home, living space, territory, psychological space of the personality, boundaries, sovereignty, deprivation, single-child, two-child and large families.

Глазова О.В., Камакина О.Ю. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В ОБЛАСТИ ПОЗНАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования личностных результатов у школьников с ограниченными возможностями здоровья. Представлен анализ результатов исследования личностных результатов в области познания детей с ОВЗ дистанционной школы обучения. Описаны специфические особенности проявления личностных результатов на разных ступенях школьного обучения.

Ключевые слова: школьник, дети с ограниченными возможностями здоровья, личностные результаты.

Annotation. The article deals with the problem of the formation of personal results in schoolchildren with disabilities. The article presents an analysis of the results of the study of personal results in the field of cognition of children with disabilities in distance learning schools. The specific features of the manifestation of personal results at different levels of school education are described.

Keywords: student, children with disabilities, personal results.

Давлетова А.А., Куандыкова Б.Ж. ДИАГНОСТИКА И ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНЫХ НАКЛОННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ В КАЗАХСТАНЕ

Изучение проблемы негативных изменений психики детей, попавших в различные трудные жизненные ситуации и ее взаимосвязи с родительскими отношениями в семье необходимо для понимания механизмов эмоционально-личностного развития, профилактики и коррекции суицидальных наклонностей современного подростка.

Ключевые слова: подросток, родительско-детские отношения, суицид, автоматизированная программа «Ресурс».

The study of the problem of negative changes in the psyche of children caught in various difficult life situations and its relationship with parental relations in the family is necessary for understanding the mechanisms of emotional and personal development, prevention and correction of the suicidal tendencies of the modern teenager.

Keywords: teenager, parent-child relations, suicide, automated program "Resource".

Зайцева И. Б. ИССЛЕДОВАНИЕ ЗНАЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО - ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ В ФОРМИРОВАНИИ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП

Аннотация: В статье освещается значение исследования факторов социально-демографического характера, влияющих на формирование структуры личности, ее мировоззрения, норм поведения, нравственных ценностей и идеалов.

Подчеркивается особая важность позиций субъекта в референтной группе, определяемых его социальной ролью и статусом, первой и основной из которых на продолжительном жизненном этапе является родительская семья индивида.

Ключевые слова: Личность. Референтная группа. Социально-демографические факторы. Жизненный путь.

Abstract: In the article we cover the meaning of studying socio-demographic factors that affect the formation of individual’s personality structure, ideology, code of conduct and moral values.

We emphasize the particular importance of the individual’s position in the reference group, defined by one’s social role and status, where the first and the main role during a long life stage is the individual’s parental family.

Keywords: Personality. Reference Group. Socio-demographic factors. Life path.

Зинова У.А. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА И ФОРМИРОВАНИЕ ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ В ХОККЕЙНОЙ КОМАНДЕ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА

Ключевые слова: психология спорта, командообразование, социально-психологические аспекты работы психолога, интегративная психология.

Аннотация: В статье представлены социально-психологические аспекты работы психолога со спортивной командой. Описана работа психолога по созданию, сплочению спортивной команды. Приводятся рекомендации по организации деятельности спортивного психолога.

Keyword: sports psychology, teambuilding, socio-psychological aspects of psychologist's work, integrative psychology.

Annotation: The article presents socio4psychological aspects of a psychologist's work with a sports team. The team4building goals and activities are described. Recommendations on organizational issues of sport psychologist's professional activity are provided.

Зобков А.В. ПИЛОТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОКРАСТИНАЦИИ РОДИТЕЛЕЙ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ДЕТЬМИ

Аннотация. Обозначается необходимость изучения феномена родительской прокрастинации. Приводится описание пилотной анкеты, направленной на изучение родительской прокрастинации, общие результаты ее апробации (n=58), взаимосвязь результатов со шкалой общей прокрастинации К. Лэй. Установлено, что феномен родительской прокрастинации находит свое отражение в ответах респондентов; обнаружена ее взаимосвязь со шкалой общей прокрастинации по показателям откладывания, переноса действий.

Ключевые слова: родительская прокрастинация, общая прокрастинация, анкета, пилотное исследование.

Abstract. The necessity of studying the phenomenon of parental procrastination is indicated. The article describes a pilot questionnaire aimed at studying parental procrastination, the general results of its testing (n=58), and the relationship of the results with the C. Lay scale of general procrastination. It is established that the phenomenon of parental procrastination is reflected in the responses of respondents; its relationship with the scale of general procrastination in terms of postponement, transfer of actions is found.

Keywords: parental procrastination, general procrastination, questionnaire, pilot study.

М.П. Кабакова, А.Р. Нутфуллина, Д.Д. Шевелева ПРОБЛЕМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО И ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ КАЗАХСТАНСКИХ ВУЗОВ)

Аннотация. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме эмоционального выгорания. В ней описываются основные стадии и ключевые симптомы данного синдрома. Раскрывается подверженность эмоциональному выгоранию субъектов профессиональной и учебной деятельности. А также представлены результаты исследования влияния дистанционного обучения на физическое и психоэмоциональное состояние субъектов образовательного процесса.

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, дистанционное образование, онлайн-обучение, субъекты образовательного процесса.

Abstract. The article is devoted to the current problem of emotional burnout. It describes the main stages and key symptoms of this syndrome. The exposure to emotional burnout of subjects of professional and educational activities is revealed. The results of the study of the influence of distance learning on the physical and psychoemotional state of the subjects of the educational process are also shown.

Keywords: emotional burnout, distance education, online learning, subjects of the educational process.

Кашапов М.М. О МЕТОДИКЕ ДИАГНОСТИКИ РЕСУРСНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ (ДЛЯ ПРОФЕССИЙ СОЦИОНОМИЧЕСКОГО ТИПА)

Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (Проект № 19-013-00102а)

Аннотация. В статье показано, что способность к самореализации проявляется в стремлении к самоизменению, позитивном преобразовании своей личности и деятельности. Реализация собственных возможностей представляет собой творческий ресурс, необходимый для конструктивного изменения отношения к проблеме. Описана методика диагностики ресурсности профессионального мышления (для профессий социономического типа).

Ключевые слова: надситуативный подход, мобилизационный ресурс, профессиональная деятельность, творчество, ресурсность, профессиональное мышление.

Summary. The article shows that the ability to self-realization is manifested in the desire for self-implantation, a positive transformation of one's personality and activity. The realization of one's own capabilities is a creative resource which is necessary for a constructive change in the attitude to the problem.The method of diagnostics of professional thinking resource (for professions of socionomic type) is described.

Keywords: supranational approach, mobilization resource, professional activity, creativity, resourcecapacity, professional thinking.

Ледовская Т.В. Связь совладающего поведения с регуляторными особенностями личности в период обучения в педагогическом вузе

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-29-07156

Аннотация: В статье указывается, что профессиональное функционирование педагогов является эмоционально-напряженным видом трудовой деятельности, что требует наличия ресурсов для совладания со стрессом, навыков саморегуляции. Эмпирически доказана динамика использования стратегий совладающего поведения студентами в период обучения в педагогическом вузе; показано увеличение роли и положительного влияния регуляторных свойств личности в становлении копинг-поведения.

Ключевые слова: совладающее поведение, человеческий капитал, междисциплинарность, способности, студенты, регуляция.

Abstract: The article points out that the professional functioning of teachers is an emotionally stressful type of work, which requires the availability of resources for coping with stress, self-regulation skills. The dynamics of the use of coping behavior strategies by students during their studies at a pedagogical university is empirically proved; an increase in the role and positive influence of the regulatory properties of the individual in the formation of coping behavior is shown.

Keywords: coping behavior, human capital, interdisciplinarity, abilities, students, regulation.

Лычагина С.В. АНАЛИЗ ВЕДЕНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ КУРСАНТАМИ ВОЕННОГО ВУЗА

Аннотация: дана характеристика отношения курсантов к своему здоровью, представлены сводные результаты, обобщающие ответы курсантов по вопросам оценки состояния своего здоровья, а также их оценки возможностей организации ЗОЖ в собственных жизненных условиях в военном институте.

Ключевые слова: курсанты, здоровый образ жизни, самооценка здоровьесберегающих действий, коронавирус, профилактика.

Abstract: the characteristic of the attitude of cadets to their health is given, the summary results are presented, summarizing the answers of cadets on the assessment of their health status, as well as their assessment of the possibilities of organizing a healthy lifestyle in their own living conditions in a military institute.

Keywords: cadets, healthy lifestyle, self-assessment of health-saving actions, coronavirus, prevention.

Лычагина С. В., Полевов Е.А. О НЕКОТОРЫХ ПОДХОДАХ К ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ

Аннотация: в статье рассматривается проблема формирования коммуникативной культуры будущих офицеров войск национальной гвардии. Отмечается, что коммуникативная культура и ее составная часть военно-речевая культура должны формироваться в соответствии с принципиальными положениями общепсихологической теории деятельности, т.е. в процессе решения профессионально значимых, в том числе учебных задач.

Ключевые слова: деятельность, коммуникативная культура, военно-речевая деятельность, коммуникативные навыки.

Мадалиева С.Х., Исмаилов Ш.Т. ОЦЕНКА УСПЕШНОСТИ АДАПТАЦИИ К ДИСТАНЦИОННОМУ ФОРМАТУ ОБУЧЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ ШЕСТЫХ И СЕДЬМЫХ КЛАССОВ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ

Аннотация: в данной научной статье отображены результаты оценки успешности адаптации к дистанционному формату обучения у учащихся шестых и седьмых классов, с их последующей сравнительной характеристикой между собой.

Annotation: This research work assesses the success of adaptation to the distance-learning format among students of the sixth and seventh grades, with their subsequent comparative characteristics among themselves.

Ключевые слова: обучающиеся, школьная адаптация, дистанционное обучение, дезадаптация, методика «Дерево».

Keywords: learners, school adaptation, distance learning, maladjustment, «Tree» technique.

Мадалиева С.Х., Темирбекова Г.Р., Исмаилов Ш.Т., ЛымареваА.О. ВЫЯВЛЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ, С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДИКИ «САМОСОВЛАДАНИЕ ПО АСИМОВУ»

Аннотация: в данной статье рассматриваются вопросы диагностики и профилактики эмоционального выгорания педагогов, возникшей как реакция на условия пандемии и перехода на дистанционное обучение детей. В работе использовалась экспресс-методика по уровню эмоционального выгорания. Разработана и проведена тренинговая программа, с применением методики «Самосовладание по Асимову», направленная на обучение и коррекцию психического состояния педагога.

Annotation: This article discusses the issues of diagnostics and prevention of emotional burnout of teachers, which arose as a reaction to the conditions of the pandemic and the transition to distance learning of children. The work used an express methodology for the level of emotional burnout. A training program was developed and carried out, using the methodology "Self-mastery according to Asimov", aimed at teaching and correcting the mental state of the teacher.

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, педагог, эмоциональное состояние, тренинг, программа тренингов, методика «Самосовладание», деформация, профессиональное выгорание.

Keywords: emotional burnout, teacher, emotional state, training, training program, “Self-mastery” technique, deformation, professional burnout.

Мадалиева С.Х., Исмаилов Ш.Т., Лымарева А.О. ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ МОТИВАЦИИ К ДИСТАНЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ У ШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ

Аннотация: в данной исследовательской работе проводится выявление уровня мотивации школьников, а именно обучающихся 6,7-х классов, к дистанционному обучению в период пандемии коронавирусной инфекции. А также проводиться сравнительная характеристика с результатами такого же обследования, но пятиклассников, у которых переход из младшего звена школы в среднее выпал на период дистанционного обучения.

Annotation: This research work assesses the level of motivation of schoolchildren, namely students in 6-7 grades, to distance learning during the coronavirus pandemic. And also a comparative characteristic with the results of the same survey, but for fifth-graders, in whom the transition from the elementary level of school to the secondary one fell during the period of distance learning, is also carried out.

Ключевые слова: мотивация, мотивация обучения, дистанционное обучение.

Keywords: motivation, learning motivation, distance education.

Малеева С.Ю., Ватаманюк А.С. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТАВА СЕМЬИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЧЛЕНАМ СЕМЬИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация: Исследованы состав семьи и эмоциональное отношение к членам семьи младших школьников, воспитывающихся в полных семьях и разведёнными родителями (восприятие распада семьи глазами ребёнка). Апробирован диагностический комплекс «Семейные отношения» для исследования состава семьи и эмоционального отношения к членам семьи детей 6-9 лет.

Ключевые слова: диагностический комплекс, состав семьи, эмоциональное отношение к членам семьи.

Abstract: The composition of the family and the emotional attitude to family members of primary school children raised in full families and by divorced parents (the perception of family breakdown through the eyes of a child) are studied. It was tested a diagnostic complex "Family Relations" was tested to study the composition of the family and the emotional attitude towards family members of children of 6-9 years old.

Key words: diagnostic complex, family composition, emotional attitude towards family members.

Матвеева А.А. РОЛЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ПАЦИЕНТОВ С ПАРАНОИДНОЙ ШИЗОФРЕНИЕЙ

Аннотация: в данной статье рассматриваются результаты исследования, которые позволяют выявить особенности эмоционального интеллекта у пациентов с параноидной шизофренией. Полученные в работе данные о нарушенных и сохранных звеньях эмоционального интеллекта могут использоваться для оптимального выбора психокоррекционных и реабилитационных технологий, а также для более точного прогнозирования ожидаемой эффективности психотерапевтических интервенций и перспектив социальной адаптации пациентов в зависимости от их индивидуально- личностных особенностей.

Ключевые слова: параноидная шизофрения; эмоциональный интеллект; пациенты; адаптация.

Resume: This article examines the results of a study that allow us to identify the features of emotional intelligence in patients with paranoid schizophrenia. The data obtained in this work on the impaired and intact links of emotional intelligence can be used for the optimal choice of psycho-correctional and rehabilitation technologies, as well as for more accurate prediction of the expected effectiveness of psychotherapeutic interventions and the prospects for social adaptation of patients, depending on their individual personality characteristics.

Keywords: paranoid schizophrenia; emotional Intelligence; patients; adaptation.

Мухамедова Д.Г. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕНЕДЖЕРА ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УЗБЕКИСТАНЕ

Аннотация: статья посвящена разработке и изучению социально-психологическая модель управленческого взаимодействия менеджера образования в системе образования. Социально-психологическая модель - это прообраз управленческого взаимодействия менеджера образования, на основе, которой делается прогноз о возможности его профессионального роста в деловом общении; социально-психологическая модель - явление целостное и одновременно динамичное, поэтому она является открытой к изменениям и реформам, которые встают перед деловым взаимодействием в системе образования.

Ключевые слова: менеджер образования, модель, общение, оптимизация деятельности.

Annotation: the article is devoted to the development and study of a socio-psychological model of managerial interaction of an education manager in the education system. The socio-psychological model is a prototype of the managerial interaction of an education manager, on the basis of which a forecast is made about the possibility of his professional growth in business communication; the socio-psychological model is a holistic and at the same time dynamic phenomenon, therefore it is open to changes and reforms that face business interaction in the education system.

Key words: manager of education, model, communication, optimization of activity.

Наркевич А.В. ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ЗАНЯТИЙ МЕДИТАТИВНЫМИ ПРАКТИКАМИ НА СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Аннотация. В статье рассмотрены особенности влияния занятий медитативными практиками на смысложизненные ориентации личности.

Ключевые слова: медитативные практики, смысложизненные ориентации.

Annotation. The article deals with the peculiarities of the influence of meditative practices on the meaning-life orientations of the individual.

Keywords: meditative practices, life-meaning orientations.

Нурходжаев С. Н. ОПТИМИЗАЦИЯ ПСИХОДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПАЦИЕНТОВ С ТЕРАПЕВТИЧЕСКИ РЕЗИСТЕНТНЫМИ ДЕПРЕССИЯМИ

Аннотация: в данной статье рассматриваются результаты исследования, личностных особенностей пациентов с терапевтически резистентными депрессиями. Пациенты с коморбидностью депрессивных и личностных расстройств имеют более высокий удельный вес депрессивно-дисфорического синдрома в структуре текущего депрессивного эпизода и большую степень тяжести текущего депрессивного эпизода.

Ключевые слова: депрессии, аффективные нарушения, расстройства личности

Summary: The article presents the results of the study of the personal structure of patients with therapeutically resistant depression showed that the observed pathological phenomena are violations in the structures of temperament and personality. Patients with personality disorders with therapeutically resistant depressions have a high proportion of depressive-dysphory syndrome, the severity and duration of the current depressive episode.

Keywords: depression, affective disorders, personality disorders

Ободкова Е.А. ФЕНОМЕН КОРПОРАТИВНОГО ВОЛОНТЕРСТВА В ИМИДЖЕВОЙ ПОЛИТИКЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. Что такое корпоративное волонтерство? Чем корпоративное волонтерство  привлекательно для компаний (руководителей и сотрудников) для государства и общества, каково его место в системе корпоративной социальной ответственности, кто такой корпоративный волонтер и каковы его мотивы к занятию социально-значимой деятельностью. 

Аnnotation. What is corporate volunteering? Why is corporate volunteering attractive for companies, state and society? Who is corporate volunteer? What is his motivation for social activities?

Ключевые слова. Имидж, имиджевая политика организации, корпоративное волонтерство, корпоративная социальная ответственность, корпоративный волонтер. 

Key words. Image, image policy of the organization, corporate volunteering, corporate social responsibility, corporate volunteer.

Паклянова В.А., Поварёнков Ю.П. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ НА РАЗНЫХ СТАДИЯХ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ № проекта 19-013-00782

В статье рассматриваются понятия общей и профессиональной самореализации личности. Раскрывается содержание и структура данного феномена. Анализируются основные теоретические и эмпирические концепции и подходы к изучению самореализации, индивидуальные особенности личности, их роль и влияние на процесс самореализации. В статье исследуются особенности проявления самореализации курсантов на разных стадиях обучения в высшем военном училище. Раскрываются качественные и количественные показатели проявления общей и профессиональной самореализации курсантов 1 и 5 курса.

Ключевые слова: самореализация, самоактуализация, профессиональная самореализация, индивидуальные особенности, качества личности.

The article deals with the concept of general and professional self-realization of the individual. The content and structure of this phenomenon is revealed. The main theoretical and empirical concepts and approaches to the study of self-realization, individual personality traits, their role and influence on the process of self-realization are analyzed. The article examines the features of the manifestation of self-realization of cadets at different stages of training in the school. The qualitative and quantitative indicators of manifestation of general and professional self-realization of 1st and 5th year cadets are revealed.

Key words: self-realization, self-actualization, professional self-realization, individual characteristics, personality traits.

Позняков В.П. СТРАТЕГИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19

Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ, грант № 19-013-00230

Аннотация. Представлены результаты теоретико-эмпирического исследования стратегий экономического самоопределения российских предпринимателей в условиях экономического кризиса, связанного с неблагоприятными для бизнеса последствиями вирусной пандемии. В результате исследования выявлены группы предпринимателей, различающихся оценками экономических условий, собственной деловой активности и прогнозом её изменения в ближайшем будущем, которые можно квалифицировать эмпирические как типы экономического самоопределения. Выявлены социально-психологические различия представителей указанных типов, в частности, в их отношении к риску, конкуренции и неудачам в предпринимательской деятельности.

Ключевые слова: экономическое самоопределение, российские предприниматели, деловая активность, психологические отношения.

Summary. The article presents the results of a theoretical and empirical study of the strategies of economic self-determination of Russian entrepreneurs in the context of the economic crisis associated with the adverse consequences of the viral pandemic for business. As a result of the study, groups of entrepreneurs are identified that differ in their assessments of economic conditions, their own business activity and the forecast of its changes in the near future, which can be qualified empirically as types of economic self-determination. The socio-psychological differences of the representatives of these types are revealed, in particular, in their attitude to risk, competition and failures in entrepreneurial activity.

Keywords: economic self-determination, Russian entrepreneurs, business activity, economic self-determination, Russian entrepreneurs, business activity, psychological relations.

Родь В.В. МЕТОД КИНОТЕРАПИИ КАК ПРАКТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ В РАБОТЕ ПСИХОЛОГА И ПСИХОТЕРАПЕВТА

Аннотация. Рассмотрены теоретические основания кинотерапии как вида арт-терапии. Обсуждается развитие метода кинотерапии – для использования в повседневной практике психолога/психотерапевта в работе с разными слоями населения. Выделены базовые приемы личностной трансформации, применяемые в кинотерапии. Дан план проведения сеанса кинотерапии. Определены основные темы для группового и индивидуального обсуждения после просмотра художественного фильма. Приведены результаты исследований, доказавшие высокую эффективность метода кинотерапии при подготовке к родительству женщин.

Annotation. The theoretical foundations of film therapy as a type of art therapy are considered. The article discusses the development of the method of film therapy-for use in the daily practice of a psychologist/psychotherapist in working with different segments of the population. The basic techniques of personal transformation used in film therapy are highlighted. The plan of the film therapy session is given. The main topics for group and individual discussion after watching a feature film are identified. The article presents the results of studies that have proven the high effectiveness of the method of film therapy in preparing women for parenthood.

Keywords: art therapy; film therapy; practical method; personality attitudes; psychological mechanism of influence; value-semantic sphere; depression

Сангилбаева А.О., Кулымбаева А.К. К ВОПРОСУ ВЛИЯНИЯ СЕТИ Интернет НА социализацию молодежи

Аннотация: Чрезмерное присутствие в сети Интернет способствует его влиянию на процессы социализации молодежи. Прежние институты социализации отчасти разрушены или утрачивают свое значение, в то время как новые институты исследованы фрагментарно и еще системно не осмыслены. Предпринята попытка понять механизмы влияния сети Интернет на социализацию молодежи. Уточнены психологические и социально-педагогические механизмы социализации и рассмотрены в контексте виртуальной социализации молодежи. Проанализирован ряд подходов, выделяющих этапы интернет социализации.

Ключевые слова: интернет-социализация, социальные сети; факторы интернет-социализации, аддикция.

Annotation: Excessive presence on the Internet contributes to its influence on the processes of socialization of young people. The former institutions of socialization are partly destroyed or lose their significance, while the new institutions have been studied fragmentarily and have not yet been systematically comprehended. An attempt has been made to understand the mechanisms of the influence of the Internet on the socialization of young people. The psychological and socio-pedagogical mechanisms of socialization are clarified and considered in the context of the virtual socialization of young people. A number of approaches are analyzed, highlighting the stages of Internet socialization.

Key words: internet socialization, social networks; factors of internet socialization, addiction.

Сафонова А. А. ВЛИЯНИЕ ВНУТРЕННЕГО РЕБЕНКА И РОДИТЕЛЯ (Э.БЕРН) НА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РЕАЛЬНЫМ РЕБЕНКОМ

Аннотация: Автор полагает, что психотерапевтическая работа с ребенком должна проходить при активном участии его родителя в процессе помогающей практики,  поскольку  психоэмоциональное состояние ребенка зависит от психоэмоционального состояния его родителя. В статье  рассмотрена работа с внутренним Ребенком взрослого человека и его  собственным ребенком - одними методами.  Автор полагает, что работа с Внутренним Ребенком взрослого одновременно с психотерапией реального ребенка помогает проработать тревожность и страхи обоих участников процесса, что приведет к улучшению  их состояния и детско-родительских отношений.

Ключевые слова: Внутренний Ребенок, трансактный анализ, детско-родительские отношения, тревога, тревожность, страх.

Summary: The author believes that psychotherapeutic work with a child should take place with the active participation of his parent in the process of helping practice. This is because the psychoemotional state of the child depends on the psychoemotional state of his parent. The article deals with the work with the Inner Child, belonging to an adult, and his own child - using the same methods. The author believes that working with the Inner Child of an adult simultaneously with psychotherapy of a real child helps to work through the anxiety and fears of both participants in the process. This will lead to an improvement in their condition and parent-child relationship.

Keywords: Inner Child, transactional analysis, parent-child relationship, anxiety, fear.

Сокольская М.В., Мусатова О.А. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ СТУДЕНТА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛА

Аннотация Профессиональное самосознание авторы рассматривают как интегративную личностную характеристику, которая формируется на основе самооценки, уровня притязаний, мотивации и профессионального выбора. Исследование проводилось на базе Российского университета транспорта. Результаты пилотного исследования подтвердили гипотезу о том, что самооценка и уровень притязаний являются факторами формирования профессионального самосознания, а их динамика показателем формирования личности профессионала.

Ключевые слова: самосознание, самооценка, уровень притязаний, Я-концепция, профессиональное самосознание, студенты, учебно-профессиональная деятельность.

Abstract The authors consider professional self-awareness as an integrative personality characteristic, which is formed on the basis of self-esteem, level of claims, motivation and professional choice. The study was conducted on the basis of the Russian University of Transport. The results of the pilot study confirmed the hypothesis that self-esteem and the level of claims are factors in the formation of professional self-awareness, and their dynamics are an indicator of the formation of the personality of a professional

Keywords: self-awareness, self-esteem, level of claims, I-concept, professional self-awareness, students, academic and professional activities.

Спирин А.В., Перевозкина Ю.М., Федоришин М.И. СТРУКТУРНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА

Данная статья раскрывает перспективы исследования специфики структуры личностных особенностей в зависимости от типа темперамента у курсантов военного института. Показано, что основными военно-профессиональными качествами личности военнослужащих является дисциплинированность, разумное проявление инициативности, а также высокий уровень саморегуляции. Представлены данные эмпирического исследования взаимодетерминации личностных особенностей и темперамента курсантов (N=92), позволяющие авторам сделать вывод о том, что выраженность сангвинического темперамента, связанного с преобладанием интегрирующей функции, преобразующей личностные особенности в единый структурирующий комплекс, интерпретируется как показатель высокой саморегуляции.

Ключевые слова. темперамент, курсанты, личность

This article reveals the prospects for studying the specifics of the structure of personal characteristics, depending on the type of temperament among cadets of a military institute. It is shown that the main military-professional qualities of the personality of military personnel are discipline, a reasonable display of initiative, as well as a high level of self-regulation. The data of an empirical study of the inter-determination of personal characteristics and temperament of cadets (N=92) are presented, allowing the authors to conclude that the severity of the sanguine temperament associated with the predominance of the integrating function that transforms personal characteristics into a single structuring complex is interpreted as an indicator of high self-regulation.

Keywords. temperament, cadets, personality

Субботина Л.Ю. ВЗАИМОСВЯЗЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА И СТРЕССУСТОЙЧИВОСТИ МЕНЕДЖЕРОВ

Аннотация: Проблема воздействия на человека критических ситуаций издавна привлекала к себе внимание. За последние 30-40 лет особо возрос интерес к феномену стресса, к деятельности и адаптации в стрессовых условиях. Стрессовые ситуации возникают как дома, так и на работе. С точки зрения управления, наибольший интерес для нас представляют организационные факторы, которые вызывают стресс на рабочих местах. Знание этих факторов и особое внимание к ним поможет предотвратить многие стрессовые ситуации и повысить эффективность управленческого труда, а также достичь целей организации с минимальными психологическими и физиологическими потерями персонала.

Ключевые слова: человек, профессия, руководитель, стресс, управление, общение, фактор

Resume: The problem of the impact on a person of critical situations has long attracted attention. Over the past 30-40 years, interest in the phenomenon of stress, in activity and adaptation in stressful conditions, has especially increased. Stressful situations arise both at home and at work. From a management perspective, we are most interested in the organizational factors that cause stress in the workplace. Knowledge of these factors and special attention to them will help prevent many stressful situations and increase the efficiency of managerial work, as well as achieve the goals of the organization with minimal psychological and physiological losses of personnel.

Key words: person, profession, leader, stress, management, communication, factor

Халваши О.В. 7 ШАГОВ ЭФФЕКТИВНОЙ СТРАТЕГИИ ИНТЕГРАТИВНОЙ ГИПНОТЕРАПИИ СОМАТИЧЕСКИХ И ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Аннотация: В статье впервые представлена стратегия интегративной гипнотерапии соматических и психосоматических заболеваний, которая состоит из 7 последовательных этапов. Рассматриваются теоретические обоснования целесообразности каждого из этапов, а также описывается основной инструментарий психологической коррекции, применение которого позволяет достигать устойчивого результата терапии. Описывается роль психических и психофизиологических механизмов адаптации во время психической травмы и их проявления во временном континууме. Указываются промежуточные результаты научно-исследовательской работы направленной на подтверждение эффективности данной стратегии, результатом которой являются полное выздоровление, взросление личности и обретения зрелости как психосоматической жизнестойкости, восстановление целостности на всех уровнях – физиологическом, личностном, социальном.

Ключевые слова: соматическое и психосоматическое заболевание, психотерапия, интегративная гипнотерапия, психическая и психофизиологическая адаптация, взросление личности, зрелость, жизнестойкость

Abstract: For the first time, the article presents the strategy of integrative hypnotherapy of somatic and psychosomatic diseases, which consists of 7 consecutive stages. The theoretical substantiation of the feasibility of each of the stages is considered, and the main tools of psychological correction are described, the use of which makes it possible to achieve a stable result of therapy. The role of mental and psychophysiological adaptation mechanisms during mental trauma and their manifestation in the time continuum is described. The intermediate results of research work aimed at confirming the effectiveness of this strategy are indicated, the result of which is complete recovery, maturation of the personality and acquisition of maturity as psychosomatic vitality, restoration of integrity at all levels - physiological, personal, social.

Keywords: somatic and psychosomatic illness, psychotherapy, integrative hypnotherapy, mental and psychophysiological adaptation, personality maturation, maturity, vitality

Чернов А.Ю., Буланова И.С., Гусева Е.С. ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРУДНОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ-МИГРАНТОВ

Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ и администрации волгоградской области (грант № 19-413-340015 р_а)

Аннотация. Трудности общения студентов-мигрантов отражают специфические проблемы их адаптации к новым для них культурным и социальным обстоятельствам. В исследовании установлена детерминация трудностей общения, характерная для студентов-мигрантов («объект-субъектная» и «субъект-субъектная») а также их виды («социоцентрический» и «эгоцентрический»). Выявлено, что взаимосвязь видов трудностей общения и представлениями индивида о мире и о себе проявляется дифференцированно. Социоцентрические трудности взаимосвязаны с преимущественно с позитивной модальностью базовых представлений, а эгоцентрические – с негативной модальностью.

Ключевые слова: студенты-мигранты, трудности общения, детерминация трудностей общения, эгоцентрические трудности, социоцентрические трудности.

Annotation. The difficulties of communication of migrant students reflect the specific problems of their adaptation to new cultural and social circumstances. The study establishes the determination of communication difficulties, characteristic of migrant students ("subject-subject" and "subject-subject") as well as their types ("sociocentric" and "egocentric"). It was revealed that the relationship of types of the difficulties of communication and the characteristics of the self concept manifests itself differently for the each type. Sociocentric difficulties are interconnected mainly with the positive modality of basic representations, and egocentric - with negative modality.

Keywords: migrant students, difficulties of communication, determination of difficulties of communication, egocentric difficulties, sociocentric difficulties.

Шапиро С.В. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Обозначается проблема отсутствия непосредственного общения учащегося с педагогом при дистанционном обучении. Отмечается, что актуализируются вопросы диверсификации, дифференциации обучения, организации разноуровневого обучения. Обратная связь и интерактивность обучения рассматриваются как методическая основа решения указанной проблемы. Виртуальные аудитории становятся современным форматом интерактивного образовательного пространства.

Annotation. The problem of the lack of direct communication between a student and a teacher during distance learning is indicated. It is noted that the issues of diversification, differentiation of education, organization of multilevel education are being actualized. Feedback and interactivity of training are considered as a methodological basis for solving this problem. Virtual classrooms are becoming a modern format for interactive educational space.

Ключевые слова. Цифровизация образования, дистанционное обучение, профессионально-учебная деятельность, интерактивность.

Keywords. Digitalization of education, distance learning, vocational training activities, interactivity.

М.М. Кашапов ДРУЖЕСКИЕ ВОСПОМИНАНИЯ О КОЛЕ ЛЕОНОВЕ

 

Сведения об авторах 

  • Абдуллажанова Д.С., доктор философии по психологическим

  • наукам (PhD), преподаватель кафедры Психологии факультета Социальных наук Национального университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека, Ташкент, Узбекистан

  • Абдуллаева В.К., доктор медицинских наук, доцент, заведующая кафедрой психиатрии, наркологии и детской психиатрии, медицинской психологии и психотерапии. Ташкентский педиатрический медицинский институт, Ташкент, Узбекистан.

  • Абу-Талеб Д.В., психолог, соискатель ученой степени кандидата психологических наук, Институт психологии творчества, С-Петербург, Россия

  • Александров И.А., аспирант психологии, МГОУ, кафедра психологии, Москва, Россия

  • Андреев В.С., психолог, соискатель ученой степени кандидата психологических наук, Институт психологии творчества, С-Петербург, Россия

  • Бабарахимова С.Б., соискатель степени PhD базовой докторантуры, ассистент кафедры психиатрии, наркологии, детской психиатрии, медицинской психологии и психотерапии. Ташкентский Педиатрический Медицинский Институт, Ташкент, Республика Узбекистан

  • Березина А.С., магистр психологии, выпускница магистратуры факультета психологии ФГБОУ ВО «Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова», г. Ярославль, Россия

  • Бересток Т.Б., аспирантка кафедры социальной и этнической психологии Московского гуманитарного университета, Москва, Россия

  • Бикетова Л.А., к.пс.н., руководитель отдела образования и научного менеджмента филиала Республиканского научно-практического центра психического здоровья, Павлодар, Казахстан.

  • Богданова В.Л., психолог, аналитический коуч, г.Новороссийск, Россия

  • Буланова И.С. кандидат психологических наук, доцент департамента психологии МГПУ, Москва, Россия

  • Буянова Е.А., психолог, консультант, г. Иркутск, Россия

  • Вавакина Т.С., кандидат психологических наук, ассоциированный сотрудник лаборатории социальной и экономической психологии Института психологии РАН, Москва, Россия

  • Ватаманюк А.С. клинический психолог ГБУЗ АО «Амурская областная психиатрическая больница» («АОПБ»), диспансерное отделение, г. Благовещенск, Россия

  • Воронина Н.А., магистрант факультета социального управления Ярославского государственного педагогического университета имени К.Д.Ушинского, г. Ярославль, Россия

  • Веч Н.Г., кандидат психологических наук, клиничесий психолог, Центр психологического консультирования и психотерапии «Эквилия», г. Алматы, Казахстан

  • Власов Н. А., кандидат психологических наук, медицинский психолог психиатрической клинической больницы им. П.Б. Ганнушкина, Москва, Россия

  • Гавронова Ю.Д., кандидат психологических наук, ассистент кафедры иностранных языков, Смоленский государственный университет, Смоленск, Россия

  • Галимова Р.Ф. аспирант 3 года обучения по специальности «Социальная психология» ЯрГУ им. П.Г.Демидова, г. Ярославль, Россия

  • Гальмак М.В., студентка ФГБОУ ВО «Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова», г. Ярославль, Россия

  • Глазова О.В., методист школы дистанционного обучения ГОУ ЯО "Центр помощи детям", магистрант ФГБОУ ВО ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, Ярославль, Россия

  • Гусева Е.С., старший преподаватель кафедры социальной психологии СамГУ, Самара, Россия

  • Давлетова А.А., доктор психологических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и социальных дисциплин, Университет Туран, академик МАПН, Алматы, Казахстан

  • Дьяченко Е.Н., психолог, соискатель ученой степени кандидата психологических наук, Институт психологии творчества, С-Петербург, Россия

  • Жукова Т.В. доцент кафедры педагогической психологии Ярославского государственного педагогического университета имени К.Д.Ушинского, г. Ярославль, Россия

  • Зайцева И.Б., психолог, общество с ограниченной ответственностью “Центр аттестации сил обеспечения транспортной безопасности “ (ООО “ЦАСО ТБ”), г.Москва, Россия

  • Зинова У.А. доктор психологических наук, действительный член Международной академии психологических наук, Магнитогорск, Россия

  • Зобков А. В. (г. Владимир, Россия) доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры общей и педагогической психологии ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых», действительный член Международной академии психологических наук

  • Зорина Н.Н., психолог, специалист по нейрографике, г.Москва, Россия

  • Зотова Н.Г., (Волгоград, Россия) кандидат педагогических наук, декан факультета психолого-педагогического и социального образования, доцент, заведующий кафедры психологии профессиональной деятельности, Волгоградский государственный социально-педагогический университет

  • Ермакова Е.С., психолог, остеопат, Гомель, Белоруссия

  • Исмаилов Ш.Т., студент 4-го курса школы «Общая Медицина – 2» НАО «КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова», Алматы, Казахстан

  • Кабакова М.П., канд. психол. наук, доцент, и.о. профессора кафедры общей и прикладной психологи Казахского Национального университета им. аль-Фараби , Алматы, Казахстан.

  • Камакина О.Ю., кандидат психологических наук, доцент кафедра педагогики и психологии начального обучения ФГБОУ ВО ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, Ярославль, Россия

  • Карабущенко Н.Б., доктор психологических наук, профессор, кафедра психологии и педагогики, Российский университет дружбы народов,  г. Москва, Россия

  • Кашапов М.М., доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогической психологии, Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, действительный член Международной академии психологических наук, Ярославль, Россия

  • Кичман Д.Н., аспирант психологии, МГОУ, кафедра психологии, Москва, Россия

  • Козлов В.В., президент Международной Академии Психологических Наук, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной и политической психологии ЯрГУ им. П.Г.Демидова, действительный член МАПН, Ярославль, Россия

  • Корнеенков С.С., к. психол. н., доцент, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток, Россия

  • Куандыкова Б.Ж., Докторант PhD, Университет Туран, Алматы, Казахстан

  • Кудашев А.Р., доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента и социальной психологии БАГСУ при Главе РБ, , г. Уфа, Башкирия

  • Кудрявцева А.А., студентка 3-го курса факультета психологии, Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, Ярославль, Россия

  • Кулымбаева А.К. Магистр социальных наук по специальности психология Казахский Национальный Женский Педагогический университет, старший преподаватель г. Алматы Казахстан

  • Лавриенко И.Я., доктор психологических наук, профессор, врач-психотерапевт, Центр психологического консультирования и психотерапии «Эквилия», действительный член Международной академии психологических наук, г. Алматы, Казахстан

  • Ледовская Т.В., кандидат психологических наук, доцент, ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, доцент кафедры педагогической психологии, Ярославль, Россия

  • Литке С.Г., доцент кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, кандидат психологических наук, ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», Челябинск, Россия

  • Лымарева А.О., психолог Общеобразовательной школы №129 г. Алматы, Казахстан

  • Лысакова Д.М., обучающаяся по направлению 37.03.01 «Психология», академический бакалавриат на кафедре «Прикладная психология» Петербургского государственного университета путей сообщения императора Александра I, г. Санкт-Петербург, Россия

  • Лычагина С.В., доцент кафедры общей и прикладной психологии кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии, г. Санкт-Петербург, Россия

  • Лычагин С.С., старший помощник начальника отделения кадров Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Новгородской области г. Великий Новгород, Россия

  • Мадалиева С.Х., кандидат психологических наук (PhD), лектор кафедры «Коммуникативные навыки» НАО «КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова», Алматы, Казахстан

  • Мазилов В.А (Ярославль, Россия) - доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, действительный член МАПН.

  • Малеева С.Ю., кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Дальневосточный государственный медицинский университет, Хабаровск, Россия

  • Матвеева А.А., соискатель степени PhD базовой докторантуры, ассистент кафедры психиатрии, наркологии, детской психиатрии, медицинской психологии и психотерапии. Ташкентский Педиатрический Медицинский Институт, Ташкент, Республика Узбекистан.

  • Мусатова О.А. кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры социальной работы, ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Москва, Россия

  • Мухамедова Д.Г., доктор психологических наук, профессор, Национальный университет Узбекистана, заведующая кафедры «Психология», Ташкент, Республика Узбекистан.

  • Наркевич А.В. (Москва, Россия) - аспирант кафедры социальной и политической психологии ЯрГУ им. П.Г. Демидова,

  • Нерсесянц А.В. – аспирант, кафедра психологии и педагогики, Российский университет дружбы народов,  г. Москва, Россия

  • Нурходжаев С.Н., соискатель степени PhD базовой докторантуры, ассистент кафедры психиатрии, наркологии, детской психиатрии, медицинской психологии и психотерапии. Ташкентский Педиатрический Медицинский Институт, Ташкент, Республика Узбекистан.

  • Нутфуллина А.Р., студентка 2 курса бакалавриата Казахского Национального университета им. аль-Фараби Алматы, Казахстан.

  • Ободкова Е.А., кандидат психологических наук доцент кафедры социальной и политической психологии, Ярославский государственный университет имени П.Г. Демидова, Ярославль, Россия

  • Павлова Ю.Б. – аспирант УО «Гомельский государственный университет им. Ф.Скорины»

  • Паклянова В.А., магистрантка ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, Ярославль, Россия

  • Перевозкина Ю.М., доктор психологических наук, доцент, заведующий кафедрой практической и специальной психологии факультета психологии, Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия

  • Пискарева С.Е., психолог, г. Уфа, Башкирия

  • Позняков В.П., доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник, лаборатория истории психологии и исторической психологии, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт психологии РАН, действительный член Международной академии психологических наук, г. Москва, Россия

  • Поварёнков Ю.П., доктор психологических наук, профессор, ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, действительный член Международной академии психологических наук, Ярославль, Россия

  • Полевов Е.А., сержант 291 группы факультета морально-психологического обеспечения Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии г. Санкт-Петербург, Россия

  • Пятышева Е.Г. бакалавр кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», Челябинск, Россия

  • Родь В.В. психолог, «Центр психологической помощи #PRO СЕМЬЮ», г. Тюмень, Россия

  • Саденова Г.М., психолог, директор Центра практической психологии, Нур-Султан, Казахстан

  • Сангилбаева А.О. Магистр социальных наук по специальности психология Казахский Национальный Женский Педагогический университет, старший преподаватель г. Алматы Казахстан

  • Сандалова А.В. психолог, соискатель ученой степени кандидата психологических наук, Институт психологии творчества, С-Петербург, Россия

  • Сафонова А.А., клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, психотерапевт по методу символдрама, Москва, Россия

  • Синельникова Е.С., кандидат психологических наук, доцент кафедры «Прикладная психология» Петербургского государственного университета путей сообщения императора Александра I, г. Санкт-Петербург, Россия

  • Сокольская М.В., доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры социальной работы, ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Москва, Россия

  • Сорокина Е.Н., кандидат педагогических наук, Институт Психологии Творчества, Нижний Новгород, Россия

  • Спирин А.В., кандидат психологических наук, член-корреспондент Международной Академии Психологических наук, полковник, начальник отдела организации высшего профессионального образования – заместитель начальника управления образования Главного управления кадров Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, Москва, Россия,

  • Субботина Л.Ю., доктор психологических наук, профессор, Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, действительный член Международной академии психологических наук, Ярославль, Россия

  • Сулейманов Ш.Р., старший преподаватель кафедры психиатрии, наркологии, детской психиатрии, медицинской психологии и психотерапии. Ташкентский педиатрический медицинский институт Главный детский психиатр МЗ РУз, Ташкент, Узбекистан.

  • Темирбекова Г.Р., и.о. директора Общеобразовательной школы №129, г. Алматы, Казахстан

  • Тихомиров М.Ю. (Волгоград, Россия) старший преподаватель кафедры психологии профессиональной деятельности, Волгоградский государственный социально-педагогический университет

  • Токарев Я.В. – психолог, Генеральный директор ООО "УК «Фаэтон», Магнитогорск

  • Трифонова С.А., доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной и политической психологии ФГБОУ ВО «Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова», г. Ярославль, Россия

  • Федоришин М.И., кандидат психологических наук, майор, старший помощник начальника лаборатории профессионального отбора – психолог отдела по работе с личным составом Новосибирского военного института имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, Новосибирск, Россия,

  • Халваши О.В., кандидат психологических наук, клинический психолог, г. Москва, Россия

  • Чернов А.Ю. доктор психологических наук, старший научный сотрудник кафедры психологии и педагогики ВолГУ, профессор кафедры социологии, общей и юридической психологии РАНГХИС (Волгоградский филиал), Волгоград, Россия

  • Шапиро С.В., кандидат философских наук Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I – ПГУПС. Доцент кафедры «История, философия, политология и социология», г. Санкт-Петербург, Россия

  • Шарипова Ф. К., Ташкентский педиатрический медицинский институт, доцент кафедры психиатрии, наркологии, детской психиатрии, медицинской психологии и психотерапии, Ташкент, Узбекистан

  • Шевелева Д.Д., студентка 2 курса бакалавриата Казахского Национального университета им. аль-Фараби Алматы, Казахстан.

  • Штырев М.М., аспирант, ассистент, кафедра психологии и педагогики, Российский университет дружбы народов,  г. Москва, Россия

 

Скачать журнал  

{gcontent}Ссылка на скачивание{/gcontent}