Содержание 

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ

Бабинцева Л. Н. (Иркутск) ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Аннотация: В статье рассматривается проблема социально-психологической компетентности личности. Даётся анализ взглядов на проблему как зарубежных, так и отечественных ученых. Определяется понятие и функции социально-психологической компетентности. Выделяются уровни сформированности, а также структура социально-психологической компетентности.

Ключевые слова: социальная компетентность, коммуникативная компетентность, социально-психологическая компетентность, функции социально-психологической компетентности, структура социально-психологической компетентности.

The article touches the problem of socio-psychological competence of the person. The study analyzes different looks at the issue among foreign and Russian scientists. The article also defines the concept and functions of the socio-psychological competence, determines its levels of formation and its structure.

Keywords: social competence, communicative competence, socio-psychological competence, the functions of socio-psychological competence, the structure of socio-psychological competence.

Баротов Ш. Р. (Бухара, Узбекистан) СОЦИАЛЬНЫЕ ПЕРЕСПЕКТИВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

Аннотация: Сложность целей и задач человеческой деятельности, вытекающих из новых социально-экономических и социально-психологических задач, вызывает необходимость совершенствования содержания, форм и методов психологической службы на основе усиления взаимосвязи, взаимодействия и преемственности всех её компонентов.

Особое значение приобретает выявление и оптимизация современных социально – психологических и научно-практических моделей организации психологической службы, применяемых в разных сферах жизни общества. Поиск и внедрение в жизнь наиболее оптимальных моделей может стать своеобразным эталоном более эффективного социального соотношения между личностью и деятельностью, личностью и обществом.

Опорные слова: психологической служба, социально-психологической эффективности, социальная психология, научная практика.

Annotation: The main aim of this research is to investigate theoretically and empirically the social-psychologic and scientific-practical of the formation of psychologik service in Uzbekistan, which comply with the require-ments of the harmony of modern man and society development.

The need for psychologik service isespecially strongly felt in the following instan-ces:

- insufficient implementation of individual and social-psychologic educational methods fitting each student’s activity development;:

- insufficient use of modern psychologic knowledge in the student’s admission to school, his education and vocational orientation;

In the scientific – theoretical stage of the research the criteria of social-psychologic protection are defined; in the empiric stage a range of the common average common indices these criteria display in the activities of individuals in educational and labour institutions is adduced and made the general object of the research. The creation of a comparatively favourable condition in forming scientifically and theoretically based psychologic- protectional factors (regulative- emotional activeness, successful relations, successful individual method) in individuals proved on activities is proved on empiric evidence as heing characteristic to educational and labour organizations where psychologik servise has been set up. This in its turn, paves way for carrying out a number of researches concerning to improving psychologik service conception based on social-psychologic and scientific- practical principles in Uzbekistan.

Key words: psychological service, scientific-practical, sociopsychology.

Социальная ценность моделей психологической службы зависит от степени адекватности и полноты их соответствия основным требованиям, предъявляемым самой жизнью на данном этапе общественного развития. Настоятельная необходимость организации такой службы обусловлена как возрастанием роли человеческого фактора, так и развитием самой психологической науки, которая все более активно включается в решение практических задач, возникающих в раз¬личных сферах общественной практики.

Березуцкий В. И. (Днепропетровск, Украина) ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ БАРЬЕР ПРОШЛОГО ОПЫТА И ФОРМИРОВАНИЕ КЛИНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Аннотация: Статья посвящена анализу психологических проблем, возникающих у студентов медицинских ВУЗов при формировании клинического мышления. Рассматриваются особенности применения эвристического метода обучения для преодоления психологического барьера прошлого опыта у будущих врачей.

Ключевые слова: психологический барьер прошлого опыта, клиническое мышление, диагностический процесс, медицинский ВУЗ

Summary: This article analyzes the psychological difficulties encountered by medical students during the development of clinical thinking. The features of the application of heuristic teaching method to overcome the psychological barrier of the past experience of the future doctors.

Keywords: psychological barrier of past experience, the clinical thinking, diagnostic process, medical university

Дмитриева Л. Г., Сергеева Д. Н., Насырова А. А.(Уфа) АСИММЕТРИЯ ДИАЛОГА В СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ

В данной публикации речь идет об особенностях диалога в педагогическом взаимодействии, несоразмерности (асимметричности) психологических позиций субъектов образования. Педагогическая реальность состоит из незавершенных, спонтанных, ролевых ситуаций, которые не предполагают равноправности психологических позиций. Также диалог зависит от личностных смыслов и представлений о диалоге его участников, что осложняет в значительной степени осложняет процесс общения.

Ключевые слова: асимметрия диалога, педагогическое взаимодействие, субъекты образования

In this publication we are talking about the features of dialogue in pedagogical interaction, disproportion (skewness) psychological entity p ositions. Pedagogic reality consists of unfinished, spontaneous, role-playing situations that do not involve psychological equity positions. The dialogue also depends on personal meanings and views of dialogue participants, making greatly complicates the process of communication.

Keywords: asymmetry of dialogue, pedagogical interaction, education subjects.

Игибаева А. К., Касымбекова Г. К.(Усть-Каменогорск, Казахстан) СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ В СИСТЕМЕ ВОЗРАСТНОЙ ПЕРИОДИЗАЦИИ КАЗАХОВ

В статье рассматриваются вопросы классификации возрастной периодизации развития личности. Также на основе изучения социокультурных особенностей представлена возрастная периодизация казахов.

Ключевые слова: возрастная периодизация, социокультурные особенности, традиции, обряды, казахи.

The article deals with the classification of age periodization of the development of the individual. Also, based on the study of social and cultural features of the age periodization presented Kazakhs.

Keywords: age periodization, socio-cultural characteristics, traditions, rituals, Kazakhs.

Карапетян В. С., Арутюнян Н. С. (Ереван, Армения) ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ ФЕНОМЕНА ОЖИДАНИЯ

Аннотация. В статье обсуждаются разные теоретические понимания феномена ожиданий. Методологические подходы изучения ожиданий представлены в хронологическом порядке: от самых первых исследований к относительно новым теориям.

Ключевые слова: ожидание, экспектация, образ будущего, атрибуция, самоисполняющееся пророчество.

Abstract The article discusses different theoretical understandings of the expectation phenomenon. Methodological approaches to the expectation studies are presented in chronological order: from the first studies to relatively new theories.

Keywords An expectation, expectancy, an image of the future, attribution, self-fulfilling prophecy.

Клюева Н. В., Павлова В. А. (Ярославль) ДОВЕРИЕ В МАСС–МЕДИА: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Аннотация. В статье приводится краткая ретроспектива истории исследований феномена доверия, рассмотренного в разных дисциплинах научного знания. Авторы подчёркивают значимость исследования феномена доверия в контексте массмедиа на примере аналитических ток-шоу. Исследователи обозначают целью научной работы – выявление уровня доверия

населения России к телевизионному жанру ток-шоу. В статье также выделены методы исследования и критерии для анализа выбранных элементов телевизионной коммуникации.

Summary. The article looks briefly at retrospective history of the phenomenon of trust considered by scientists of different fields of science.

The authorsunderline the importance of studying the phenomenon of trust in mass media analytical talk shows. The identification of the level of trust of Russia’s population in a television talk shows is the purpose of scientific research. The article highlights the research methods and criteria for the analysis of selected elements of television communications.

Ключевые слова: доверие, масс-медиа, телевизионная коммуникация, ток-шоу.

Keywords: trust, media, television communication, talk show.

Козлов В. В. (Ярославль) ПРОБЛЕМА «МУЖСКОГО И ЖЕНСКОГО» В ФИЛОСОФИИ И ДУХОВНЫХ ТРАДИЦИЯХ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

Аннотация. Статья посвящена гендеру, который обусловливает психологические качества, способности, виды деятельности, интересы, занятия и отношения мужчин и женщин. Особое внимание уделяется проблеме мужского и женского в философии и духов¬ных традициях древней Индии.

Ключевые слова. Гендер, пол, личность, психология, философия, духовная традиция, мужчина, женщина, отношение, душа

Abstract. The article deals with gender, which leads to psychological qualities, abilities, interests, activities, classes and relationships between men and women. Particular attention has been paid to the issue of male and female in philosophy and spiritual traditions of ancient India.

Keywords. Gender, gender, personality, psychology, philosophy, spiritual tradition, a man, a woman, attitude, soul

Курилович М. А. (Минск, Республика Беларусь) СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Аннотация. Целью данной статьи является актуализация нового современного знания в психологии межличностного взаимодействия. В настоящее время диалог требует своего переосмысления и качественного использования в современной психологической практике. Объектом исследования являются модели диалогического взаимодействия. Предметом – область межличностного взаимодействия. В исследовании использовались следующие методы сбора данных: интерпретация и теоретический анализ зарубежной литературы. Основными выводами исследования являются следующие положения: 1. Трансмиссионная модель речевого взаимодействия сегодня не удовлетворяет ни теорию, ни практику общения. 2. Необходима интегративная модель с учетом данных исследования всех аспектов коммуникации: языкового, социального, психологического, технологического, культурологического и др. Результаты исследования могут применяться в практике образовательной деятельности и в сфере социальной психологии, а также в различных областях человеческой жизнедеятельности.

Ключевые слова: диалогическое взаимодействие, диалог, модели диалога.

Abstract. The purpose of this article is actualization of the new contemporary knowledge in the psychology of interpersonal interaction. Now dialogue requires rethinking quality and use in modern psychological practice. Object of research are models of Dialogic interaction. The subject – area of interpersonal interaction. The study used the following data collection methods: interpretation and theoretical analysis of foreign literature. The main findings of the study are: 1. The transmission model of communication does not satisfy neither the theory nor the practice of communication. 2. The necessary integrative model based on the data of the study of all aspects of communication: linguistic, social, psychological, technological, cultural and etc. the research Results can be applied in practice of educational activity in the field of social psychology, as well as in various fields of human activity.

Keywords: dialogical interaction, dialogue, models of dialogue.

Кутукова Т. Ю. (Ярославль) ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ К ПОКОЛЕНИЮ, КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ СОЦИАЛЬНОЙ ОБУСЛОВЛЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ К ВРЕМЕНИ

В статье рассматривается ряд подходов к изучению поколений в социологии и социальной психологии. Схожесть отношения к времени рассматривается в качестве одной из характеристик, обеспечивающих поколенческое единство. Обосновывается связь принадлежности к тому или иному поколению и особенности социально-психологических и личностных составляющих отношения к времени.

Ключевые слова: поколение, отношение к времени, биографическая схема, уста¬новки в отношении времени, субъективное переживание времени, временная ори¬ентация.

Being part of the generation as a factor of person’s socio-conditioned notion to time.

The article describes a set of approaches to research generations in sociology and social psychology. Similarity of notion to time is considered as one of the features providing generational unity. The article justifies the relation of inclusion to one or another generation and the peculiarity of socio-psychological and personality components of notion to time.

Keywords: generation, notion to time, biographical scheme, attitudes in regards to time, the subjective experience of time, time orientation

В. А. Мазилов (Ярославль), В. А. Янчук (Минск) ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ДИАЛОГА: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ  (Работа выполнена при поддержке РГНФ, грант 16–26–01012)

Аннотация: Статья посвящена проблеме межкультурного диалога. В статье утверждается, что представляет собой качественно инновационную форму меж¬культурного взаимодействия, обеспечивающую оптимальное межкультурное взаи¬мопонимание на основе толерантности. В статье дается подробное описание подхо¬да авторов к организации психологического исследования межкультурного диалога. Представлен проект, в котором спланировано совместное исследование.

Ключевые слова: диалог, межкультурный диалог, методология, исследование

Abstract: The article is devoted to intercultural dialogue. The article states that is qualitatively innovative form of intercultural interaction that provides optimal cross-cultural understanding on the basis of tolerance. The article gives a detailed description of the authors’ approach to the organization of psychological research of intercultural dialogue.

Keywords: dialogue, intercultural dialogue, methodology, research

Мазилов В. А. (Ярославль), Стоюхина Н. Ю. (Нижний Новгород) ПЕРВЫЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПСИХОЛОГИ: РОЖДЕНИЕ ПАРАДИГМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ

Одним из «белых пятен» социальной психологии является вопрос о проблеме воздействия на личность и группу в работах первых отечественных социальных психологов. В рамках настоящей статьи предпринято исследование возникновения парадигмы воздействия в отечественной социальной психологии (как научной, так и прикладной). Констатируется, что к началу XX столетия происходит становление социальной психологии в России, определяется основополагающая проблематика исследований, в которых характерен интерес в первую очередь к социально-психологическим факторам общественно-исторического процесса. Статья основана на использовании труднодоступных материалов, опубликованных в 1920-е гг. в периодической печати. В статье прослежено изменение трактовок воздействия, прослежена эволюция практических задач, решаемых социальной психологией воздействия в 1920-е гг. Вопросы воздействия на массы, толпу были достаточно активно обозначены и активно разрабатывались в отечественной психологии в первое послереволюционное десятилетие. Анализ того, как трансформировались подходы к исследованию воздействия в более поздний период развития отечественной социально-психологической науки составляет задачу, которая решается в другой работе авторов.

Ключевые слова: воздействие, психология воздействия, социальная психоло¬гия, личность, группа, толпа.

The article states that there’s no comprehensive history of Russian social psychology. It seems like there are no monographs describing the complicated history of this discipline in our country in different periods of its development. In additional to this, one the missing parts is the impact on the person and work of the first group of domestic social psychologists. In this article, a study undertaken in the emergence of the paradigm of the impact of the national social psychology (both academic and applied). It is stated that in the beginning of the XX century, the establishment of social psychology in Russia was determined by the fundamental problems of research in which the nature of the interest was primarily socio-psychological factors of socio-historical process. The article is based on the use of materials from periodical press published in the 1920s. The article traced the impact of changes in interpretations, traced the evolution of practical problems to be solved by social psychology impacts the 1920s. Questions about masses and crowd control were actively identified and developed in the national psychology in the first post-revolutionary decade. Analysis of changes in methodology on control (impact) of masses in a later period of domestic social and psychological science were viewed in different publications of different authors.

Keywords: impact, the psychology of influence, social psychology, personality, group, crowd.

Мазилов В. А. (Ярославль, Россия) КРИЗИС ПСИХОЛОГИИ: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ

Статья посвящена анализу феномена кризиса в психологии. Периодически по¬являются новые публикации на тему кризиса в психологии, что свидетельствует о том, что тема не закрыта и сохраняет актуальность. В статье обосновывается положение, согласно которому, существуют психологические причины, заставляющие психологов все новых поколений говорить о кризисе. Главный тезис настоящей статьи – навязчивое обращение (и возвращения) к теме кризиса есть не что иное как память психологов (для самих себя), что психология пока что несовершенна, если мерить по Большому счету, считать ее наукой о человеческой Душе, наукой о наиболее удивительном и совершенном (возвышенном), как некогда полагал Аристотель. Утверждается, что за дату возникновения кризиса следует принять 1874 год, т. е. она совпадает с датой возникновения психологии как самостоятельной науки. Выделе¬ны и описаны три уровня кризиса.

Ключевые слова: психология, наука, кризис, предмет психологии

This article analyzes the phenomenon of the crisis in psychology.Periodically, there are new publications on the crisis in psychology. Thisindicates that the topic remains relevant. The article explains theposition according to which there are psychological reasons that cause thenew generations of psychologists all talk about the crisis. The main thesisof this article – intrusive treatment (and return) to the theme of the crisis there is nothing more than a memory of Psychologists (for hemselves), thatpsychology is not perfect yet, if measured by and large, consider it the science of the human soul, the science of the most amazing and perfect (elevated), as once thought, Aristotle. It is alleged that during the inception of the crisis should be taken in 1874, ie, it coincides with the date of occurrence of psychology as an independent science. Identified and described three levels of crisis.

Keywords: psychology, science, crisis, the subject of psychology

Нагдян Р. М. (Ереван, Армения) К ВОПРОСУ ОБ ИЗУЧЕНИИ ПРОЦЕССА ПОРОЖДЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИЯ

В статье показывается ограниченность гносеологического и онтологического подходов в изучении принципов порождения психического отражения. Указывается на то, что поиск этих принципов проводится, согласно трансцендентальной пара¬дигме, за пределами реальности психических феноменов. В статье подчеркивает¬ся также, что как трансцендентальная психология восприятия, так и проблема по¬рождения психического остались вне поля внимания психологического сообщества.

Ключевые слова: порождающий процесс, гносеологическая парадигма, онтоло¬гическая парадигма, трансцендентальная психология, метафизика.

The paper shows the limitations of the epistemological and ontological approaches to the study of the principles of mental reflection generation. It is pointed out that the search for these principles is conducted, according to transcendental paradigm, outside the reality of psycho/mental phenomena. The article also emphasizes that the transcendental psychology of perception and problem of the generation of mentality stayed out of attention the psychological community.

Keywords: parent process, epistemological paradigm, the ontological paradigm, transcendental psychology, metaphysics.

Пермина С. В. (г. Челябинск) ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЯ КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ СЕМЬИ

Аннотация. В статье рассматривается социально – психологическая феноменология инсти¬тута семьи, дается краткий обзор основных проблем и кризисных состояний совре¬менной семьи.

Ключевые слова. Семья, общество, личность, структура, дифференциация, функционирование, динамика, дезадаптация, кризис.

Annotation.The article envisages socially-psychological phenomenology of institution of a family, gives the short review of the main problems and crisis states of a modern family.

Keywords. Family, society, personality, structure, differentiation, functionality, dynamics, disadaptation, crisis.

Ю.П. Поварёнков (Ярославль) ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ОДАРЁННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛА

Аннотация. В статье обсуждается проблема психологической структуры одарённости профессионала. Установлено, что в психологии отсутствует определение понятия одарённость профессионала, что затрудняет решение методических и диагностических задач. В статье дано определение метапрофессиональной и профессиональной одарённости, как двух видов одарённости профессионала. Пока зано, что профессиональная одарённость влияет на эффективность решения задач профессиональной деятельности, а метапрофессиональная одарённость – на эффективность решения задач профессионального становления личности. Оба вида одарённости профессионала имеют трёхкомпонентную структуру.

Ключевые слова: профессиональные задачи, виды и формы профессиональной деятельности, профессиональная одарённость, метапрофессиональная одарённость

Пузырёв А. В. (Орехово-Зуево) ПИРАМИДА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСТАНОВОК В ОНТОГЕНЕЗЕ

В статье предлагается иерархия, «пирамида» социально-психологических уста¬новок (аттитюдов), включающая семь уровней установок, – установки физического, личностного, межличностного, этнического, социального, принципиального и интегративного уровней. На основе использования словарей антонимов русского языка формулируются конструктивные и деструктивные качества личности, соответствующие каждому из семи уровней установок. Рассматриваются возрастные закономерности формирования пирамиды социально-психологических установок. Её «перевёрнутый» характер обосновывается расширением сознания в процессе онтогенеза.

Ключевые слова: уровни установок, социальная и возрастная психология, конструктивные и деструктивные установки, онтогенез.

The article introduces the hierarchy of social and psychological attitudes, consisting of seven levels. They are the attitudes of physical, personal, interpersonal, ethnic, social, principal and integrative levels. According to the hierarchy of attitudes constructive and destructive attitudes of a person are formulated with the help of the Russian language antonyms dictionaries. Also age specifics of forming of social and psychological attitudes hierarchy are dealt with. It’s inverted character is explained by augmenting cognition during ontogeny.

Keywords: levels of attitudes, social and developmental psychology, constructive and destructive attitudes, ontogeny.

Синицына Л. В. МЕТАСИСТЕМНЫЙ ПОДХОД. ФАКТОРЫ ОПОСРЕДУЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТУПКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Аннотация: Проступок, представляет собой сложное явление, является результатом действия множества факторов, влияющих на состояние, структуру, уровень нарушений. Для исследования всей совокупности проступочного поведения требуется установить как можно больше обстоятельств, определяющих содержание и структуру детерминируемого явления. Данные действия сводятся к построению причинно-следственных связей, а также к разграничению факторов и условий. Метасистемный подход является основой изучения социальной психологии проступков в деятельности сотрудников ОВД. Деятельность является наиболее традиционным, широко изученным предметом психологического анализа; при ее изучении полно, разносторонне проявились попытки структурно-уровневой интерпретации; деятельность является значимым объектом психологического изучения в теоретическом и в прикладном плане.

Abstract: A misdemeanor is a complex phenomenon that is the result of many factors that influence the state structure, the level of violations. For the study of the totality of prostupochnogo behavior you want to install as much as possible of circumstances that determine the content and structure of determinate phenomena. These actions are reduced to the construction of causal relationships, as well as differentiation factors and conditions. Metasystem approach is the basis for the study of social psychology of misconduct in the work of law enforcement officers. Activity is the most traditional, well-studied subject of psychological analysis; in its study fully apparent attempt to diversify structurally-level interpretation; activity is an important object of psychological research in theoretical and applied terms.

Ключевые слова: метасистемный подход, проступок, проступочное поведение, деструктивные проявления, деятельность, противоречия, феномен профессиональной деформации личности, конфликты, прогнозирование, профилактика, детерминанты, факторы, условия, причины, социальная среда.

Keywords: metasystem approach, a misdemeanor, criminal behavior, destructive manifestation, activity, contradictions, the phenomenon of professional deformation of the person, conflicts, prediction, prevention, determinants, factors, conditions, causes, social environment.

Сокольская М. В. (г. Хабаровск) ЛИЧНОСТНОЕ ЗДОРОВЬЕ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛИЗМА

Основные положения разрабатываемой автором концепции личностного здоровья профессионала легли в основу данной статьи, где обосновывается место личностного здоровья в процессе становления профессионала, его роль в профессионализации личности. Личностное здоровье рассматривается в качестве интегративного условия формирования профессионализма, способности профессионала к саморазвитию.

Ключевые слова: здоровье, личность, личностное здоровье, субъективное благополучие, профессионал, профессионализм.

Basic assumptions of the author’s conception of a professional’s health are considered in the article. The role of personal health and its place in the process of a person’s professionalization are proved. Personal health is regarded as an integrative condition of formation of professionalism, professional ability for self-development.

Keywords: a health, a personal, a personally health, a subjective well-being, professional, professionalism.

Стрельцова А. В., Клюева Н. В.(Ярославль) ОСОБЕННОСТИ ФОРМУЛИРОВКИ ПРОБЛЕМЫ КЛИЕНТОМ НА НАЧАЛЬНЫХ ЭТАПАХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Аннотация. В статье приведены результаты теоретического и эмпирического исследования проблемы клиента на начальных этапах психологического консультирования. Выделены этапы трансформации жалобы клиента в проблему в процессе психологического консультирования. А также предложена схема консультативного взаимодействия, включающая этапы трансформации жалобы клиента в проблему.

Ключевые слова: проблема, клиент, психолог-консультант, психологическое консультирование, жалоба, запрос, трансформация жалобы

Abstract. In the article the results of theoretical and empirical research of customer problems during the initial stages of psychological counselling are presented. Stages of the transformation of client’scomplaint into a problem in the process of psychological counseling are highlighted. And the scheme of advisory interaction, which includes stages of the transformation of client’s complaint into a problem, is offered.

Keywords: problem, client, counselling psychologist, psychological counselling, complaint, request, transformation of complaint

Овчинникова Н. Ф. (Ярославль) ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ МОЛОДЕЖИ

Аннотация. В статье рассмотрена проблема определения эмоционального интеллекта, представлены основные теоретические модели зарубежных и отечественных исследователей. Показаны результаты исследования эмоционального интеллекта молодежи, рассмотрены особенности структуры эмоционального интеллекта у молодых людей и девушек.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, коэффициент эмоционального интеллекта (EQ), межличностный эмоциональный интеллект, внутриличностный эмоциональный интеллект.

Annotation. The article considers the problem of definition of emotional intelligence are the main the oretical models of foreign and domestic researchers. The results of the study of emotional intelligence of young people, the features of the structure of emotional intelligence in young men and women.

Keywords: emotional intelligence, emotional intelligence factor (EQ), interpersonal emotional intelligence, intrapersonal emotional intelligence.

Сабирова Д. А. (Бухара, Узбекистан) СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА[/icon]

Аннотация: В статье даются сведения о психологических и педагогических основах социального интеллекта. Также отмечено, что важным фактором считается уровень социального интеллекта, создающий атмосферу удачного отношения с друзьями, коллегами и другими людьми.

Опорные слова: социальный интеллект индивидуально-психологический и социально-психологический компонент, свойства социального интеллекта, тип личности, своебразие личности, профессиональная деятельности.

Annotation: It is necessary to tell that enter factors also definethe influences on tearcher`sand pupil`s indentity of psychological position which is considered as an important level m of social intelligence being served on creation of the atmosphere for succtssful realition with friends colleagues and other people.

Key words: social intelligence, individual- psychological and component, properties of social intelligence, type of persoanility, personal pecualrity, professional activity.

Чернов А. Ю., Курышева О. В. (Волгоград) КОНТУРЫ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНО – ВОЗРАСТНЫХ НОРМ

Аннотация. В статье отражены основные результаты исследования социально – возрастных норм, осуществленного авторами в 2013–2015 гг. Излагаются результаты методологического анализа феномена «социально – возрастные нормы» и дается его авторское определение. Дано обоснование необходимости сочетания качественных и количественных методов эмпирического исследования социально – возрастных норм. Приводятся основные результаты эмпирического исследования социально – возрастных норм: их структуры, содержания, видов и типов.

Synopsis. The article describes the main results of research on the socio – age standards, carried out by the authors in the yeas of 2013–2015. The results of the methodological analysis of the phenomenon of “sociall – age norm” led to formulate its original definition. The substantiation of the need to combine qualitative and quantitative methods of empirical social research – age norms is presented. The main results of empirical research of social – age standard concern their structure, content, forms and types.

Ключевые слова: социально – возрастные нормы, структура социально – возрастных норм, виды социально – возрастных норм, содержание социально – возрастных норм, типология социально – возрастных норм.

Keywords: socio – age norms, social structure – age standards, types of socio – age norms, and social content – age norms, the typology of socio – age norms.

Шабанов Л. В., Сметанкина Л. В., Лычагина С. В. (С. Петербург) МИСТИКА ЛЮБВИ В АРХЕТИПИЧЕСКИХ СТРУКТУРАХ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНОСТИ И ИНДВИДУАЛИЗМА

Аннотация: Цель статьи – рассмотреть современные концепты любви (отношения «Он и Она»), отражающие ее специфику и значимость – подходы конца ХХ–XXI вв., начало которого ознаменовано глобальными и социокультурными трансформация¬ми обществ, переменами ритма и образа жизни человека, обозначив новые тенденции этих подходов, их сходства и различия.

The purpose of the present article was to consider the modern concept of love (in the framework of the social psychology of relations “Man and Woman”), reflecting the specificity of scientific approaches in our century. The authors refer to the phenomenon of love in historical way of humanity, which is transformed into a new archetypal reality through global and socio-cultural changes. By method of comparative analysis attempted to trace the dynamics of changes of rhythm and way of life, reflected in the framework of changes in social relations within the communication space “male” and “female”, the similarities and differences of this. As a result was the conclusion brought into the archetypes associated with the conversion of love in consummation of external manifestations. Schematically this process looks like the desire for functional infantilisation of generations that extends in borderlines “birth – death – rebirth” through the archetypal theme of “child” and “hero”, however, as a result of individuation (narcissism) is a loss of subjectity and updating the archetypal theme of “hero-disabled” compensated in the image of “anti-love”.

Ключевые слова: любовь, индивидуация, социальная фасилитация, borderlines, абъективация, архетип.

Key words: love, individuation, social facilitation, borderlines, objectification, archetype.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

Абдрашитова Т. А., (Астана, Казахстан) ПРОБЛЕМЫ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ЭКСТРЕМИСТОВ, ТЕРРОРИСТОВ

АННОТАЦИЯ. В статье на основании анализа данных зарубежной психологии и собственных эмпирических результатов отражены противоречия между теми усилиями, которые прилагаются для предотвращения распространения радикальной идеологии и той скоростью, масштабами, с какой это распространение продолжается.

ABSTRACT. Based on the foreign psychology data analysis and own empiric results, the article reflects the contradiction between the efforts to prevent the spreading of radical ideology and the speed and the scale with which such spreading takes place.

Ключевые слова: радикальная идеология терроризма, ресоциализация, дерадикализация сознания, экстремизм.

Key terms: radical terrorism ideology, resocialization, deradicalization of consciousness, extremism.

Биктагирова А. Р. (Уфа, Башкиртостан) МАРКЕТИНГОВАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация. В статье представлен социально-психологический феномен «маркетинговая культура». Маркетинговая культура проявляется в ситуации субъект-субъектного взаимодействия и заключается в выявлении и удовлетворении потребности оппонента с целью достижения собственной выгоды. Структура маркетинговой куль¬туры представлена взаимосвязанными компонентами: когнитивный, эмоционально-регулятивный, конативно-коммуникативный, каждый из которых характеризуется своими составляющими.

Ключевые слова: маркетинг, культура, маркетинговая культура, социальное и маркетинговое мышление, профессиональная самоэффективность и самоактуализация.

Abstract. The article presents a social-psychological phenomenon as «marketing culture». Marketing culture declares itself in a situation of subject-subject interaction and lies in identifying and meeting the needs of an opponent in order to achieve his own benefit. The structure of marketing culture is represented by interrelated components: cognitive, emotional and regulatory, connotative and communicative, each of which is characterized by its constituents.

Keywords: marketing, culture, marketing culture, social and marketing thinking, professional self-efficacy and self-actualization.

Булатбекова А. Б., Сарбасова С. Б. (Астана, Казастан) ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Аннотация: в данной статье рассмотрены правовые основы социальной защиты детей, приведены статистические данные. А также представлен обзор исследований, связанных с раскрытием понятия структуры и содержания системы социальной защиты детей, как в Казахстане, так и за рубежом, тенденции развития и выявление особенностей положения.

Lemma: This article considers the legal basis of social protection of children, statistics is given here. Also here is provided an overview of researches related to the disclosure of the concept of the structure and content of the child social protection system, both in Kazakhstan and abroad, trends in the development and identification of the specific situation.

Ключевые слова. Правовые основы, социальная защита детей, дискриминация, легитимность, защита прав человека, социальные услуги, гуманитарный, девиантное поведение, подход

Key words. Legal basis, social protection of children, discrimination, legitimacy, protection of human rights, social service, the humanitarian approach, deviant behavior

Верещагина А. А. (Калининград) НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ ГРУППЕ

Аннотация: в статье рассматривается проблема этнической идентичности с точки зрения особенностей положения групп нетитульного населения в полиэтнических государствах.

Ключевые слова: этническая идентичность, конфликт идентичностей, социализация индивида, язык.

Summary: in article the problem of ethnic identity from the point of view of features of position of groups of not title population in the multiethnic states is considered.

Keywords: ethnic identity, conflict of identity, socialization of the individual, language.

Власова Г. И. (г. Санкт-Петербург) ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация: в статье анализируется опыт организации психолого-педагогического сопровождения процесса социализации младших школьников в условиях мегаполиса. Сопоставлены возможности традиционной и инновационной моделей организации институциональных взаимодействий субъектов воспитания, а также приведена система противоречий, которая рассматривается в качестве источника развития психолого-педагогического инструментария школьной психологической службы и расширения возможностей консультативной помощи семье ребенка-младшего школьника.

Ключевые слова: социализация, институциональное взаимодействие, воспитание, психолого-педагогическое сопровождение.

Abstract: the article analyzes the experience of psycho-pedagogical support of process of socialization of younger schoolboys in conditions of the metropolis. Associated traditional and innovative models of institutional interaction of the subjects of education, and the system of contradictions, which is regarded as the source of development of psihologo-pedagogical tools of the school psychological service and empowerment family counselling of the child-primary school children.

Keywords: socialization, institutional interactions, education, psycho-pedagogical support.

Гирфатова А. Р. (Уфа) ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЯ

В статье анализируются проблемы межкультурной коммуникации руководителей.

Ключевые слова: межкультурные коммуникации, речевое поведение, руководитель.

The article analyzes the problems of intercultural communication of leaders.

Key words: intercultural communication, speech behavior, leader.

Куницына В. Н., Юмкина Е. А. (С. Петербург) СЕМЕЙНЫЕ ПОРЯДКИ КАК УСЛОВИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СЕМЬИ

Аннотация. В статье сформулировано понятие психологического благополучия семьи, в кон¬тексте которого рассматриваются семейные порядки. Показаны основные составляющие семейных порядков: распределение обязанностей в семье, управление финансами и долгосрочное планирование. В ходе эмпирического исследования (n=175) с использованием опросных методов обнаружены значимые различия между группами испытуемых по выделенным составляющим семейных порядков в ценностных ориентациях, стилях детско-родительских отношений, семейном укладе. Доказано, что семейные порядки обеспечивают психологическое благополучие семьи посредством эффективного управления семейными ресурсами, внесения регулярности в ритм жизни членов семьи, четкости в распределении прав и обязанностей.

Ключевые слова: семейные порядки, психологическое благополучие семьи, семейные ресурсы, гармоничность отношений в семье

Abstract. The focus of the article is a problem of family rules analyzed in the context of family psychological wellbeing. There were shown main components of family rules: distribution of family responsibility, financial administration in family and long-term planning. There were shown the differences between groups of respondents (n 175) divided by using of family order’s components in values, parent-child relationships and family lifestyle. The results of the research show that family orders provide psychological wellbeing of family by making an effective family resources management, entering a regularity in family lifecycle, clarification of family responsibility.

Key words: family orders, psychological wellbeing of family, family resources, harmony of family relationships

Логутова Е. В. (Оренбург) ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СИНДРОМА «ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ» У СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

В статье описываются результаты исследования гендерной идентичности сотрудников правоохранительных органов и анализ результатов исследования склонности к формированию синдрома «эмоционального выгорания» сотрудников МВД. Содержится также анализ противодействия формированию синдрома «эмоционального выгорания» сотрудников МВД с различными гендерными характеристиками.

Ключевые слова: гендерные особенности, маскулинный тип, фемининный тип, андрогинный тип, синдром «эмоционального выгорания», профессиональная дезадаптация.

In article results of research of gender identity of law enforcement officers and the analysis of results of research of tendency to formation of a syndrome of “emotional burning out” of police officers are described. Also the analysis of counteraction to formation of a syndrome of “emotional burning out” of police officers with various gender characteristics contains.

Keywords: gender features, masculine type, femininny type, androgenic type, syndrome of “emotional burning out”, professional disadaptation.

Львов В. М., Черкасова А. А., Кобяк М. В. (Тверь) МЕТОД РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СОЦИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (на примере оказания гостиничных услуг)

Аннотация: В статье предлагается метод развития организационной культуры гостиничного бизнеса, основанный на комплексном учете стратегических целей компетентности управленческого персонала, психологической безопасности всего персонала и клиентов.

Annotation: The article proposes a methodological approach to the development of organizational culture of hospitality, based on a comprehensive account of the strategic objectives of the competence of management personnel, psychological safety of all staff and customers.

Ключевые слова: организационная культура, корпоративный имидж, компетентность персонала, психологическая безопасность, инновационная реакция.

Key words: organizational culture, corporate image, staff competence, psychological safety, innovative response.

Мазур Е. Ю. (Москва) ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ДЕФЕКТОЛОГА В СОВРЕМЕННОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Аннотация: в данной статье показана важность и необходимость с учетом новой образовательной компетентностной парадигмы связи образования и культуры, в результате которой выстраивается матрица профессиональных ценностей.

Annotation: In this article we are showing importance and necessity, given a new educational paradigm, of connection between education and culture which creates a matrix of professional values.

Ключевые слова: компетентностный подход, компетенция, культура, образование, профессиональные ценности.

Keywords: competence approach, competence, culture, education, professional values.

Малых Т. А. (Иркутск) ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: ПРАВОВЫЕ, ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Аннотация: В статье рассматриваются правовые, педагогические и психологические аспекты понятия «информационная безопасность несовершеннолетних». Проблема воздействия негативной информации обоснована как социально-педагогическая. Даны научно-методические рекомендации по развитию навыков формирования информационной безопасности детей.

Ключевые слова: «информационная безопасность», «защита прав детей», «негативная информация», «воздействие информации», «способы защиты».

The article touches the legal, pedagogical and psychological aspects of the concept “Information Security of Minors.” The impact of negative information problem is reasonable as socio-pedagogical. The article presents the scientific and methodological recommendations on the development of skills formation of the information security of children.

Keywords: Information Security, Protection of Children’s Rights, Negative Information, the Impact of Information, Methods of Protection.

Донченко И. А. (Запорожье, Украина) ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПСИХОЛОГА

Аннотация. В статье представлено описание процесса проектирования профессиональной деятельности психолога в условиях прохождения курсов повышения квалификации. Проектирование рассматривается как метод развития профессиональной компе¬тентности психологов. Подчеркивается ключевое значение проектирования в пони¬мании и осознании сути, структуры и механизмов профессиональной деятельности, a также его роль в формировании метакогнитивных способностей (способности к целеполаганию, рефлексии, проектированию, самоорганизации) как составляю¬щих профессиональной компетентности психолога.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, проектирование, рефлек¬сия, профессиональная деятельность, проект.

Donchenko I. CREATING PROJECTS AS A METHOD OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF PSYCHOLOGISTS

Аnnotation. This article describes a method of development of professional competence of psychologists. It is a method of creating projects. This method helps to organize the professional activity. It forms the understanding and awareness of the nature and structure of the activity. The article describes the technique of using the method in the process of post-graduate training of psychologists. Creating projects forms the metacognitive abilities. Metacognitive abilities are components of professional competence of psychologists

Keywords: professional competence, a method of creating projects, reflection, professional activity, a project.

Дунаева О. Н. (Челябинск) ГЕНДЕРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЗРЕЛОЙ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Аннотация: В статье рассматривается, на основе социально-психологических концепций и исследований, трансформация гендерных социокультурных конструктов в современном российском обществе. Анализируется гендерная репрезентация и личностная самореализация в различных сферах общественной жизни: политической, профессиональной и семейной.

Abstract: The article considers, on the basis of socio-psychological theories and research, the transformation of socio-cultural constructs of gender in contemporary Russian society. Analyzes the representation of gender and personal self-realization in various spheres of public life: political, professional and family.

Ключевые слова: гендерная стратификация общества, профессия, карьера, ли¬дерство, семейные ценности, супружество, родительство, самореализация.

Keywords: gender stratification of society, profession, career, leadership, family values, marriage, parenting, self-realization.

Иванов Е. А., Турчин А. С. (Санкт-Петербург) ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ БЛИЖАЙШЕГО ОКРУЖЕНИЯ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ САМОЧУВСТВИЕ БОЛЬНЫХ С ОНКОУРОЛОГИЧЕСКИМ ДИАГНОЗОМ

Аннотация: в статье представлены результаты эмпирического исследования психологических особенностей поведения пациентов онкобольниц. Анализируется взаимосвязь протекания болезни и процесса излечения больных с онкоурологическим диагнозом в зависимости от характера взаимодействия с ближайшим окружением (семья, референтные группы, медицинский персонал). Сделан вывод о целесообразности организации специальной подготовки психологов к работе с выше перечисленными категориями лиц, влияющих на психологическое состояние онкобольных.

Ключевые слова: тревожность, невротизация, защита личности, настроение, коммуникативные ориентации.

Abstract: the article presents the results of empirical research of psychological features of behavior of patients anabolic. The interrelation of illness and healing process of patients with urologic cancer diagnosis depending on the nature of the interaction with the nearest environment (family, reference groups, medical personnel). The conclusion about expediency of organization of special training of psychologists to work with the above listed categories of persons, influencing the psychological state of cancer patients.

Keywords: anxiety, neuroticism, personality, mood, communicative orientation.

Карпов А. М. Герасимова В. В. (Казань) ЕДИНАЯ СТРАТЕГИЯ ПРОФИЛАКТИКИ АГРЕССИИ И АУТОАГРЕССИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Аннотация: В статье приведена единая стратегия и алгоритм преодоления азогнозии аутоагрессии современного общества. Раскрыты соответствующие условия и техники работы.

Ключевые слова: аутоагрессия, азогнозия, биопсихосоциальная модель человека и общества, современное общество.

Abstract. Single strategy and algorithm of overcoming of azognozii self-aggression of modern society is resulted in the article. The proper terms and techniques of work are exposed.

Keywords: self-aggression, azognoziya, biopsikhosocial’naya model of man and societies, modern society.

Козлов В. В. (Ярославль), Гордеев М. Н., Власов Н. А. (Москва) ЭМПАТИЯ КАК МЕХАНИЗМ ВНУШАЕМОСТИ В БОЛЬШОЙ ГРУППЕ

Аннотация: в статье представлен анализ такого механизма внушаемости в большой группе как эмпатия. Авторами приводятся краткая история изучения данного термина, достаточно подробно описываются физиологические основы указанного феномена, его виды, формы и уровни. Завершающая часть статьи посвящена клиническим аспектам нарушений, при которых наблюдается дезадаптивное изменение эмпатии.

Ключевые слова: внушаемость, эмпатия, культура, социум, социальная психология, интегративная психология.

Abstract: in the article presents the analysis of the mechanism of suggestibility in a large group as empathy. The authors provide a brief history of the study of this term, describe in sufficient detail the physiological basis of the phenomenon, its types, forms and levels. The final part of the article devoted to the clinical aspects of disorders in which there is a non-adaptive changes of empathy.

Keywords: suggestibility, empathy, culture, society, social psychology, integrative psychology.

Милютина Е. В. (г. Полевской, Россия) ИНТЕГРАТИВНАЯ МОДЕЛЬ ДУХОВНОГО КРИЗИСА

Аннотация. Данная статья посвящена рассмотрению вопроса тождественности структур личности и науки (психологии и медицины). Стремление личности к целостности и самореализации, через актуализацию духовного я, находит отражение в предложенной биопсихосоциодуховной модели и наоборот. Основной акцент статьи: психическое расстройство – не всегда болезнь, но даже в случае заболевания, именно обращение к я-духовному может стать мощным ресурсом и направить век¬тор развития личности в позитивное русло. Статья описывает некоторые примеры выхода из кризиса, способы не директивного взаимодействия с пациентом.

Ключевые слова. Биопсихосоциодуховная модель, личность, пациент, я-духовное, вектор развития, целостность психической реальности.

Abstract. This article is devoted to consideration of a question of identity of structures of the personality and science (psychology and medicine). Aspiration of the personality to integrity and self-realization, through updating of spiritual – I, find reflection in the offered biopsikhosotsiodukhovny model and vice versa. Main accent of article: the mental disorder – not always an illness, but even in a case, the address to I – spiritually can become a powerful resource and send a vector of development of the personality to the positive course Article describes some examples of recovery from the crisis, ways of not directive interaction with the patient.

Keywords: Biopsikhosotsiodukhovny model, the personality, the patient, I – spiritual, a development vector, integrity of mental reality.

Морозов А. В. (Москва) ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Аннотация: в статье рассматривается проблема информационной безопасности личности ребёнка в современном российском обществе в условиях глобализации информационного пространства; особое внимание, при этом, уделяется психическому и физическому здоровью ребёнка, воспитанию полноценной гармонично развитой личности, формированию его культуры, ценностных ориентаций, взглядов и установок в процессе развития.

Ключевые слова: информационная безопасность, здоровье ребёнка, психическое развитие, средства массовой информации, установки, ценностные ориентации, глобализация, воспитание, культура.

Abstract: the article considers the problem of information security of the child’s personality in modern Russian society in conditions of globalization of information space; particular attention is, thus, given the mental and physical health of the child, the full education of a harmoniously developed personality, formation of its culture, value orientations, beliefs and attitudes in the development process.

Keywords: information security, child health, mental development, media, attitudes, value orientation, globalization, education, culture.

Нелидов С. Н., Дмитриева П. Н. (Алматы, Республика Казахстан) ЖАНРЫ СОВРЕМЕННОГО КИНОИСКУССТВА КАК НОСИТЕЛИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ И ЭНЕРГИИ В СВЕТЕ ВОСТОЧНОЙ НАТУРФИЛОСОФИИ

Аннотация. Изучение философских взглядов Восточной медицины позволило систематизировать основные киножанры согласно энергиям Ветра, Тепла, Жара, Влажности, Сухости и Холода с соответственной привязкой их к энергиям вну¬тренних пар-органов: печень-желчный пузырь, сердце-тонкий кишечник, селезён¬ка-желудок, лёгкие-толстый кишечник и почки-мочевой пузырь. Доминирование или недостаток этих энергий вызывает нарушения в здоровье и психике человека. На примере анализа киножанровых предпочтений школьников нами установлено, что детям не хватает энергии тепла, проявляемой любовью и доброжелательным вниманием окружающих их людей и общества.

Жанры кино, восточная медицина, энергии: ветра, тепла, жара, влажности, сухо¬сти, холода, психоэмоциональные переживания

GENRES OF MODERN MOTION PICTURE ARTS AS CARRIERS OF PSYCHOEMOTIONAL EXPERIENCES AND ENERGY IN THE LIGHT OF ORIENTAL PHYSIOPHILOSOPHY[/icon]

Summary. Studying of philosophical sights of Oriental medicine has allowed to systematise the basic film genres according to energies of the Wind, the Warmth, the Heat, the Humidity, the Dryness and the Cold with their respective binding to energies of internal pair-bodies: a liver – a gall bladder, a heart – a small intestines, a spleen – a stomach, lungs – thick intestines and kidney – a bladder. Domination or a lack of these energies causes infringements in health and mentality of the person. Analysing the example of film genre preferences of schoolboys we established that children do not have enough energy of warmth shown by love and benevolent attention of people surrounding them and by a society.

Keywords: cinema genres, Oriental medicine, energies: the wind, the warmth, the heat, the humidity, the dryness, the cold, psycho-emotional experiences

Сандомирский М. Е., Гимранова Э. Ф. (Москва) ПРОБЛЕМА НАСИЛИЯ НАД ЖЕНЩИНАМИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Аннотация. Обсуждаются социально-психологические аспекты помощи женщинам, ставшим жертвами насилия, и механизмы формирования у них психосоматических расстройств в отдаленном периоде психологической травмы

The problem of violence against women is discussed, including socio-psychological aspects of help to the victims and mechanisms of posttraumatic psychosomatic disorders

Ключевые слова. Агрессия, насилие в отношении женщин, посттравматические психосоматические расстройства у женщин, виктимность

Keywords. Aggression, violence against women, posttraumatic psychosomatic disorders in women, victimization

Стародубцева Г. А., Фролова О. П.(Иркутск) СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ И ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ  В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Ключевые слова: Безопасность среды, информационная безопасность детей, социальная ситуация развития ребенка, роль взрослого в обеспечении информационной безопасности ребенка.

Аннотация: В статье рассматриваются особенности современной социальной среды, оказывающие различные воздействия на развитие детей в разные сензитивные периоды. Отмечается повышение роли взрослых, особенно воспитательных и образовательных институтов в адаптации информационных технологий и наработок информационного общества для психического развития детей.

Key words: Security protection, information security of children, social situation of development of the child, the adult role in ensuring the child’s safety information.

Annotation: The article discusses the features of the modern social environment, have different effects on the development of children at different sensitive periods. There enhancing the role of adults, especially educational and training institutions in the adaptation of information technology and the developments of the information society for the mental development of children.

 

ЭКСПЕРИМЕНТ И ТЕХНОЛОГИЯ

Барабанов Р. Е. (Москва) ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ У ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ ГОЛОСА

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические аспекты исследования эмоционально-личностной сферы пациентов с нарушением голоса, описываются различные подходы к исследованию эмоциональных состояний у лиц с голосовой патологией, представляются результаты исследования эмоционально-личностной сферы у лиц с патологией гортани.

Abstract. The article discusses the theoretical aspects of the study of emotionally-personal sphere of patients with voice disorders, describes various approaches to the study of emotional states in people with voice disorders, presented results of a study of emotionally-personal sphere in patients with laryngeal pathology.

Ключевые слова: голос, нарушение голоса, дисфония, эмоционально-волевая сфера, эмоциональное напряжение.

Keywords: voice, voice disorders, dysphonia, emotional and volitional, emotional stress.

Вербина Г. Г., Вербина О. Ю.(Чебоксары) СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ СТУДЕНТОВ

Аннотация. В статье рассматривается такое понятие как «субъективное благополучие». Раскрываются факторы, влияющие на субъективное благополучие личности. Представлены результаты исследования субъективного благополучия студентов.

Ключевые слова: субъективное благополучие, психологическое благополучие, экономическое благополучие, удовлетворенность жизнью.

Annotation. In article such concept as «subjective wellbeing» is considered. The factors influencing subjective wellbeing of the personality reveal. Results of research of subjective wellbeing of students are presented.

Keywords: subjective wellbeing, psychological wellbeing, economic wellbeing, satisfaction with life.

Воронцова О. Г. (Иркутск) ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАЦИЙ У ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ: ВЗГЛЯД НА НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ

Статья посвящена проблеме наркотизации молодежи и латентной профилактике наркомании среди подростков и молодежи в Иркутской области. В ней описаны этапы экспериментальной работы. Приводятся результаты пролонгированного экспериментального исследования эффективности апробирования программы скрытой профилактики наркомании среди подростков и молодежи.

Ключевые слова: распространение наркомании среди подростков и молодежи, латентная профилактика наркотизации, анализ эффективности скрытой профилактики наркомании, нравственное заражение окружающих вредностей.

The article is devoted to the problem of narcotism spreading among the youth and concealed prophylaxis of narcotism among teenagers and youth in of the Irkutsk region. Experiment phases are described in it. The results of the prolonged experimental investigation on the effectiveness of the programme of concealed narcotism prophylaxes among teenagers are adduced in the article.

Key words: narcotism spreading among the youth, concealed prophylaxis of narcotism, reasons for the first «trials», analysis of the effectiveness of concealed narcotism prophylaxis.

Гордеева Е. Г. (Москва) ТРАНСПЕРСОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД И ПСИХОТЕРАПИЯ

Ключевые слова: трансперсональный подход, трансперсональная парадигма, С. Гроф, холотропный подход, психотерапия

Резюме. В работе анализируется вклад трансперсональной психологии в развитие представлений о возможностях психотерапевтического воздействия на клиента. Подробному анализу подвергаются техники, используемые С. Грофом и К. Гроф на этапе их трансперсональных психологических исследований (так называемом холономном подходе).

Keywords: transpersonal approach, transpersonal paradigm, S. Grof, the holotropic approach, psychotherapy

Summary. The paper examinesthe contribution of transpersonal psychology in the development of ideas about the possibilities of psychotherapy to the client. Detailed analysis aretechniques used by S. Grof the transpersonal psychological research (the so-called holonomies approach).

Гюлмамедов А. Б. (Иваново) ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ В УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ

Аннотация: в статье рассматриваются показатели стрессоустойчивости студентов – будущих психологов, ориентированных на работу в системе образования. Определены различия в проявлениях стрессоустойчивости у старшекурсников вуза в ситуации учебно-профессиональной деятельности, позволяющие организовывать им психологическую и психопрофилактическую помощь в преодолении ситуаций, отрицательно сказывающихся на общем и психологическом состоянии и сказывающихся на отношении к будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: стрессоустойчивость, эмоциональные состояния, профессиональное выгорание, учебно-профессиональная деятельность.

Abstract: the article deals with the indicators of stress resistance of students – future psychologists, oriented to work in the education system. Identified differences in manifestations of stress among undergraduates of the University in the situation of educational and professional activities, allowing them to arrange psychological and psycho to help you overcome the situations that have a negative impact on General and psychological state and affects the attitude to future professional activity.

Keywords: stress tolerance, emotional state, professional burnout, educational and professional activity.

Деревянко О. И., Финькевич Л. В. (Минск, Республика Беларусь) ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ В РАЗВИТИИ РОЛЕВОГО КОНФЛИКТА ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ В ПРОФЕССИЯХ СОЦИОНОМИЧЕСКОГО ТИПА

Аннотация: Представлены результаты эмпирического исследования ролевого конфликта в управленческой деятельности сферы здравоохранения и образования. Статистически достоверно доказано, что преобладание того или иного гендера в профессиональной среде не оказывает влияния на степень выраженности ролевого конфликта и его структурные характеристики.

Ключевые слова: ролевой конфликт личности руководителя, тип ролевого конфликта, локус ролевого конфликта, профессиональная среда, гендер.

Summary: The results of empirical studies of role conflict in management of healthcare and education. Statistically proven that the predominance of one or another gender in a professional environment has no effect on the severity of role conflict and its structural characteristics.

Keywords: role conflict personalities, a type of role conflict, locus of role conflict, professional environment, gender.

Кашапов А. С. (Ярославль) СОБЫТИЙНО-КОГНИТИВНЫЕ И АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ  КАК ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТОМ (Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (Проект № 16–06–00196а))

Аннотация: Определены компоненты готовности к управлению конфликтом. Обосновано, каким образом учёт принципов управления конфликтами способствует более гибкому поведению в условиях конфликтного взаимодействия. Творческий потенциал в управлении конфликтом раскрыт посредством анализа факторов, способствующих быстрому нахождению оригинального решения конфликтной проблемы.

Ключевые слова: событийность, трансформации, события, профессионализации, социализации, конфликт, ситуация.

Annotation: The components of readiness to conflict management are defined. Founded, how accounting principles of conflict management contributes to a more flexible behavior in conditions of conflict interaction. Creativity in managing the conflict revealed through the analysis of the factors contributing to the fast finding of the original solution of conflict problems.

Keywords: eventfulness, the transformation, events, professionalisation, socialization, conflict, situation.

Кашапов М. М., Солодчук О. Н. КРЕАТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ (Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (Проект № 16–06–0019а))

Аннотация: Работа направлена на изучение креативности как надпрофессиональной компетентности у студентов медицинского университета. Приводятся данные эмпирического исследования, подтверждающие необходимость формирования творческих способностей у будущих специалистов.

Ключевые слова: невербальная креативность, вербальная креативность, творческие способности, индекс оригинальности, индекс уникальности, студенты.

Abstract: The work is aimed at highlighting the issue of creativity as nepotistically competence of medical students. Data of empirical research confirming the need of formation of creative abilities of future specialists.

Key words: nonverbal creativity, verbal creativity, creative abilities, originality index, the index uniqueness, the students.

Клюева Н. В., Котина Н. Н. (Ярославль) ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ САМООТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ  В ПРОЦЕССЕ СОВМЕСТНО-РАСПРЕДЕЛЕННОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья посвящена механизмам развития самоотношения детей младшего подросткового возраста в совместно-распределенной учебной деятельности. Проанализированы основные теоретические подходы к формированию механизмов самоотношения в подростковом возрасте. Выявлено, что на содержание и структуру самоотношения детей младшего подросткового возраста оказывают влияние опыт построения социальных отношений в учебной группе, смена ролей субъекта обучения, педагогическая оценка и оценки сверстников, учебная рефлексия и успешность решения учебной задачи.

Ключевые слова: самоотношение, младший подростковый возраст, совместно-распределенная учебная деятельность.

The article is devoted to the mechanisms of development of self-evaluation of children younger adolescence in its joint distributed learning activities. Analyzes the main theoretical approaches to the formation of mechanisms of self-evaluation in adolescence. Revealed that the content and structure of self-attitude of children of younger teenage age influence the experience of building social relations in the study group, changing roles of subject learning, teacher evaluation and evaluation of peers, academic reflection and the success of a task.

Key words: self-relation, a Junior adolescence, jointly-distributed learning activities.

Кривобоков А. С. (Ярославль) ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ КОПИНГА

Разработанный эксперимент позволил получить новые данные по использованию личностью совладающего поведения. Эксперимент изучает динамику совладающего поведения в условия ситуации, когда испытуемый не может добиться своего решения проблемы (фрустирующая ситуация). Полученные данные в эксперименте позволяют предполагать, что не существуют поведенческие, когнитивные и эмоциональные виды копинга, что каждое поведенческое усилие сопровождается эмоциональной реакцией. Следовательно, правильнее будет подразумевать поведенческое, когнитивное и эмоциональное как компоненты в совладающем поведении.

Ключевые слова: экспериментальное исследование, копинг, динамика совладающего поведения, фрустрирующая ситуация, эмоциональный компонент, поведенческий компонент.

The developed experiment allowed to get new data about using coping behavior by personality. The experiment researches dynamics of coping behavior in conditions of inability of a subjectto solve a problem (frustrating situation). The acquired data from the experiment allows to assume, that there are no behavioral, cognitive or emotional types of coping behavior, that every behavioral effort is accompanied by an emotional reaction. Therefore, it would be more correct to assume behavior, cognition and emotions as components of coping behavior.

Key words: experimental research, coping behavior, dynamics of coping behavior, frustrating situation, emotional component, behavioral component.

[icon class="text-icon write"]Мантикова А. В. (Абакан, республика Хакасия, Россия) ВЫСОКООРГАНИЗОВАННЫЕ МЛЕКОПИТАЮЩИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ СЕМЕЙНОЙ СИСТЕМЫ

Ключевые слова: семья как система, высокоорганизованные домашние животные, домашнее животное как член семьи, кошка, собака, анималотерапия, психологический климат в семье

Key words: family as a system, a highly organized domestic animals, pet as a family member, cat, dog, animal-assisted therapy, psychological climate in the family

Аннотация.Общение человека и животного, тем более такого высокоорганизованного, как кошка или собака, представляет собой особый вид социального взаимодействия. В психологии накоплен эмпирический материал о психологическом влиянии домашних животных на людей, но о том, какое место занимает животное в жизни хозяина, и о восприятии человеком тех животных, которые находятся с ним рядом, существу¬ют хоть и многочисленные, но, зачастую, ненаучные сведения. Исследование представления о домашних животных становится все боле актуальным в связи с постоянным ростом численности последних за минувшее десятилетие, и возрастающей роли в общении человека.

Метельская Ю. С. (Ярославль) НАРУШЕНИЕ БАЗОВОЙ АФФЕКТИВНОЙ РЕГУЛЯЦИИ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА ОТКРЫТЫХ СМЕННЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

В статье рассматриваются нарушения эмоциональной сферы учащихся открытых сменных общеобразовательных школ. Выявлены особенности эмоциональной сферы учащихся этой группы: недифференцированность эмоций, амбивалентность эмоциональной сферы, высокая степень актуальности негативных эмоций. Указана связь данных особенностей с особенностями объектных отношений.

Ключевые слова: уровни эмоциональной регуляции, дифференцированность, амбивалентность эмоциональной сферы, объектные отношения.

The article discusses the violations of the emotional sphere students of public secondary schools. The peculiarities of the emotional sphere of students of this group: undifferentiated emotions, ambivalence emotional sphere, a high degree of relevance of negative emotions. Тhe relationof these features with the features of object relations.

Keywords: the levels of emotional regulation, differentiation, ambivalence of the emotional sphere, object relations.

Т. М. Панкратова, Н. Н. Пушкова, Е. В. Белякова (Ярославль, Углич Ярославской области, Россия) РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ

Аннотация. В настоящее время наблюдается большой интерес педагогов до¬школьных учреждений к обновлению развивающей предметно – пространственной среды в связи с необходимостью организации педагогической деятельности в соответствии с требованиями новых Федеральных образовательных стандартов дошкольного образования. В статье рассматриваются теоретические подходы к пониманию роли игровой деятельности в психическом развитии детей дошкольного возраста, излагаются практические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений по организации театрализованной игровой деятельности для детей среднего дошкольного возраста.

Ключевые слова: игра как условие психического развития ребенка, принципы организации предметно-пространственной среды, театрализованная игра детей, театрально-игровые умения дошкольников.

Annotation. Presently there is large interest of teachers of preschool establishments to the update of developing in detail – spatial environment in connection with the necessity of organization of pedagogical activity in accordance with the requirements of the new Federal educational standards of preschool education. In the article the theoretical going is examined near understanding of role of playing activity in psychical development of children of preschool age, practical recommendations are expounded for teachers middle preschool age.

Keywords: game as condition of psychical development of child, principles of organization of subject-spatial environment, theatricalized game of children, theatrical-playing abilities of under-fives.

Соткин А. С., Козлов В. В. (Ярославль) СОЗНАТЕЛЬНОЕ ОТЦОВСТВО

Аннотация: В статье представлено исследование феномена сознательного отцовства, описывается и обосновывается этап разработки и проверки методики, а также проведен анализ работ ученых, которые внесли большой вклад в исследование сознательного отцовства.

Ключевые слова: Сознательное отцовство, роль отца, влияние, социализация.

Summary: In this article was presented the study of the phenomenon of conscious fatherhood, described and substantiated the design and verification of procedure, as well as the analysis of works of scientists who have made great contribution to the study of conscious fatherhood.

Keywords: conscious fatherhood, father’s role, influence, socialization.

Степанов О. Г., Панова Н. В. (Челябинск) ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ РЕБЕНКА В ПЕРИНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Аннотация: В утробе происходит формирование базисных пониманий ощущений или первичных чувств ребенка, первичных понятий о добре и зле, об отношениях, о взаимодействии с миром. Многие наши переживания и чувства (очень многие) в основе своей динамики, эмоциональности, энергетики имеют перинатальные корни. во время внутриутробного развития, в перинатальный период, возможно переживание высоко дифференцированных эмоций и чувств, сравнимых по своим характеристикам с таковыми у взрослых. Что в этот период происходит формирование базовых представлений ребенка: рай, ад, трансцендентная функция, Самость и т. д.

Ключевые слова: Пренатальные отношения, базисные представления, эмоции, чувства, ощущения, ребенок, внутриутробное развитие.

FORMATION OF BASIC CONCEPTS OF THE CHILD DURING THE PERINATAL PERIOD

Annotation. It occurs in utero formation of basic understanding of the concepts in the child. Many of our experience of feeling basically is perinatal roots. In the perinatal period, the formation of highly differentiated feelings and emotions as adults. During this period, the formation of the basic concepts of the child’s: paradise, hell, transcendental function, Selfhood.

Keywords. Prenatal relations, basic presentation, emotions, feelings, child, natal development.

Субботина Л. Ю. (Ярославль) ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ НА ЭТАПАХ КРИЗИСНОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА (Работа выполнена при финансовой поддержке Гранта РГНФ № проекта 16-06-00960)

Аннотация: Социально-экономические кризисы имеют важные социальнопсихо-логические последствия. Они отражаются на всех сферах жизни личности. В итоге происходят трансформации устойчивых психических феноменов. В частности, феноменов социальной перцепции. Исследование этих трансформаций позволяет уточнить механизмы социального восприятия.

Ключевые слова: социальная перцепция, трансформация, управление, перцептивный образ, социальный кризис.

Annotation: Social and economic crises have important social and psychological consequences. They are reflected in all areas of a person’s life. As a result, there is a transformation of stable psychic phenomena. In particular – phenomena of social perception. The study of these transformations allows us to refine the mechanisms of social perception.

Keywords: social perception, transformation, management, perceptual image, social crisis.

Ульянич А. Л., Агаркова Л. А., Бухарина И. Ю., Толмачев И. В. (Томск) РАЗЛИЧИЯ В ПОКАЗАТЕЛЯХ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ, ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ, КАЧЕСТВА ЖИЗНИ И УРОВНЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ГОРОДСКОЙ СРЕДОЙ У ЖЕНЩИН С НОРМАЛЬНОЙ И ОСЛОЖНЕННОЙ БЕРЕМЕННОСТЬЮ (Исследование поддержано грантом РГНФ 15–06–10666а)

 «Оценка влияния психоэмоционального состояния, уровня качества жизни и городской среды на физиологическое протекание беременности, родов у женщины и состояние новорожденного».

Аннотация: В статье представлены и описаны достоверные различия по показателям психоэмоционального, качества жизни и удовлетворенности городской средой у женщин с нормальной и осложненной беременностью. Созданы и описаны математические модели прогноза беременности для женщин на первом и втором триместрах. Выявлены показатели, выраженность которых определяет с высокой долей вероятности характер течения беременности на первых этапах.

Ключевые слова: беременность, психологическое состояние, качество жизни, городская среда, физиологичное протекание беременности, математическая модель прогноза беременности акушерство, гинекология, репродуктивное здоровье, демография.

DIFFERENCES ACROSS INDICATORS OF PSYCHOEMOTIONAL STATE, PERSONALITY TRAITS, QUALITY OF LIFE AND LEVEL OF SATISFACTION FROM THE URBAN ENVIRONMENT IN WOMEN WITH NORMAL AND COMPLICATED PREGNANCY

Annotation: In the article the reliable differences across indicators of psychoemotional state, quality of life and satisfaction from the urban environment in women with normal and complicated pregnancy are presented and described. The mathematical models of prognosis of pregnancy for women in the first and second trimesters have been created and described. The indicators have been revealed which severity determines character of course of pregnancy at the first stages.

Keywords: pregnancy, psychological state, quality of life, urban environment, physiological course of pregnancy, mathematical model of prognosis of pregnancy, obstetrics, gynecology, reproductive health, demography.

Фурманов И. А. (Минск, Республика Беларусь) КОММУНИКАЦИОННЫЕ РЕАКЦИИ В РОМАНТИЧЕСКИХ И СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ НА СИТУАЦИЮ, ВЫЗЫВАЮЩУЮ РЕВНОСТЬ

Аннотация: В статье изучаются интерактивные и поведенческие реакции в ситуации ревности в зависимости от пола, возраста и роли в партнерских отношениях в период ранней взрослости. Исследования показывают, что вне зависимости от пола, возраста и роли в ситуации ревности чаще всего используются реакции интегративной коммуникации и компенсации/замещения. В ситуациях, вызывающих ревность, активность мужчин направлена на конкурента, а у женщин – на партнера. У более молодых партнеров активность направлена на налаживание продуктивной коммуникации с партнером, а у более старших – на изменение собственного поведения. В романтических отношениях реакция на ситуацию ревности определяется ценностью партнера, а в супружеских – ценностью отношений.

Ключевые слова: ревность, коммуникационные реакции на ревность, романтические и супружеские отношения

Summary: In article are studied interactive and behavioral reactions to jealousy situation of depending on a sex, age and a role in partner relations in early adulthood. The study suggest that the reactions of integrative communications and compensation/ substitution are more often used without dependence from a sex, age and role in jealousy situation. In the situations provoked jealousy, men’s activity is directed on the rival, and at women – on the partner. At younger partners activity is directed on adjustment of productive communications with the partner, and at more older – on change of own behavior. In romantic relations reaction to a jealousy situation is defined by value of the partner, and in marriage – value of relations.

Keywords: jealousy, communicative reactions to jealousy, romantic and spousal relations

Чемякина А. В. (Ярославль) ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НЕГАТИВНЫХ КАЧЕСТВ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ

В работе представлена проблема взаимосвязи профессионально-важных и профессионально-негативных качеств (ПНК) в структуре личности. Обоснована необходимость дифференциации нового операционального понятия – профессионально-негативных качеств (ПНК). Показано, что данная категория качеств (ПВК и ПНК) находится в неразрывной взаимосвязи. Эффекты структурной организации профессионально – важных и профессионально – негативных качеств имеют противоположную направленность по отношению к обеспечению результативных параметров управленческой деятельности.

The paper presents the problem of the relationship of the professionally important and professionally-negative qualities (PNQ) in the structure of personality. The necessity of differentiation of the new operational concepts – professionally-negative qualities (PNQ). It is shown that this category of qualities (PIQ and PNQ) is in a symbiotic relationship. Effects of structural organization of professionally important and professionally – negative qualities have an opposite direction in relation to the provision of effective parameters of managerial activity.

Ключевые слова: личностные качества, субъектные детерминанты, структура личности, профессионально-важные качества, профессионально-негативные качества.

Keywords: personality, subjective determinants, structure of personality, professionally important qualities, professional negative qualities.

 

Сведения об авторах 

  • Абдрашитова Т. А. – доктор психологических наук, профессор, Евразийский гуманитарный институт, член-корреспондент Международной академии психологических наук (Астана, Казахстан)
  • Агаркова Л. А. – доктор медицинских наук, профессор, директор ФГБНУ «Научно-исследовательский институт акушерства, гинекологии и перинатологии», (г. Томск)
  • Арутюнян Н. С. – Армянский государственный педагогический университет им.Х.Абовяна (Ереван)
  • Бабинцева Л. Н. – старший преподаватель, ГАУ ДПО «Институт развития образования» (Иркутск)
  • Барабанов Р. Е. – сотрудник научно-клинического отдела фониатрии ФГБУ «НКЦ оториноларингологии ФМБА России», преподаватель кафедры психологии гуманитарного факультета АОЧУ ВО МФЮА, член Российского общества психиатров
  • Баротов Ш. Р. – доктор психологических наук, профессор (Бухара, Узбекистан)
  • Белякова Е. В. – воспитатель 1 квалификационной категории МДОУ детский сад № 13 «Звездочка» города Углича Ярославской области (Углич)
  • Березуцкий В. И. – кандидат медицинских наук, доцент кафедры пропеевтики внутренней медицины ГУ Днепропетровская медицинская академия (Днепропетровск)
  • Биктагирова А. Р. – кандидат психологических наук, доцент кафедры прикладной психологии и девиантологии, заместитель декана факультета психологии по научной работе БГПУ им. М. Акмул¬лы, (Уфа)
  • Булатбекова А. Б. – студентка 4 курса специальности «Социальная работа» КазУЭФМТ (Астана)
  • Бухарина И. Ю. – кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник, ученый секретарь ФГБНУ «Научно-ис¬следовательский институт акушерства, гинекологии и перинатологии», (г. Томск)
  • Вербина Г. Г. – доктор психологических наук, профессор ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова» (Чебоксары)
  • Вербина О. Ю. – кандидат психологических наук, доцент, Чувашский государственный педагогический университет имени И. Я. Яковлева, Чебоксары
  • Верещагина А. А. – доктор психологических наук, доцент кафедры психологии и социальной работы, Балтийский федеральный университет им. И. Канта (Калининград)
  • Власова Г. И. – кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой дошкольного образования, Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (Санкт-Петербург)
  • Герасимова В. В. – кандидат психологических наук, заведующий кафедрой общей и коррекционной (специальной) психологии и педагогики ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан», (Казань)
  • Гимранова Э. Ф. – частнопрактикующий психолог-консультант (г. Москва)
  • Гирфатова А. Р. – кандидат психологических наук, доцент, Башкирская академия государственной службы и управления, (Уфа)
  • Гордеева Е. Г. – врач психиатр-психотерапевт, кандидат медицинских наук, ректор НОУ ДПО ИПиКП, (Москва).
  • Гюлмамедов А. Б. – аспирант кафедры психологии ШГПИ ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет» (Иваново)
  • Деревянко О. И. – магистр психологических наук, преподаватель кафедры общей и организационной психологии, Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка, (Минск, Республика Беларусь)
  • Дмитриева Л. Г. – доктор психологических наук, профессор БГПУ им. М. Ак¬муллы (Уфа)
  • Дмитриева П. Н. – старший преподаватель, Алматинский филиал Санкт-Петербургского Университета профсоюзов (Алматы)
  • Донченко И. А. – кандидат педагогических наук, доцент, член-корреспондент Международной академии психологических наук, заведующая кафедрой менеджмента образования и психологии Коммунального учреждения «Запорожский областной институт последипломного педагогического образования» Запорожского областного совета (г. Запорожье, Украина)
  • Дунаева О. Н. – старший преподаватель кафедры психологии развития, Южно-Уральский государственный университет (Челябинск)
  • Иванов Е. А. – кандидат психологических наук, доцент Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД РФ, член-корреспондент Международной академии психологических наук (Санкт-Петербург)
  • Игибаева А. К. – доктор педагогиче-ских наук, профессор ВКГУ им. С. Аманжолова, академик МАПН, (Усть-Каменогорск, Казахстан)
  • Карапетян В. С. – доктор психологических наук, профессор, Армянский государственный педагогический университет им.Х.Абовяна (Ереван)
  • Карпов А. М. – д. м.н., профессор, зав. кафедрой психотерапии и наркологии ГОУ ДПО «Казанская государственная медицинская академия» МЗ РФ, (Казань)
  • Касымбекова Г. К. – кандидат психологических наук, ВКГУ им.С.Аманжоло¬ва (г. Усть-Каменогорск, Казахстан)
  • Кашапов А. С. – кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры педагогики и педагогической психологии государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова» (Ярославль).
  • Кашапов М. М. – профессор, доктор психологических наук, заведующий кафедрой педагогики и педагогической психологии государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова» (Ярославль).
  • Клюева Н. В. – зав. кафедрой кон-сультационной психологии ЯрГУ им. Демидова, профессор, доктор психологических наук (Ярославль)
  • Кобяк М. В. – доктор экономических наук, профессор, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова (Москва)
  • Козлов В. В. – заведующий кафедрой социальной и политической психологии ЯрГУ, профессор, доктор психологических наук, действительный член МАПН, президент МАПН (Ярославль)
  • Котина Н. Н. – аспирантка ФГБОУ ВПО ЯРГУ им П. Г. Демидова (Ярослав¬ль)
  • Кривобоков А. С. – аспирант кафедры консультационной психологии ФБ ГОУ ЯрГУ им П. Г. Демидова (Ярославль)
  • Курилович М. А. – кандидат психологических наук, доцент кафедры теории права, управления и психологии Российского государственного социального университета (Минск, Республика Беларусь)
  • Курышева О. В. – кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии ВолГУ (Волгоград)
  • Кутукова Т. Ю. – психолог, Ярославский Государственный университет им. П. Г. Демидова, Центр корпоратив-ного обучения и консультирования ЯрГУ им. П. Г. Демидова (Ярославль)
  • Логутова Е. В. – кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет» (Орен¬бург)
  • Львов В. М. – доктор технических и психологических наук, профессор, ди¬ректор Межотраслевого центра эргономических исследований и разработок, академик МАПН, (г. Тверь)
  • Лычагина С. В. – кандидат педагогических наук, член-корреспондент МАПН, заместитель начальника кафедры общей и прикладной психологии, Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России(Санкт-Петербург)
  • Мазилов В. А. – заведующий кафедрой общей и социальной психологии Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского, доктор психологических наук, профессор, действительный член МАПН (г. Ярославль).
  • Мазур Е. Ю. – кандидат психологических наук, доцент кафедры управления персоналом ОАНО ВО «Московский психолого-социальный университет» (Москва)
  • Малых Т. А. – кандидат педагогических наук, заведующая кафедры Развития образовательных систем и инновационного проектирования Института развития образования Иркутской области, член-корреспондент Международной академии психологических наук (Иркутск)
  • Мантикова А. В. – ФГБОУ ВПО «Ха-касский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», Медико-психолого-социальный институт, аспирант (Аба¬кан, республика Хакасия, Россия)
  • Метельская Ю. С. – преподаватель кафедры социальной и политической психологии ЯрГУ (Ярославль)
  • Милютина Е. В. – кандидат психологических наук, преподаватель обучающих программ, Институт повышения квалификации и переподготовки Международной Академии Психологических Наук (ИПКиП МАПН) (Екатеринбург)
  • Морозов А. В. – доктор педагогиче-ских наук, профессор, академик (действи¬тельный член) Международной академии психологических наук, психолог-практик высшей категории, главный научный со¬трудник Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт управления образованием Россий¬ской академии образования», (ФГБНУ «ИУО РАО»), (Москва, Россия)
  • Нагдян Р. М. – доктор психологических наук, доцент, кафедра психологии магистратуры Международного научно-образовательного центра Националь¬ной Академии наук Армении, член-корреспондент Международной академии психологических наук (г. Ереван)
  • Насырова А. А. – учитель, (Уфа)
  • Нелидов С. Н. – доктор биологических наук, академик РАЕН, Almaty Management University (Алматы, Республика Казахстан)
  • Овчинникова Н. Ф. – аспирант факультета психологии ЯрГУ им. Демидова (Ярославль)
  • Павлова В. А. – аспирант факультета психологии ЯрГУ им. Демидова (Ярославль)
  • Панкратова Т. М. – кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной и политической психологии ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова», член-корреспондент МАПН, (Ярославль)
  • Панова Н. В. – врач-ординатор кафедры факультетской педиатрии Южно-Уральского государственного медицинского университета (Челябинск)
  • Пузырёв А. В. – доктор филологических наук, практический психолог, профессор кафедры психологии и дефектологии ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет», член-корреспондент МАПН(Орехово-Зуево)
  • Пушкова Н. Н. – воспитатель 1 квалификационной категории МДОУ детский сад № 13 «Звездочка» города Углича Ярославской области (Углич)
  • Сабирова Д. А. – преподаватель кафедры психологии Бухарского государственного университета(Бухара, Узбеки¬стан)
  • Сандомирский М. Е. – кандидат медицинских наук, преподаватель Института групповой и семейной психотерапии (г. Москва)
  • Сарбасова С. Б. – кандидат педагогических наук, доцент КазУЭФМТ(Астана)
  • Сергеева Д. Н. – ассистент БГПУ им. М. Акмуллы (Уфа)
  • Синицына Л. В. – кандидат психологических наук, доцент, Дальневосточный государственный университет путей со¬общения, доцент кафедры Общей, юридической и инженерной психологии (Хабаровск)
  • Сметанкина Л. В. – доктор философских наук, кандидат социологических наук, член-корр. МАПН, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военной академии связи им. Маршала Советского Союза С. М. Буденного (Санкт-Петербург)
  • Солодчук О. Н. – доцент, кандидат медицинских наук, доцент кафедры факультетской педиатрии с пропедевтикой детских болезней государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Ярославский государственный медицинский университет (Ярославль).
  • Стародубцева Г. А. – кандидат психологических наук, доцент кафедры развития образовательных систем и инновационного проектирования ГАУ ДПО «ИРО», (г. Иркутск)
  • Степанов О. Г. – доктор медицинских наук, профессор кафедры факультетской педиатрии Южно-Уральского государственного медицинского университета, член-корреспондент МАПН (Челябинск)
  • Стоюхина Н. Ю. – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии управления, Нижегородский государственный университет (Нижний Новгород)
  •  Стрельцова А. В. – магистрант факультета психологии ЯрГУ им. П. Г. Дедидова (Ярославль)
  • Толмачев И. В. – кандидат медицинских наук, доцент кафедры медицинской и биологической кибернетики ГБОУ ВПО «Сибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, (г. Томск)
  • Турчин А. С. – доктор психологических наук, доцент, Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД РФ, действительный член МАПН, (Санкт-Петербург)
  • Ульянич А. Л. – кандидат психологических наук, доцент кафедры психотерапии и психологического консультирования Национального исследовательского Томского государственного университета (Томск)
  • Финькевич Л. В. – кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей и детской психологии, Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка, (Минск, Республика Беларусь)
  • Фролова О. П. – кандидат педагогических наук, доцент, действительный член МАПН, практический психолог, (г. Иркутск)
  • Чемякина А. В. – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии труда и организационной психологии ЯрГУ им. П. Г. Демидова (Ярославль)
  • Черкасова А. А. – кандидат экономических наук, профессор, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова (Москва)
  • Чернов А. Ю. – доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии ВолГУ (Волгоград)
  • Шабанов Л. В. – доктор философских наук, кандидат психологических наук, академик МАПН, профессор кафедры Гражданско-правовых, гуманитарных и социально-экономических дисциплин Санкт-Петербургского филиала федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Академия Следственного комитета Российской Федерации» (Санкт-Петербург)
  • Янчук В. А. – доктор психологических наук, профессор, Академия последипломного образования, академик МАПН, (г. Минск, Беларусь)

 

Скачать журнал  

{gcontent}Ссылка на скачивание{/gcontent}